Методическое пособие по иностранному (английскому) языку для студентов СПО. Методичка по английскому языку Композиция английской письменной речи

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Г.Г. РУМЯНЦЕВА
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ГОВОРЕНИЮ
НА ОСНОВЕ ТЕКСТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ,
ГРАММАТИЧЕСКИХ И УСТНЫХ РАЗГОВОРНЫХ ТЕМ
Учебно-методическое пособие
для студентов экономического факультета

Барнаул 2011

УДК 371.3:372.8:802.0(072)
Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Барнаульского
юридического института Е.В. Пестова;
к.п.н., доцент кафедры иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета О.А. Парпура.
Румянцева Г.Г. Формирование готовности к говорению на основе текстов по специальности, грамматических и устных разговорных тем: учебно-методическое пособие для студентов экономического факультета. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2011. – 80 с.
Учебно-методическое издание включает грамматический комментарий,
правила выполнения двух контрольных работ по грамматике с 5-ю вариантами
каждой из них, 33 текста по специальности части А и части Б, снабженных активным словарем и специальными упражнениями, формирующими готовность
к саморазвитию устной речи, и 7 устных разговорных тем. Цель учебнометодического издания – помочь студентам в их самостоятельной работе по
творческому саморазвитию навыков говорения на материале профессиональноориентированных текстов и устных разговорных тем.
Предназначено для студентов разноуровневой степени готовности к изучению иностранных языков заочного отделения экономического факультета
специальностей бухгалтерский учет, анализ и аудит, финансы и кредит.
Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией центра гуманитарного образования Алтайского государственного аграрного университета
(протокол № 5 от 10.11.2011 г.).

© Румянцева Г.Г., 2011
© ФГБОУ ВПО АГАУ, 2011

Оглавление
Введение
Методические указания к выполнению контрольных работ
Контрольная работа №1
Контрольная работа №2
Грамматический комментарий с упражнениями
Тексты. Часть А.
General Structure of US Agriculture
Technology and Problems of US Agriculture
Basic Principles of Statistics
Forms of Accounting
Production Expenses and Costs
Causes for Cost Variations
Prices for Farm Products
Measures of Labor Efficiency
Livestock Production in Relation to Physical Factors
Farm Bookkeeping
Methods of Keeping Books
Benefits From WORK Study
Methods of Improving Production Efficiency
Optimization of Planning
The Formation of the Income in Money and Kind
Labor management
To get a more detailed of US land...
The major reason...
Forms of Accounting
Microcomputers on Farms
In American farming...
What Work Study Can Do
Planning and Accounting
Тексты. Часть Б.
Setting up the business
Accounting and balance sheet
Federalism & the Tax System
The insurance market: structure and situation in Russia
Banking services in Russia: theory and facts.
Bookkeeping as a Part of Accounting Cycle
Planning the Audit
Analytical procedures of planning the audit
Pricing (Part I)
Pricing (Part II)
Разговорные темы
Библиографический список
3

4
5
7
15
17
30
30
31
31
32
33
34
35
36
37
37
39
40
41
42
44
45
46
47
48
49
50
51
52
54
54
56
58
59
62
64
66
68
69
71
73
80

Введение
Учебно-методическое пособие рассчитано на студентов, имеющих различную степень готовности к изучению иностранных языков заочного отделения аграрных вузов, желающих творчески саморазвиваться, овладевая навыками говорения самостоятельно, используя специальную литературу, содержащую информацию по бухгалтерскому учету и аудиту и финансам и кредиту в
сельскохозяйственном предприятии. Пособие состоит из 43 текста по специальности факультета и 7 устных разговорных тем. Все они снабжены активным
словарем и серией упражнений, направленных на усвоение материала текстов и
тем с дальнейшим использованием его в разговорной речи. В пособии есть
грамматический комментарий и 2 варианта контрольных работ.
Упражнения имеют как репродуктивный, так и творческий характер и
ставят своей целью активизировать специальную лексику факультета. Серия
упражнений предназначена для творческого саморазвития на основе самостоятельного овладения навыками устной практики.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями
программы по иностранному языку для обучаемых по неязыковым специальностям.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Цели и задачи обучения
Основной целью курса «Иностранный язык» в неязыковом вузе является
обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения иностранного языка, как в повседневном,
так и в профессиональном общении.
В процессе достижения цели обучения иностранному языку решаются
профессиональные, общеобразовательные и воспитательные задачи. Студентам
рекомендуется использовать литературу по специальности, а так же материалы
периодической печати.
При обучении проводится работа по развитию следующих видов речевой
деятельности: чтение, аудирование, говорение.
Перевод*(устный или письменный) на протяжении всего курса используется как:
* средство обучения;
* способ контроля понимания прочитанного;
* способ передачи информации, полученной при чтении текста.
Структура курса
В соответствии с действующими учебными планами АГАУ на полный
курс обучения иностранному языку отводится 50 часов обязательных аудиторных занятий и 160 часов самостоятельной работы.
За весь период обучения студент выполняет 2 контрольные работы, сдает
тексты для дополнительного чтения, зачет и экзамен.
Требования на экзамене
На экзамене оценивается уровень практического владения иностранным
язы ком, соответствующий цели обучения и количеству часов, отводимому на
обязательные аудиторные занятия и самостоятельную работу. Каждый билет,
предлагаемый студентам на экзамене, включает в себя несколько заданий:
1. Чтение со словарем текста, освещающего вопросы, связанные с будущей специальностью студента и перевод определенного абзаца или предложения.
Объем текста - из расчета 1000 печатных знаков за 0,5 академического
часа,
2. Чтение без словаря текста, содержащего изученный языковой материал
и отвечающего профилю вуза, пересказ его содержания на родном языке или
ответы на иностранном языке на ряд вопросов экзаменатора.
Объем текста - из расчета 600 печатных знаков за 10 минут.
3. Беседа с экзаменатором по предложенным темам.

Виды самостоятельной работы:
- выполнение учебных заданий в урочное время;
- речевое общение на специальных занятиях под руководством преподавателя;
- выполнение учебных занятий во внеурочное время;
- внеаудиторное (домашнее) чтение.
Выполнение контрольных заданий и оформление контрольных работ
1. Контрольные задания составлены в пяти вариантах.
Номер варианта следует выбирать в соответствии с первой буквой фамилии студента.
Начальная буква фамилии
№ варианта
студента
А,Б,В,Г,Д
I
Е, Ж, 3, И, К, Л
II
М, О, П, Р
III
С, Т, У, Ф, X
IV
Ц,Ч,Ш,Щ,Э,Ю,Я
V
2. Все задания выполняются поочередно. К каждому последующему можно приступать только после того, как исправлены ошибки в предыдущем и выполнены все указания рецензента.
3. Письменные контрольные задания оформляются в отдельной тетради.
На обложке тетради проставляется фамилия студента, номер контрольной работы и название учебника, по которому он занимается.
4. Контрольная работа должна быть выполнена чернилами, аккуратно,
четким почерком. В тетради для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента необходимо оставить широкие поля.
5. В конце работы должна быть поставлена подпись студента и дата выполнения задания.
6. Материал контрольных заданий, следует располагать в тетради по следующему образцу:
ПРАВАЯ
ЛЕВАЯ СТРАНИЦА
СТРАНИЦА
Поля
Английский текст Русский текст
Поля
7. Контрольные задания должны быть выполнены в той последовательности, в которой они даны в настоящем пособии.
8. Для проверки и рецензирования выполненную контрольную работу необходимо предоставить в установленные сроки.
9. Если контрольная работа выполнена без соблюдения указаний или не
полностью, она возвращается студенту без проверки.
Исправление работы на основе рецензий
При получении рецензии на проверенную контрольную работу необходимо ознакомиться с замечаниями рецензента, проанализировать отмеченные
ошибки и еще раз проработать учебный материал. Все предложения, в которых
были обнаружены орфографические и грамматические ошибки или неточности
6

Перевода, нужно переписать еще раз и поместить в конце контрольной работы.
Отрецензированные контрольные задания являются учебными документами,
которые необходимо сохранять. Во время зачета или экзамена проверяется качество усвоения материала, вошедшего в контрольные работы.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 1

грамматики:





5. Причастие настоящего времени, группа Continuous.
I.

1. My friend worked at a computer centre.
2. We will go to the library next week.
3. The students are planting trees in the garden.
4. The Institute had already trained many young specialists by 1990.
5. He has visited my village many times.
II.

степени
сравнения прилагательных:
1. They discussed the most important problem.
2. He is the best chess-player in our group.
3. Everest is the highest mountain in the world.
4. The more we study, the more we know.
5. It is warmer now than it was yesterday.

модальный глагол или его эквивалента Переведите предложения на русский язык:
1. Не could do this work yesterday.
2. Our farmers will be able to grow different crops.
3. My friend is to come at 5.
4. He must work more at his English.
5. It may rain today.


1. Being in Moscow she visited her friend,
2. They will be playing chess when we come,
7

3. A reading student is my friend.
4. Going to the Institute I met my friend.
5. The known writer wrote this book.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 2
Для выполнения задания необходимо усвоить следующие разделы
грамматики:
1. Форма настоящего (Present), прошедшего (Past), и будущего (Future)
времени групп Indefinite действительного залога.
2. Степени сравнения прилагательных.
3. Модальные глаголы, их эквиваленты.
4. Причастие II. Perfect Tenses действительного залога.

I. Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив; переведите предложения на русский язык:
1. The weather changed yesterday.
2. The fanners will harvest crops in time.
3. Farm machinery has changed life and work on our farm.
4. Now I am reading a very interesting book about London.
5. Today it is not so cold as it was yesterday.
II. Переведите следующие предложении, обращая внимание на степени сравнения прилагательных:
1. The climate in India is hotter than in our country.
2. France is larger than England.
3. Moscow has the largest population in our country.
4. Autumn is the wettest season in a year.
5. It was the coldest day in winter.
III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом модальный глагол или его эквиваленте Переведите предложения на русский
язык:
1. They were able to do this work.
2. I am to see him tomorrow.
3. You must come tomorrow.
4. I had to read this book.
5. I can help you.
IV. Перепишите следующие предложения» подчеркните причастие I
и причастие II и установите их функции, т.е. укажите, является ли оно определением, обстоятельством или частью сказуемого. Переведите предложения на русский язык:
1. I am going to the library.
2. Building this house they used new materials.
3. He sat at the table playing chess.
4. The opened book is on the table.
8

5. The method used is important for the experiment.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
Вариант № 3
Для выполнения задания необходимо усвоить следующие разделы
грамматики:
1. Форма настоящего (Present), прошедшего (Past), и будущего (Future)
времени групп Indefinite действительного залога.
2. Степени сравнения прилагательных.
3. Модальные глаголы, их эквиваленты.
4. Причастие II. Perfect Tenses действительного залога.
5. Причастие настоящего времени, группа Continious.
I.
Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив; переведите предложения на русский язык:
1. We went to this collective farm lasy year.
2. He has made three experiments today.
3. I have seen this film.
4. We will begin our work next week.
5. They had finished their lessons by?
II.
Переведите следующие предложения, обращая внимание на
степени сравнения прилагательных:
1. In spring the days are longer and warmer than in winter.
2. The Ob is one of the longest Siberian rivers.
3. This is the highest house in our town.
4. This collective form is the richest in our region.
5. Baikal is the largest fresh-water lake in Europe and Asia.
III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом

1. You must come tomorrow.
2. He was to speak at the meeting.
3. You should read this book.
4. He can translate this text.
5. They had to go to the library.
IV. Перепишите следующие предложения, подчеркните причастие I
и причастие II и установите их функции, т.е. укажите, является ли оно определением, обстоятельством или частью сказуемого. Переведите предложения на русский язык:
1. We see growing plants.
2. What are yon doing?
3 Working at this problem they had to read many books.
4. The work done by the students is very interesting.
5. The translation made without a dictionary was very good.
9

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 4
Для выполнения задания необходимо усвоить следующие разделы
грамматики:
1. Форма настоящего (Present), прошедшего (Past), и будущего (Future)
времени групп Indefinite действительного залога.
2. Степени сравнения прилагательных.
3. Модальные глаголы, их эквиваленты.
4. Причастие II. Perfect Tenses действительного залога.
5. Причастие настоящего времени, группа Continious.
I.
Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив; переведите предложения на русский язык:
1. Не did not go to the country.
2. We will go to the library in the evening.
3. We went home as it was cold.
4. They had done much work by 7 o"clock.
5. They have seen them this month.
II.


1. London is the largest city in Europe.
2. He is the youngest in our family.
3. She speaks English better than he.
4. Tree is one of the largest and oldest plants on the earth.
5. This state farm has the poorest soil in our region.
III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом
модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения на русский язык:
1.I am to be at the library.
2. She is to come.
3. You must look through this journal.
4. May I take your dictionary?
5. He could play chess well
IV. Перепишите следующие предложения, подчеркните причастие I
и причастие II и установите их функции, т.е. укажите, является ли оно определением, обстоятельством или частью сказуемого. Переведите предложения на русский язык:
1. Preparing for the examination she worked at the library.
2. Speaking she entered the room.
3. It was not snowing.
4. A reading student is my friend. 5.1 am going to the library now.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Вариант № 5
Для выполнения задания необходимо усвоить следующие разделы
грамматики:
1. Форма настоящего (Present), прошедшего (Past), и будущего (Future)
времени групп Indefinite действительного залога.
2. Степени сравнения прилагательных.
3. Модальные глаголы, их эквиваленты.
4. Причастие II, Perfect Tenses действительного залога.
5. Причастие настоящего времени, группа Continious.
I.
Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив; переведите предложения на русский язык:
1. My sister lived in Leningrad last year.
2. It often rains in autumn.
3. Many different crops have grown on our farm.
4. Fanners had harvested crops by the end of the month.
5. Third-year students will work at a computer centre.
II.
Перепишите следующие предложения, переведите их, обращая
внимание на степени сравнения прилагательных:
1. Не is the best student in our group.
2. We discussed the important problems at the meeting yesterday.
3. Autumn is the most rainy season.
4. Better late than never.
5. He is the younger brother.
III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения на русский
язык:
1. You must not smoke here.
2. They could start an experiment yesterday.
3. It may rain today.
4. I have to come in time.
5. He is able to play chose.
IV. Перепишите следующие предложения, подчеркните причастие I и
причастие II и установите их функции, т.е. укажите, является ли оно определением, обстоятельством или частью сказуемого. Переведите пре

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫ НЕФТЯНОЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра иностранных языков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1 и 2 курсов заочного отделения всех специальностей.

Цель учебно-методического пособия - формирование умения и навыков изучающего и информативного чтения литературы на английском языке по специальности широкого профиля с тем , чтобы извлекать из нее необходимую информацию.

Учебно-методическое пособие включает следующие разделы: программу, структуру курса обучения иностранному языку, требования на зачетах и экзамене, список рекомендуемой литературы, методические указания по выполнению контрольных работ и 6 контрольных работ, рассчитанных на выполнение в течение I-IV семестров. Каждая контрольная работа дана в 4 вариантах.

В качестве материала использованы лексико-грамматические упражнения, составленные в соответствии с требованиями программы и учебных планов, а также тексты научно-популярного, общетехнического и страноведческого характера.

Составители: Барановская М. Е., ст. преподаватель

Курочкина Т.А., ст. преподаватель

Сыртланова P.P., ст. преподаватель

© Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2000 ПРЕДИСЛОВИЕ

Данные методические указания и контрольные работы составлены в полном соответствии с программой курса «Иностранные языки« и рабочими учебными планами специальностей и предназначены для студентов заочного отделения Уфимского государственного нефтяного технического университета. В результате изучения курса студент должен овладеть навыками, необходимыми для практического владения языком: чтение и понимание текстов по широкому профилю вуза и владение устной речью в рамках пройденных устных тем.
ПРОГРАММА

Основной целью обучения студентов английскому языку в неязыковом вузе является достижение ими практического владения этим языком, что предполагает при заочном обучении формирование умения самостоятельно читать литературу по широкому профилю вуза с целью извлечения информации из иноязычных источников и владеть устной речью (говорение и аудирование) в рамках пройденной тематики.

В процессе достижения цели обучения решаются воспитательные и общеобразовательные задачи, способствующие повышению обще­образовательного и культурного уровня студентов.

Данная программа предусматривает, главным образом, само­стоятельную работу студентов. Работа под руководством препо­давателя рассчитана на 40 учебных часов или 52 учебных часа (в зависимости от специальности), которые используются для групповых занятий различного характера (установочные, контрольно-закрепи­тельные и другие).
СТРУКТУРА КУРСА

В соответствии с действующими учебными планами на полный курс обучения иностранному языку для заочных отделений вузов неязыковых специальностей отводится не менее 40 (52) часов обязательных аудиторных занятий , 240 часов самостоятельной работы. За весь курс обучения студент выполняет 6 контрольных работ, сдает 3 зачета и экзамен.

Распределение учебных часов. I курс: 20 часов (24 часа) аудиторных занятий, 120 часов самостоятельной работы. Студент выполняет 3 контрольные работы и сдает 2 зачета.

II курс: 20 часов (28 часов) аудиторных занятий, 120 часов самостоятельной работы. Студент выполняет 3 контрольные работы и сдает зачет и экзамен.
ТРЕБОВАНИЯ НА ЗАЧЕТАХ И ЭКЗАМЕНЕ

Зачет. Зачет получают студенты, выполнившие контрольные работы, сдавшие тексты в объеме, предусмотренном программой, т.е. тексты учебника или учебных пособий по английскому языку (по профилю вуза) и устные темы.

Экзамен. К экзамену по английскому языку допускаются студенты, имеющие зачеты за три семестра, выполнившие письменные контрольные работы и сдавшие учебный материал по чтению за второй курс.

На экзамене по английскому языку проверяются умения:

Форма проверки - письменный или устный перевод.

Норма перевода - 1000 печатных знаков в час письменно или 1200-1500

и 5-8 незнакомых слов на 600-800 печатных знаков.

Форма проверки понимания - передача содержания прочитанного на русском

Время подготовки - 8-10 минут;

в) делать устное сообщение и беседовать по одной из пройденных тем.
ЛИТЕРАТУРА

Андрианова Л.Н., Багрова Н.Ю., Ершова Э.В. Учебник английского языка для

заочных технических вузов и факультетов. - М., 1988.

Баг Э.Я., Нечаева Э.С., Яралова Э.С. Учебник английского языка для вечерних вузов. - М., 1962.

Березовская Т.Ф., Кожевникова А.И. Учебное пособие по английскому языку. Ч. 1 и 2. - Уфа. 1993.

Бурова З.И. Английский язык для гуманитарных специальностей вузов. - М., 1987.

Гундризер В.Р., Ланда А.С. Учебник английского языка. - М., 1972.

Курашвили Е.И., Михалкова Е.С. Английский язык для технических вузов. Начальный курс - М., 1991.

Людвигова Е.В., Баженова С.М., Павлова Э.С., Седов Д.Г. Учебник английского языка для вузов заочного обучения. - М., 1968.

Новицкая Т.М., Кучин Н.Д., Кускова Л.А., Разговорова Е.Н. Учебник английского языка для заочных технических вузов. - М., 1974.

Новицкая Т.М., Плюске Е.А., Кучин Н.Д. Учебник английского языка для заочных вузов, - Л., 1961.

Новицкая Т.М., Кучин Н.Д. Практическая грамматика английского языка. - М., 1979.

Петрова А.В., Понтович С.В. Учебник английского языка для заочных вузов. - М., 1961.

Петрова А.В. Самоучитель английского языка. - Харьков, 1996.

Пронина Р.Ф., Сорокина Л.Н. Учебник английского языка для заочных и вечерних вузов. - М., 1968.

Березовская Т.Ф., Кожевникова А.И., Мельникова В.А., Сыртланова P.P. Методические указания по коррективному курсу фонетики. - Уфа, 1994.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Настоящие методические указания имеют целью помочь Вам в Вашей самостоятельной работе над развитием практических навыков чтения и перевода литературы по специальности на английском языке.

Для того, чтобы добиться успеха, необходимо приступить к работе над языком с первых же дней занятий в вузе и заниматься языком систематически.

Особенностью изучения иностранного языка в заочной системе обучения является то, что большая часть языкового материала должна прорабатываться самостоятельно.
1. ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

Прежде всего, необходимо научиться правильно, произносить и читать слова и предложения. Чтобы научиться правильно произносить звуки и правильно читать тексты на английском языке, следует: во-первых, усвоить правила произношения отдельных букв и букво­сочетаний, а также правила ударения в слове и в целом предложении; при этом особое внимание следует обратить на произношение тех звуков, которые не имеют аналогов в русском языке; во-вторых, регулярно упражняться в чтении и произношении по соответствующим разделам рекомендованных программой учебников и учебных пособий. Систематическое прослушивание звукозаписей помогает приобрести навыки правильного произношения.

При чтении необходимо научиться делить предложения на смысловые отрезки - синтагмы, что обеспечит правильную технику чтения, необходимую для правильного понимания текста.
2. ЗАПАС СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ

Чтобы понимать читаемую литературу, необходимо овладеть определенным запасом слов и выражений. Для этого рекомендуется регулярно читать на английском языке учебные тексты , газеты и оригинальную литературу по специальности.

Работу над закреплением и обогащением лексического запаса рекомендуем проводить следующим образом:

а) работая со словарем, выучите английский алфавит, а также ознакомьтесь по предисловию с построением словаря и с системой условных обозначений, принятых в данном словаре;

б) слова выписывайте в тетрадь в исходной форме с соответ­ствующей грамматической характеристикой, т.е. существительные - в единственном числе, глаголы - в неопределенной форме (в инфинитиве), указывая для неправильных глаголов основные формы.

При переводе с английского языка на русский необходимо помнить, что трудности вызывает следующее:

1) Многозначность слов. Например, слово right может выступать в
роли существительного «право», а также и в качестве прилагатель­ного «прямой, правый». Подобрать нужное значение слова можно только исходя из контекста, т.е. окружающих данное слово слов.

e.g. Our working people have the right to work and study.

A right angle equals 90 degrees. Go to the right.

2) Интернационализмы. В английском языке большое место, занимают
слова, заимствованные из латинского и греческого языков. Эти слова
получили широкое распространение и стали интернациональными. По
корню таких слов легко догадаться об их переводе на русский язык,
например: mechanization - механизация, atom - атом и т.д.

Однако нужно помнить, что многие интернационализмы расходятся в своем значении в русской и английском языках, поэтому их часто называют «ложными друзьями« переводчика. Например: accurate - «точный», а не «аккуратный»; resin - «смола», а не «резина»; control - не только «контролировать», но и «управлять» и т.д.

3) Словообразование. Эффективным средством расширения запаса слов в английском языке служит знание способов словообразования. Умея расчленить производное слово на корень , суффикс и префикс, легче определить значение неизвестного слова.

Часто встречаются префиксы, которые имеют международный характер, например: anti-, со-, de-: antibody - антитело; co-exist - сосуществовать; demilitarize - демилитаризовать.

Основные суффиксы существительных:


Суффикс

Примеры

Перевод

- ance

importance

значение

- ence

silence

молчание

- sion

revision

пересмотр

- dom

freedom

свобода

- tion

revolution

революция

- ment

equipment

оборудование

- ness

softness

мягкость

- ship

friendship

дружба

- age

voltage

напряжение

- er

teacher

преподаватель

- ty

difficulty

трудность

Основные суффиксы прилагательных и наречий:


Суффикс

Примеры

Перевод

- able

remarkable

выдающийся

- ible

extensible

растяжимый

- ant

resistant

сопротивляющийся

- ent

different

различный

- full

successful

успешный

- less

homeless

бездомный

- ous

famous

известный

- y

sunny

солнечный

- ly

happily

счастливо

4) Конверсия. Образование новых слов из существующих без изменения называется конверсией. Наиболее распространенным является образование глаголов от соответствующих существительных. Например:

water – вода to water – поливать

control – контроль to control – контролировать

cause – причина to cause – являться причиной

Помните, что одинаковые по форме слова могут относиться к различным частям речи и, выполняя различные синтаксические функции, иметь различный смысл. Поэтому смысловое значение знаменательного слова зависит от его места в предложении и от строевых слов, уточняющих грамматическую категорию этого слова.

Light is a form of energy. – Свет – это форма энергии (существительное в форме подлежащего).

I seldom light a candle. – Я редко зажигаю свечу (глагол-сказуемое).

5) В английском языке очень часто существительное употребляется в функции определения без изменения своей формы. Некоторые существительные-определения могут переводиться прилагательными, например:

саnе - тростник; саnе sugar - тростниковый сахар;

sugar - сахар; sugar саnе - сахарный тростник.

Однако подобный способ перевода не всегда возможен. В таких случаях перевод следует начинать справа налево с последнего существительного, а существительные, стоящие перед ним в роли определения, нужно переводить на русский язык существительными в косвенных падежах (чаще родительном) или предложным оборотом, например:

export grain - зерно на экспорт (экспортное зерно);

grain export - экспорт зерна.

6) В английском языке есть ряд глаголов, которые употребляются с послелогами и образуют новые понятия. Благодаря послелогам сравнительно немногочисленная группа слов отличается большой многозначностью. К этой группе относятся глаголы to get, to be, to make, to put и ряд других.

В словаре глаголы с послелогом пишутся после основного значения глагола в порядке алфавита послелогов, например: to go - идти; to go on продолжать.

7) В текстах научного характера английские словосочетания часто переводятся одним словом: raw materials - сырье; radio operator - радист; construction works - стройка.

8) Иногда при переводе с английского языка на русский приходится применять описательный перевод и передавать значение английского слова с помощью нескольких русских слов. Например: characteristics - характерные особенности;

efficiency - коэффициент полезного действия;

output - выпуск продукции;

solid - твердое тело;

to average - составлять, равняться в среднем;

mainly (chiefly) - главным образом.

9) Характерной особенностью языка научно-технической литературы является наличие большого количества терминов. Термин - это слово или устойчивое словосочетание, которое имеет одно строго определенное значение для определенной области науки и техники. Трудность перевода заключается в выборе правильного значения многозначного иностранного термина. Например: термин reduction можно перевести как «понижение» или «превращение», или «приведение» (мат.), или как «восстановление» (хим.), или как «обжатие» (метал.) Поэтому прежде чем приступить к переводу на русский язык, нужно сначала установить, о чем идет речь в данном отрывке текста, чтобы определить, к какой области знания относится понятие, выраженное неизвестным термином.
3. ОСОБЕННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В силу особенностей исторического развития английского языка в его грамматической системе сохранилось минимальное число окончаний. Окончание

- s имени существительного 1) во мн. числе;

2) в притяжательном падеже.

These machines are highly efficient.

Эти машины имеют высокий коэффициент полезного действия.

The machine"s capacity is high.

Производительность этой машины высокая.

глагола в 3-м лице ед. числа в утвердит. форме

Present Indefinite Tense

Не machines these parts.

Он подвергает механической обработке эти детали.

-ег имени прилагательного в сравнительной степени

lighter - легче

(в словообразовании суффикс имени существительного, обозначающего действующее лицо , аппарат, прибор a teacher - учитель, a lighter – зажигалка)

- est имени прилагательного в превосходной степени

the lightest - самый легкий

-ed глагола: 1) в личной форме

Past Indefinite Тепsе

Не lighted the lamp.

Он зажег лампу.

2) в неличной форме Participle II

lighted - зажженный

Ing глагола внеличных формах:

Participle I - причастие настоящего времени

lighting - освещающий (определение), освещая (обстоятельство)

Gerund - герундий

lighting - освещение (имеется в виду процесс)

Verbal Noun - отглагольное существительное

the lighting - освещение

Поскольку количество суффиксов английского языка, по которым можно установить, к какой части речи относится данное слово, сравнительно невелико, для уточнения грамматических функций слова, взятого отдельно или в предложении, используются: 1) строевые слова; 2) твердый порядок слов.

Строевые слова-признаки имени существительного:

Артикль; a name - имя; an aim - цель; the machine - машина

Предлог: in turn - по очереди; without result - без результата

Местоимение (притяжательное, вопросительное, неопределенное, отрицательное, относительное): my work - моя работа; his studies - его занятия; Whose plans are better? - Чьи планы лучше? No vacant seats are left. – (Никаких свободных мест не осталось.)

Строевые слова-признаки глагола:

Прединфинитивная частица: to name - называть; to aim - нацели­ваться; to machine - обрабатывать механически

Модальный или вспомогательный глагол:

You must turn to the left. - Вам надо повернуть налево.

The efforts will result in success. - Усилия приведут к успеху.

They should watch the TV programme. - Им следует посмотреть эту телепередачу.

Местоимение (личное, вопросительное, относительное):

I work. - Я работаю. Не studies. - Он занимается.

Who plans the research? - Кто планирует это научное исследование?

The car which seats 5 persons. - Машина, которая вмещает (рассчи­тана на) 5 человек.

Русско-английский разговорник для спасателей подготовлен в ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России».
Разговорник способствует реализации иноязычных коммуникативных намерений спасателей, пожарных, волонтёров и специалистов других категорий, выполняющих практические профессиональные задачи в процессе поисково-спасательной операции.
Отбор иноязычного языкового и речевого материала осуществлён на основе коммуникативного подхода с учётом функциональных ролей специалистов МЧС России и соблюдения закономерностей стилистического узуса.

Профессиональное общение в ЧС.
Special communication
Экстренный вызов
An emergency call
Оперативный дежурный слушает Duty officer speaking
Диспетчер слушает Dispatcher speaking
Ваше имя? What’s your name?
Номер Вашего телефона? What’s your phone number?
Что произошло? What’s occurred?
Будьте лаконичны Be brief
Извините, это не в нашей компетенции Sorry, it’s outside our competence
Обратитесь в Организационный комитет Олимпийских игр Apply to the Organizing Committee for the Olympic Games.

Содержание
I. Профессиональное общение в ЧС 6
Экстренный вызов 6
Безопасность 11
Пожар 15
Обрушение здания 18
ЧС на акватории 22
Химическое заражение 25
Дорожно-транспортное происшествие 27
ЧС в природной среде 34
Лавинные работы 37
Эвакуация вертолётом 42
Бытовые происшествия 46
Радиообмен 49
Психологическая поддержка 51
Первая помощь 55
II. Профессиональное общение в повседневной деятельности 62
Анкетные вопросы 62
Разговор по телефону 64
Погода 66
Как показать дорогу 69
На шоссе
III. Социальное общение 77
Приветствие 77
Знакомство 78
Встреча 80
Приглашение 81
Просьба 82
Совет 83
Обещание 84
Благодарность 84
Согласие 85
Несогласие 86
Извинение 86
Сочувствие 87
Непонимание 88
Предостережение 90
Прощание 90
IV. Приложение 92
Местоимения 92
Числительные 94
Вопросительные слова 97
Дни недели 98
Время 99
Месяцы
Цвета 103
Страны / столицы, национальности / языки 105
Олимпийские зимние виды спорта 115
Олимпийские объекты 120
Единицы измерения 123
Международный фонетический алфавит 125
Соответствие букв русского и английского алфавитов 126
V. Русско-английский словарь 128
Сокращения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русско-английский разговорник для спасателей, Субботина И.И. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Professional English, Учебное пособие, Фишман Л.М., 2017 - Учебное пособие Professional English состоит из 23 профессионально направленных модулей (тем), каждый из которых подразделяется на функциональные блоки. Цель учебного … Книги по английскому языку
  • Принцесса Кентербери и другие английские легенды, Princess of Canterbury, Сборник, Матвеев С.А., 2015 - Чтение сказок и легенд доставляет удовольствие не только детям, но и взрослым. В книгу вошли красивые английские легенды Биннори, … Книги по английскому языку
  • Английский язык, 6 класс, Часть 1, Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М., 2014 - Учебник, созданный известными специалистами в области преподавания английского языка, является основным компонентом учебно-методического комплекса для 6 класса. Учебник соответствует всем … Книги по английскому языку
  • Английский для экономистов и менеджеров, Учебное пособие, Ульянова О.В., Гричин С.В., 2011 - Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Экономика, и нацелено на обучение чтению литературы по специальности … Книги по английскому языку

Следующие учебники и книги:

  • Safety of life activity, Астафурова Т.Н., Петий А.А., Корниенко О.П., 2011 - В учебно-практическом пособии содержатся тексты и тренировочные упражнения, способствующие формированию специфических иноязычных навыков и умений. Имеются тексты для дополнительного чтения. … Книги по английскому языку
  • Study and Work-Учитесь, работайте, Астафурова Т.Н., Корниенко О.П., Петий А.А., Солодовникова И.В., Макуев Ю.Г., 2014 - Целью пособия является формирование иноязычных навыков по устным темам первого курса программы обучения иностранному языку в техническом вузе. Рекомендовано студентам … Книги по английскому языку
  • Английский для судостроения, Максимец Л.И., Ракс Т.В., 2007 - Настоящее учебное пособие предназначено для формирования профессионально-ориентированной речи у студентов, специализирующихся в области судостроения, судоремонта и океанотехники. Пособие ставит своей … Книги по английскому языку
  • Самоучитель английского языка, Петрова А.В. - Самоучитель имеет своей целью дать возможность изучить английский язык путем занятий без помощи преподавателя в пределах, позволяющих читать и переводить … Книги по английскому языку

Предыдущие статьи:

  • 101 совет по английскому языку, Галоян К., 2015 - Карина Галоян - эксперт в области специальных навыков в английском языке. Автор метода Спонтанный английский без русского акцента. Помогает … Книги по английскому языку
  • Практика делового общения, Путеводитель по миру делового английского, Сайпрес Л., 2001 - Книга, написанная доктором философии, мастером международного менеджмента из США Линдой Сайпрес, представляет собой путеводитель в мир делового английского языка. В … Книги по английскому языку
  • English Grammar, Prépositions & Linking Words, With Keys, Дроздова Т.Ю., 2010 - В пособии содержится информация об употреблении предлогов и союзов в английском языке. Упражнения с ключами способствуют закреплению материала. Раздел, посвященный … Книги по английскому языку
  • Английский язык для специалистов сферы общественного питания, Щербакова Н.И., Звенигородская Н.С., 2005 - Учебное пособие содержит профессионально ориентированные тексты, диалоги, лексические и грамматические упражнения, направленные на развитие навыков устной речи, чтения и понимания … Книги по английскому языку

___________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Методические указания

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Составители: Старший преподаватель Новицкая Г.А.

Доцент кафедры Воробьева Н.В.

Отв. редактор Кандидат педагогических наук, доцент Кожевников С.Д.
Рецензент Старший преподаватель Ю.М.Бобрицкая

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Методические указания

и практические задания по грамматике

для студентов первых курсов всех факультетов

Методические указания и задания по грамматике предназначены для студентов I курса всех специальностей дневного отделения, охватывают сложный грамматический материал. Темы «Страдательный залог», «Инфинитив», «Инфинитивные обороты», «Причастия» составлены старшим преподавателем кафедры иностранных языков Г.А.Новицкой, темы «Герундий», «Сослагательное и условное наклонения» - доцентом кафедры Н.В.Воробьевой.

Введение
Данные методические указания представляют собой сборник грамматических упражнений для студентов первого курса всех факультетов.

В методическое пособие вошли основной сложнейший грамматический материал: Страдательный залог во всех временах, Инфинитив и сложные конструкции, Причастие, Герундий и Сослагательное наклонение.

Каждая тема содержит примеры на перевод предложений данной грамматической темы, самостоятельнее тренировочные упражнения, контрольные упражнения и тексты, насыщенные изучаемым грамматическим материалом.

Задача методических указаний – закрепить теоретический материал, данный преподавателем на уроке, а также отработка грамматических форм и конструкций.

were being sent to other planets. первые в мире, посылались

на другие планеты.
6. Wait a bit, a nice chop is being 6. Подождите минутку, для вас

cooked for you. жарят роскошную отбивную.
7. Supper was being served in a cozy 7. Ужин подавался в уютной

guest-room. гостиной.
8. When I came in the new programme 8. Новую программу уже об-

was being discussed. суждали, когда я вошла.

1. Откройте скобки и поставьте глагол в форме Present/Past Continuous Tense.


  1. His articles (to type) by experienced typist now.

  2. Many new houses (to build) here at present.

  3. Nick (to examine) for two hours still.

  4. Computers (to use) in research nowadays.

  5. Much (to do) to improve the condition for research work in the past.

  6. Much attention (to give) to the development of international scientific contracts.

  7. Several students (to examine) for two hours yesterday.

2. Составьте как можно больше предложений, используя таблицу. Переведите на русский язык.

An exercise discussed

His story is written

An article was still being translated

The letter read aloud

The telegram
The sentences

The articles were done

The stories
3. Ответьте на следующие вопросы, используя комбинацию слов из таблицы.
Model: - What’s going on in the room?

A new film is being discussed.
What’s going on in the room now? - to explain a new rule;

What was happening in the room - to pack one’s things;

when you went in at three o’clock? - to speak of the recent

at that time? sporting events;

To discuss the questions of

Translation special texts

The Perfect Tenses Passive
to have been + III
Present Perfect: Our work has been finished.

The delegation has just been met.

Past Perfect: He had been asked by the examiner before I came.

The work had been finished by that time yesterday.
Future Perfect: The letter will have been typed by the time you come.

I shall have been told about it.

Training Exercises
Переведите предложения Проверьте свой перевод
1. The letter has been sent today. 1. Письмо послали сегодня.

2. The report has been made by 2. Доклад сделал мистер

Mr.Smith. Смит.
3. The telegram has not been received. 3. Телеграмму еще не

получили.
4. Has the article been published already? 4. Статья уже опубликована?
5. Have you been examined in Latin or 5. Вы сдавали экзамен по ла-

in English? тыни или по английскому?
6. Where has this document been found? 6. Где нашли этот документ?
7. This material had been studied by 7. Этот материал изучили

the end of last month. уже к концу прошлого

8. We understood that our letter had not 8. Мы поняли, что наше

been received. письмо еще не получили.
9. This book had been translated by 9. Эта книга уже была пере-

the end of 1999. ведена к концу 1999 года.
10. He will have been sent to help them. 10. Его пошлют им на

помощь.
11.We shall have been given some 11. Нам дадут несколько

articles to translate them. статей для перевода.

12. When will you have been asked? 12. Когда вас пригласят?
13. The timber goods will have been 13. Лесоматериалы отправят в

shipped to Japan. Японию пароходом.
14. I hope my book will have been 14. Я надеюсь, что моя книга

printed by next spring. будет напечатана к буду-

щей весне.

1. Образуйте от следующих глаголов перфектную форму пассивного инфинитива. Переведите глаголы.
to invite, to bring, to translate, to show, to make, to do, to meet, to spend, to write, to find, to discuss, to occupy, to build, to speak, to take, to leave, to break, to sell, to examine, to return.

2. Прочитайте и переведите следующие предложения. Поставьте их в вопросительную форму.


  1. These new houses have been built by our students in summer.

  2. The seat has been taken by somebody.

  3. Their child has been left alone.

  4. The important document has been found at last.

  5. The telegram had been sent before you come.

  6. This book will have been translated in a year.

3. Составьте предложения в соответствии с моделью.
Model: 1) The work has just been finished.
2) This article hasn’t yet been translated.
3) When I came

By the time I came the letter had been typed.

By this time yesterday
The picture – to be painted; the film – to be shown; the telegram – to be received; many new houses – to be built; all the tickets – to be sold out;

I – to be told about; she – to be helped with her English; he – to be asked to do

4. Переведите на английский язык.


  1. Картина уже нарисована (to paint).

  2. Перевод закончен (to finish).

  3. Письмо отправлено (to send).

  4. В нашем городе построено много новых зданий (to build).

  5. Нам только что сказали об этом (to tell).

  6. Делегацию уже встретили (to meet)? - Да.

  7. Ему уже дали задание(to give)? - Нет еще (yet).

  8. План работы будут обсуждать (to discuss).

  9. Это здание построят в этом году.

  10. Студентов уже закончили экзаменовать (to examine).

Особенности и возможности употребления Passive Voice
Страдательный залог в английском языке употребляется значительно чаще, чем в русском. В русском языке страдательный залог можно образовать только от переходных глаголов, которые требуют после себя только прямого дополнения: нам дали (что-то), им сказали (что-то) и т.д.

В английском же языке часто встречаются обороты, основу которых составляет непереходный глагол.
We were given a table. Нам дали столик.

I was told Мне сказали

We were joined by a girl. К нам подсела девушка.

I will be shown Мне покажут

I was promised Мне обещали
В английском языке в страдательном залоге употребляются также глаголы, требующие после себя предлога. Предлог сохраняется в этом случае после глагола и уточняет лексическое значение глагола.

They were much talked about. О них много говорили.

The doctor was sent for at once. За доктором послали тотчас же.

5. Переведите следующие предложения, обращая внимание на сказуемое с предлогом.


  1. This book is being talked about very much.

  2. The old man was followed by a dog.

  3. Nobody likes to be taught at.

  4. The doctor was sent to the patient at once.

  5. The doctor was sent for.

  6. The boy was looked for by everybody.

  7. The plan has been agreed upon.

  8. Such results can not be wondered at.

  9. The plan was assented to by myself.

  10. Your clothes will be looked at.

6. Прочитайте и перескажите текст.
Olympic Games were held by the Greeks in the year 776 B.C.*

in the plain Olympia. They were held once in 4 years. Greece was at that time divided into federal state. On the day the Games were announced all wars were stopped and peace was proclaimed.
*B.C. = Before Christ – до Рождества Христова

7. Переведите текст со словарем.
Charles Darwin was born in 1809 in England. He was a distinguished scientist whose “Origin of Species” first clearly formulated and elaborated the theory of evolution. It was published in 1859 and was supported by many scientists, but at first it was much attacked by theologians.
А вот пример того, как вольно образуются страдательные формы глаголов, произведенные от существительных.


  1. Существительное: sugar – сахар
When I was sugared I was hoping to be offered a cake.

Когда мне дали сахар, появилась надежда, что мне предложат и

пирожное.


  1. Существительное: a box – коробка
Cheap candies are not boxed.

Дешевые конфеты не упаковываются в коробки.


  1. Существительные: dinner – обед
wine - вино

Chichikov was dined and wined in the best houses.

Чичикова потчевали обедом и вином в лучших домах.

8. Переведите следующие фразы на русский язык.


  1. All the cakes were wolfed by the children.

  2. He was widely travelled and spoke several languages fluently.

  3. The girl was tead and tangoed by Prime Minister.

  4. The streets in New-York are all regular and numbered.

THE INFINTIVE
Признаком инфинитива является частица “to” перед глаголом.
Формы инфинитива


  1. Indefinite Infinitive выражает действие, одновременное с действием сказуемого.

Active Passive

to do to be done

to develop to be developed

to consider to be considered

to satisfy to be satisfied

to occupy to be occupied

2. Continuous Infinitive выражает действие, которое совершается в

момент действия сказуемого.
to be + -ing (Participle 1)

to be developing


  1. Perfect Infinitive выражает действие, которое предшествовало действию сказуемого.

to have + III (Participle II)
Active Passive

to have seen to have been seen

to have done to have been done

to have developed to have been developed

to have studied to have been studied

to have written to have been written

Примечание. Помните, что инфинитив без частицы “to” следует только после модальных глаголов (но не заменителей) и после “will”, “shall”, “would”, “should”, после слова “let” в повелительных предложениях (e.g. Let’s go, Let him come up to me), после слова “make” в значении “заставлять”.
They made him work. Они заставили его работать.
Образуйте от следующих глаголов все формы инфинитива:
to contribute to improve

to overcome to discuss

to locate to apply

to complete to bring

to accelerate to find out

Функции инфинитива
1. Подлежащее
To swim is pleasant. Плавать приятно.

To plant trees in front of Посадить деревья перед

this building is necessary. этим зданием необходимо.

To abolish war is a problem Покончить с войной – про-

that mankind has got to solve. блема, которую должно ре-

Шить все человечество.

Training Exercise
Переведите на русский язык Проверьте свой перевод

4. We believe the new equipment 4. Мы надеемся, что новое оборудование

to be used this year . будет использоваться в этом году .

Если перед инфинитивным оборотом есть предлог “for ”, то он переводится «чтобы ».
It is time for them to come. Пора (чтобы они пришли) им прийти.

It was necessary for you to leave. Было необходимо, чтобы ты ушел.

A week will be required for them Неделя понадобится, чтобы они

to return. вернулись.
Запомните глаголы, после которых обычно используется объектный инфинитивный оборот. Вам легко будет их запомнить, если вы выучили глаголы, используемые в субъектном инфинитивном обороте в страдатель-ном залоге. С той лишь разницей, что здесь они – в действительном залоге.
to know to suppose

to expect to find

to consider to believe

to think to want и другие.
Внимание: после глаголов “to feel ”, “to hear ”, “to see ”, “to watch ” инфинитив употребляется без частицы “to”.
Training Exercises

1. Переведите предложения на русский язык.


  1. She had so often waited for me to come home at just this hour.

  2. I am very anxious for him to learn about her state of health.

  3. We expected them to let us know about it.

  4. The weather is sufficiently hot for them not to put on warm clothes.

  5. I want him to ring me up.

  6. I didn’t believe him to be able to ask this question.

  7. The inspector didn’t find the group to have fulfilled their work thoroughly.

  8. The driver thought his car to be examined.

  9. The teacher watched his pupils write a composition.

  10. Everybody expected her to give a better answer at the examination.

  11. We know the atomic weight of a hydrogen atom to be 1.008.

  12. We consider the electron to be a minute particle having an electric charge.

  13. I heard this instrument meet the industrial requirements.

  14. We want this instrument to be tested in a week.

  15. We believe radio to play a great part in human life.

  16. For the plants to grow well they must be well protected.

  17. We can certainly expect new hostel to be built not far from our Academy.

  18. We know many drugs to be made from plants.

  19. We believe this new invention to be useful to people.

  20. They saw the students of the Academy plant trees round the building.

2. Переведите на английский язык текст, используя инфинитив и инфинитивные конструкции, где это возможно.
Дельфин (The Dolphin)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный

медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

Кафедра латинского и иностранных языков

Английский язык

Методические указания к аудиторной работе студентов

1 курса специальностей 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия»

Красноярск

ББК 81.2 Англ А 64

Английский язык: методические указания к аудиторной работе студентов 1 курса

специальностей 060101 «Лечебное дело», 060103 «Педиатрия» /сост. О. А. Гаврилюк, З.М. Миронова, Л.Я. Менделеева – Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. – 129 с.

Составители: Гаврилюк О.А., Миронова З.М., Менделеева Л.Я.

Методические указания составлены в соответствии с утвержденной программой обучения английскому языку по специальностям 060101 «Лечебное дело» и 060103 «Педиатрия» и Госстандартом. Материал каждого занятия включает основные понятия и положения темы, вопросы по теме, тестовые задания, ситуационные задачи.

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол №1 от 28.09 2009 г.)

1 курс 1 семестр

Пр. занятие № 1 «The system of the English language»

Пр. занятие № 2 «Becoming a doctor»

Пр. занятие № 3 «The Medical Academy»

Пр. занятие № 4 «The Medical Academy»

Пр. занятие № 5 «The Human Body»

Пр. занятие № 6 «The Skeleton»

Пр. занятие № 7 «The Muscles»

Пр. занятие № 8 «The Cardiovascular System»

Пр. занятие № 9 «The Cardiovascular system»

Пр. занятие № 10 «The Respiratory system»

Пр. занятие № 11

«The Respiratory system»

Пр. занятие № 12

«The Digestive system»

13. Пр. занятие № 13 «The Digestive System»

14. Пр. занятие № 14 «The Urinary System»

15. Пр. занятие № 15 «The Urinary System

Пр. занятие № 16

«Blood Circulation»

Пр. занятие № 17

Пр. занятие № 18

«Written translation. Test»

Пр. занятие № 19

«Зачетное занятие. Собеседование по темам»

1 курс 2 семестр

1. Пр. занятие № 1 «Digestion»

Пр. занятие № 2 «Digestion»

Пр. занятие № 3 « Nutrition»

Пр. занятие № 4 «Nutrition»

Пр.занятие

№ 5 «The Excretory Organs»

Пр.занятие

№ 6 «The Excretory Organs»

Пр.занятие

№ 7 «The Endocrine System»

Пр.занятие

№ 8 «The Endocrine System»

Пр.занятие

№ 9 «The Nervous System»

Пр.занятие

№ 10 «The Nervous System»

Пр.занятие

№ 11 «Viruses. Bacteria»

Пр.занятие

№ 12 «Medical Institutions»

Пр.занятие

№ 13 «Medical Institutions Polyclinics»

Пр.занятие

«Medical Institutions. Clinics»

Пр.занятие

№ 15 «Medical Institutions Hospitals»

Пр. занятие № 16 «Medical conference»

Пр. занятие

«Test. Written translation»

Пр. занятие

№ 18 «Зачётное занятие»

Приложение

Занятие №1

1. Тема занятия «The system of the English language»

2. Значение изучения темы . Актуальность темы обеспечивается, во-первых, значительной ролью систематизации и анализа языковой информации в процессе ее усвоения. Во-вторых, выявление основных отличительных черт систем русского и английского языков будет способствовать не механическому, а сознательному изучению английского языка и развитию языкового мышления студентов. Таким образом, работа над данной темой активизирует логическое мышление, умения обобщения, классификации, сравнения, синтеза и анализа, что способствует общему профессионально-личностному развитию студента.

3. Цель обучения : систематизация имеющихся у студентов знаний по фонетике, лексике, грамматике и синтаксису английского языка и анализ этих знаний на основе сопоставления с русским языком (обучающийся должен знать основные особенности произношения гласных и согласных звуков и их

сочетаний, основные грамматические и синтаксические конструкции английского языка).

4. План изучения темы:

4.1. Исходный контроль знаний (вопросы).

Анализ системы английского языка в сопоставлении с русским:

- основные особенности произношения гласных и согласных звуков и их сочетаний,

- основные грамматические и синтаксические конструкции (порядок слов в английских утвердительных и вопросительных предложениях). Типы вопросов.

- особенности лексики английского языка

- роль и основные значения глагола “to be”.

Чтение и перевод текста “ What a Language!”

Решение ситуационных задач на соотнесение ситуации и реплики. 4.3. Самостоятельная работа по теме.

Выполнение упражнений и тестов по материалу занятия. 4.4. Итоговый контроль знаний.

Выполнение контрольно-обобщающих упражнений 13-16 стр. 19-20, упр. 15

5. Основные понятия и положения.

Тема «The system of the English language» предполагает систематизацию имеющихся у студентов знаний по фонетике, лексике, грамматике и синтаксису английского языка и проведение анализа этих знаний на основе сопоставления с русским языком, включая основные особенности произношения гласных, в том числе противопоставление по долготе-краткости, наличие дифтонгов, и согласных звуков (отсутствие оглушения и смягчения) и их сочетаний, основные грамматические и синтаксические конструкции (порядок слов в английских утвердительных и вопросительных предложениях) и особенности лексики английского языка.

Особое внимание на данном занятии уделено рассмотрению роли и основных значений глагола“to be”.

В ходе изучения темы преподаватель совместно со студентами делает обзор наиболее распространенных ошибок, допускаемых изучающими английский язык. Так, могут быть рассмотрены следующие случаи возникновения ошибок:

Студенты не всегда видят необходимость ставить глагол-связку. Они говорят, например, " I chief of the firm," исходя из того, что в аналогичных русских предложениях никакого глагола вроде бы нет. Особенно часты ошибки, связанные с построением предложений типа “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Студенты, даже зная правила, часто путают окончание “ s” множественного числа существительных и 3 лица ед. числа глаголов в Present Simple. Стоит признать, что совпадение окончаний у существительных во множественном числе и глаголов в 3-м лице единственного числа настоящего Времени поначалу затрудняет понимание английского текста. В отрыве от контекста читатель не получит представления о морфологической и синтаксической природе отдельно взятого слова: the works - труды, работы, произведения, he works - он работает; the dances-.танцы, she dances - она танцует.

Обучающиеся часто широко используют слово “ please” , тогда как соответствующее русскому «пожалуйста» please можно и нужно применять только в одном случае: при выражении просьбы или распоряжения. Tell me please, what"s the best way to get to the Medical Academy? - Скажите, пожалуйста,

как лучше всего доехать до медицинской академии? Give me a cup of coffee, please. - Дайте мне чашечку кофе, пожалуйста. Употребить please в ответ на просьбу (как это делаем мы, разговаривающие по-русски) никак нельзя. Услышав в свой адрес: Thanks for all you"ve done for me. - Благодарю вас за все, что вы сделали для меня, или I can"t thank you enough. - He могу выразить, как я вам благодарен, необходимо отвечать (тут важны интонация и улыбка, а то будет сухо): Don"t mention it. It"s all right. (It"s quite all right.) - Пустяки, не стоит благодарности. Все в порядке. You are welcome! - Всегда рад вам помочь.

Изучающие английский язык не всегда внимательны к артиклям, что может обернуться боком. Беседуя по-английски, важно помнить, что, говоря о национальности, профессии, партийности человека, надо пользоваться неопределенным артиклем.

Так, если кто-нибудь скажет: My father is the engineer. I am the doctor. My sister has married the Georgian, то недоумению собеседника не будет конца. Значит отец говорящего - единственный в округе инженер, сам он - самая важная персона в медицине, а его сестра вышла замуж за единственного в городе грузина.

6. Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности.

6.1. Вопросы для самоподготовки.

1. What foreign languages can you speak?

2. How is your English?

3. Do you understand American English?

4. Have you a lot of opportunities to practice your English with Englishmen?

5. How often do you speak English?

6. Which is easier for you - speaking English

Reading in English

- understanding English when it is spoken

Writing in English ?

7. Do you understand Englishmen when they speak very fast?

8. Are you good at languages?

9. How much time does it usually take you to prepare your homework on English?

10. Do you have any English books at home?

2. Тестовые задания по теме.

1. Complete the phrases using «to be»:

you? How old... your brother?

your aunt"s name?

glad to see you. How... you?

5. Tom"s parents... travel agents.

6. -...

your father a carpenter? - No, he....

7. The best seats... 10$.

8. Moscow... the capital of Russia.

9. I...

hot. Open the window, please.

10. What... the weather like today?

11. I... (not) interested in football at all.

12. ... Tom and Bob good football players?

13. ...you hungry?

14. The news... (not) very bad today. 15. What... your parents" address?

2. Complete the questions:

1. … do you live?

2. … do you want?

3. … are you?

4. … book is it?

5. … do you usually get up?

6 .… you like autumn?

7. … she live in Krasnoyarsk?

8. … you got a pencil?

9. … he a car?

10. …do you cry?

11. … are you?

12. … is your address?

13. … lives here?

14. … does it cost?

15. … money do you want?

16. … does Eddy do for living? – He’s a travel agent.

17. … is the weather like today?

18. … is the cheapest way to get to London?

3. What question is it?

a) General (Общий)

b) Special (Специальный)

c) Alternative (Альтернативный)

1. Are they playing football or tennis now?

2. What is on the table?

3. Who are you?

4. Is there a toilet near here?

5. Do you like orange juice?

6. Have you a sister?

7. How are you?

8. Is she a student?

9. Who is your best friend?

10. Where does your friend study?

3. Ситуационные задачи по теме.

1.Объясните, чем вызвано отчаяние француза в предложенной ситуации: What a Language!

"What a language English is!" a Frenchman exclaimed in despair. "I once called on an English friend and the maid who came to the door said, "He"s not up yet. Come back in half an hour." "

"When I came again, she was setting the table for breakfast and said, "He"s not down yet.""

"I asked: " I f he"s not up and he"s not down, where is he?"" "She said, "He"s still in bed. When I say "He"s not up", I mean he has not yet got up; when I say, "He"s not down", I mean he has not yet come downstairs!" "

2. Соедините ситуацию и реплику:

1. Excuse me?

2. I’m so sorry.

3. I didn’t quite catch what you said.

4. I’m sorry to interrupt you.

5. I’m very sorry I’m late.

6. Excuse me for troubling you.

7. Oh, I’m sorry.

a. You arrived late for class.

b. You stepped on someone’s foot.

c. You call someone on the telephone late at night.

d. You interrupt a conversation.

e. You spill your drink on the tablecloth.

f. You stop someone to ask for something.

g. You didn’t understand what somebody said.

7. Список тем по УИРС, предлагаемый кафедрой:

Примерные темы проектов / докладов: “Those cold and reserved English”, “The secrets of the English language”

8. Список литературы по теме занятия:

Основная

1. Английский язык: Учебник для медицинских вузов и медицинских специалистов/ И.Ю. Марковина, З.К. Максимова, М.Б. Вайнштейн; Под. Ред. И.Ю. Марковиной. – М. : ГЭОТАР - Медиа, 2005. -368 с.

Дополнительная;

2. Raymond Murphy. English Grammar in Use. Cambridge. - Cambridge University Press, 1997. - 350 p.

3.Wikipedia, the free encyclopedia (http://en.wikipedia.org/wiki/Portal:Medicine )

Занятие № 2

1. Тема занятия «Becoming a Doctor»

2. Значение изучения темы . Определение моральных аспектов становления врача, умение говорить по-английски о роли и значимости профессии, как часть доклинической подготовки студентов ФФМО.

Работа над данной темой активизирует логическое мышление, обучает анализу специального медицинского текста, способствует профессиональноличностному развитию студентов.

3. Цель обучения : Выработка умений и навыков, необходимых для использования английского языка как средства получения информации по специальности и для профессионального общения. Введение и активизация лексико-грамматического материала по теме в упражнениях и на текстовом материале. Использование английского языка как средства самообразования. Развитие ответственности.

4. План изучения темы :

4.1. Исходный контроль знаний (фронтальный опрос домашнего задания).

4.2. Раскрытие учебно-целевых вопросов:

1. Введение лексического минимума