Андрей дементьев биография личная жизнь. Биография андрея дементьева. Работа поэта на телевидении

Андрей Дементьев известен как поэт и редактор «Юности», его творческая биография, общественная и личная жизнь были одинаково насыщены событиями. 16 июля этого года ему исполнилось бы 90, но Андрей Дмитриевич буквально трех недель не дожил до юбилея.

Биография

Будущий поэт родился в 1928 году в Твери (Калинине). Вскоре его отец стал жертвой репрессий и попал в ГУЛАГ. Семье, лишившейся кормильца, приходилось нелегко. Но это была не единственная проблема. Когда Андрей после школы задумался о выборе профессии, оказалось, что ряд путей для него закрыт из-за «подпорченной анкеты». В военно-медицинскую академию у него не приняли документы.

Только через 2 года после окончания школы ему удалось поступить в родном городе в пединститут. Но уже после первого курса, в 1949, Дементьев уехал в столицу и поступил в литературный, где проучился 3 года.

Андрей в молодости

На момент поступления у него была только одна публикация в местной газете – стихотворение «Студенту». Трудовую карьеру после завершения учебы в вузе он тоже начал на родине.

Карьера

Андрей Дементьев несколько лет работал в редакциях периодических изданий Калинина, на радио, в 30 лет возглавил книжное издательство, а в 1959 был принят в Союз писателей. Работал он и в отделе пропаганды ЦК ВЛКСМ.

С 1967 начинается московский этап в биографии литератора и редактора. В столице он приходит в издательство «Молодая гвардия», сначала в отдел поэзии, через 5 лет становится заместителем главреда, а в 1981 возглавляет редакцию журнала «Юность». Этот пост он сдал Виктору Липатову только в 1992.


Выступление поэта на сцене

О поэте Андрее Дементьеве, его трудовой биографии и личной жизни могут рассказать многочисленные фото разных лет. На многих из них он запечатлен рядом с другими знаменитостями – Борисом Полевым, Евгением Евтушенко, Майей Плисецкой.

Также Дементьев ряд телепрограмм, во многих принимал участие как гость. В 1997 он возглавил представительство телеканала РТР в Израиле, участвовал в создании 3 телефильмов об этой стране. Спустя 3 года был отозван с должности руководителя корпункта. СМИ сразу усмотрели взаимосвязь между отставкой поэта и публикацией ряда критических стихотворений, принадлежащих его перу. Одно из них прямо обличало РТР.

На ТВ Дементьев вел преимущественно развлекательные программы, а на «Радио России» в 2001 стал политическим обозревателем. В этом же году стала выходить в эфир его авторская радиопрограмма «Виражи времени», сразу завоевавшая высокий рейтинг.


Андрей Дементьев на пресс-конференции

Также Андрей Дмитриевич известен как инициатор и активный участник ряда миротворческих программ, именно он был одним из основателей Фонда мира. Его общественная деятельность тесно связана с литературной. Поэт участвовал в литературных семинарах, несколько лет возглавлял экзаменационную комиссию в родном Литинституте. В 1981-91 был секретарем Правления Союза писателей. На протяжении последних 10 лет жизни входил в Общественную палату РФ.

Андрей Дементьев – кавалер 7 государственных орденов СССР и РФ, Заслуженный деятель искусств, также он удостоен нескольких десятков общественных, региональных, ведомственных наград, в том числе литературных премий.


Поэт с сенатором Валентиной Петренко

Творчество

Активная общественная деятельность, работа редактора, теле-, радиоведущего никогда не отвлекала Андрея Дементьева от творчества. Первый сборник с нехитрым названием «Лирические стихи», в который вошли его собственные творения и переводы, вышел в 1955. На сегодняшний день издано полсотни книг, преимущественно поэтических, их общий тираж – более 300 тыс. экземпляров, включая переводные издания на иностранных языках.

Сотни стихов были положены на музыку, стали песнями, которые исполняли звезды эстрады.

В 70-х поэт писал также детские рассказы о Михаиле Калинине, имя которого носил его родной город. В некоторые книги более поздних лет вошли письма, публицистические статьи. В 2009 вышел сборник автобиографической прозы.

Некоторые сборники стихов Дементьева – тематические. В один из них вошли произведения о его любимом поэте – Лермонтове. На создание еще двух Андрея Дмитриевича вдохновил Иерусалим, где он провел 3 года.


Поэт выступает перед поклонниками

Вышедший в 2015 сборник «Я продолжаю влюбляться в тебя» был посвящен последней жене Дементьева, Анне Пугач.

Личная жизнь

Рассказывая об Андрее Дементьеве, его биографии, личной жизни, следует упомянуть, что у поэта было 4 жены. Впервые он женился в 19 лет на бывшей однокласснице, но вскоре после свадьбы уехал учиться в Москву, а жена осталась в Калинине. Детей у супругов не было, чувства в разлуке угасли, и они вскоре расстались.

Вернувшись в родной город, Андрей Дмитриевич, работавший в то время в «Калининской правде», влюбился в студентку, в 1954 у них родилась дочка Марина. Второй брак оказался более долговечным, но тоже распался.


С Анной Пугач

В третьем у поэта родился сын Дима, а еще он удочерил дочку своей жены от первого брака. С сыном связана самая трагическая страница личной жизни Андрея Дмитриевича. Дмитрий вырос, женился, в 22 года стал отцом, а в 27 лет, в 1996, застрелился во время отдыха на Кавказе.

Причиной самоубийства называли его напряженные отношения с женой. Женщина страдала периодически обострявшимся психическим заболеванием, и через несколько лет тоже покончила с собой.

Единственный внук и полный тезка Андрея Дементьева, воспитанный бабушкой, стал актером. Самая известная его роль – Женя Пудеев из «Барвихи». В сети можно найти его совместные фото с дедом.


Внук и полный тезка Дементьева

Андрей Дементьев на любом этапе своей биографии, личной жизни заботился о детях, гибель сына стала для него трагедией, хотя с его мамой он к тому времени расстался. Самым крепким и счастливым оказался его последний, четвертый брак. Анна Пугач, пришедшая в «Юность» сразу после школы, сама влюбилась в легендарного поэта и очаровала его. Несмотря на почти 29-летнюю разницу в возрасте они вскоре поженились. Дементьев называл ее своей музой, самым первым читателем и самым строгим критиком.

  • в детстве Андрей отлично пел, ему прочили большое будущее как вокалисту, но после подростковой ломки голос стал недостаточно выразительным;
  • Дементьев известен как лирический поэт, но он неоднократно страдал из-за резких, критических стихов. Так, из-за «Черного ворона» (стихи о машине, в сталинские времена увозившей арестованных) его не выпустили в ФРГ;
  • Андрей Дементьев с Борисом Полевым ездили на БАМ, чтоб принять символическое участие в завершении строительства отдельных участков;
  • его стихи выгравированы на пьедесталах многих памятников – Учительнице в Красноярске, Женщине-матери в Кемеровской области, ликвидаторам аварии на ЧАЭС в Твери;
  • Андрей Дементьев – почетный гражданин Твери и обрасти, автор слов гимна родного города, инициатор создания в нем Дома поэзии.

Смерть

В начале лета 2018 Андрей Дмитриевич был госпитализирован в больницу имени Боткина после перенесенной простуды, поначалу состояние улучшилось и врачи выписали его. Но вскоре поэта снова поместили в больницу, на этот раз 1 Городскую. Несмотря на усилия врачей, 26 июня он скончался. Причиной смерти назвали осложнения продолжительной болезни.


Андрей Дементьев на презентации книги

Прощание, отпевание и похороны состоялись 29 июня. Поэт покоится рядом с могилой сына Дмитрия на Кунцевском кладбище.

Дементьев Андрей Дмитриевич родился в Твери 16 июля 1928 года. Отец - Дементьев Дмитрий Никитович (1901-). Мать - Орлова Мария Григорьевна (1908-). Супруга - Пугач Анна Давыдовна (род. 1957). Дети: Демченко Марина Андреевна (род. 1954) Дементьева Наталия Андреевна (род. 1960), Дементьев Дмитрий Андреевич (1969 - 1996). Внук актёр - Андрей Дементьев

Окончил среднюю школу № 6 в 1946 году.

Начал литературную деятельность в 1948 - стихотворение «Студенту», «Пролетарская правда» (город Калинин).
Учился на 1-м курсе историко-филологического факультета КГПИ (1948-1949), затем в Литературном институте имени А. М. Горького (1949-1952). Член ВКП(б) с 1950 года.

Литературный сотрудник отдела сельского хозяйства «Калининской правды» (1953-1955), заведующий отделом комсомольской жизни областной газеты «Смена» (1955-1958), член СП СССР (1959), инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (1967).

С 1967 года жил в Москве, был редактором отдела поэзии издательства «Молодая Гвардия», заместителем главного редактора журнала «Юность» (1972), главный редактор журнала «Юность» (1981-1992), директором ближневосточного представительства РТР (1997). В 1993 году подписал «Письмо 42-х». В середине 1990-х годов был назначен на должность директора ближневосточного представительства РТР в Израиле. Отозван с этой должности в 2000 году после публикации в «Московском комсомольце» стихов, обличающих российских чиновников. В 2003-2006 годах был ведущим программы «Народ хочет знать» на канале ТВ-Центр, однако был уволен руководством канала без объяснения причин, скорее всего за публикацию книги острой публицистической поэзии «Новые стихи».

В настоящее время издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

В 2010 году поэт и его стихи стали связующим звеном новелл в киноальманахе «Провинциальные истории» тверского режиссёра П. В. Дроздова.

Почётный член Российской академии художеств.

Дементьев - один из известнейших советских-российских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», и др. в исполнении Евгения Мартынова.

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. Его стихи отличает обострённое чувство патриотизма, неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония, лиричность, оптимизм, наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

По читательской популярности поэзия А. Д. Дементьева занимает первое место среди 20 лучших книг по данным российских книжных магазинов. За минувшие три года книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров.

Стихи поэта переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, венгерский, болгарский, румынский, хинди и другие языки. Книги А. Д. Дементьева вышли в Азербайджане, Узбекистане, Грузии, Болгарии и других странах.

Двадцать один год своей жизни Андрей Дементьев отдал журналу «Юность» (1972-1993). С 1972 по 1981 год он был первым заместителем главного редактора, а в течение последующих 12 лет - главным редактором этого популярного литературно-художественного издания, тираж которого при нём достиг небывалого размера - 3 млн. 300 тыс. экземпляров.

При участии Дементьева были опубликованы романы, повести, стихи В. П. Аксенова, А. М. Арканова, В. П. Астафьева, Б. Л. Васильева, В. Н. Войновича, В. Е. Максимова, В. П. Некрасова, Л. А. Филатова и др. В доперестроечное время Дементьевым «пробивались» произведения, опубликование которых считалось «нецелесообразным» из-за содержания или политического реноме авторов. В годы перестройки на страницах «Юности» по решению Дементьева увидел свет или впервые был напечатан в Советском Союзе ряд ранее неподцензурных произведений, в частности, «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина» В. Н. Войновича.

Многие годы Андрей Дементьев тесно связан с телевидением. С конца 1980-х годов он был ведущим передач «Добрый вечер, Москва», «Клуб молодоженов», «Браво», «Семейный канал», «Воскресные встречи».

С 1997 по 2001 год работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке. За это время вместе с коллегами он создал три телевизионных фильма, посвященных Израилю, Святой земле.

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России», ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени», которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени» обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон, Илья Глазунов, Вера Васильева, Леонид Рошаль, Майя Плисецкая, Ризван Садырканов, министр культуры Александр Соколов, Николай Басков, Александр Градский, Андрей Вознесенский, Зураб Церетели, Михаил Горбачев, Игорь Крутой, Александр Шилов, Родион Щедрин, Евгений Евтушенко, Екатерина Шаврина, Юлиан, Оскар Фельцман, Николай Сличенко, депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев, Владимир Рыжков, Станислав Говорухин, Владимир Жириновский, Светлана Горячева, председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Член Общественной палаты Российской Федерации с 2008 г. Первый заместитель председателя Международного общественного фонда «Российсий фонд мира»(2011 г.) Председатель Ассоциации Тверских землячеств (2006 г.). Несколько лет А. Д. Дементьев был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте. Принимал участие во всех крупных поэтических семинарах, а во Всесоюзном совещании молодых писателей - в качестве руководителя. С 1981 по 1991 год А. Д. Дементьев - секретарь Правления Союза писателей СССР. Впоследствии - сопредседатель Содружества Союзов писателей, председатель общественно-редакционного Совета «Литературной газеты».

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира, ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва, Московская область, Петербург, Тверь, Пенза, Псков, Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США, Франция, Германия, Сербия, Хорватия, Чехия, Израиль).

Его первое стихотворение "Студенту" было напечатано 5 сентября 1948 года в газете "Пролетарская правда".

После окончания Литературного института Дементьев вернулся в родной город, где в 1953-1955 годах работал литературным сотрудником отдела сельского хозяйства в газете "Калининская правда".

В 1955-1958 годах он возглавлял отдел комсомольской жизни редакции газеты "Смена".

В 1958-1961 годах был редактором областного комитета по радиовещанию, редактором Калининского книжного издательства.

В 1955 году в Калинине (ныне Тверь) вышла в свет его первая книга "Лирические стихи", позднее — несколько других поэтических сборников, в том числе "Родное" (1958), "Дорога в завтра" (1960), "Глазами любви" (1962).

Поэт постоянно сотрудничал в литературно-художественном и общественно-политическом альманахе калининских писателей "Родной край".
В 1958 году Дементьев вступил в члены Союза писателей РСФСР.

В 1967 году Андрей Дементьев переехал в Москву, где до 1972 года работал в ЦК ВЛКСМ.

В 1972-1981 годах он был первым заместителем главного редактора, а в 1981-1993 годах — главным редактором журнала "Юность" .

В этот период вышли его стихотворные сборники "Боль и радость" (1973), "Рядом ты и любовь" (1976), "Письмо в Ташкент" (1982) и др. В 1981 году поэт стал лауреатом премии имени Ленинского комсомола. В 1985 году за книгу лирики "Азарт" (1983) он был удостоен Государственной премии СССР.

С конца 1980-х годов Дементьев начал работать на телевидении, был ведущим передач "Добрый вечер, Москва", "Клуб молодоженов", "Браво", "Семейный канал", "Воскресные встречи".

В 1997-2001 годах он работал в Израиле в качестве шефа бюро Российского телевидения на Ближнем Востоке.

С 2001 года Андрей Дементьев работал политическим обозревателем "Радио России", был ведущим еженедельной авторской программы "Виражи времени", за которую был удостоен Гран-при Всероссийского фестиваля "Вдохновение".

С 2005 года на канале ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской Дементьев вел ток-шоу "Народ хочет знать". На Радио "России" Андрей Дементьев был ведущим авторской программы "Виражи времени" .

Андрей Дементьев — один из известнейших поэтов второй половины XX века. По читательской популярности его поэзия занимает первое место среди 20 лучших книг, по данным российских книжных магазинов. Он написал тексты к более 100 популярным песням: "Каскадеры", "Аленушка", "Баллада о матери", "Лебединая верность", "Яблоки на снегу", "Натали", "Отчий дом" и др.

На счету Андрея Дементьева более 50 поэтических сборников. Среди них — "Утро начинается с любви", "Я продолжаю влюбляться в тебя…", "Все в мире поправимо" .

В 2009 году вышла книга автобиографической прозы Андрея Дементьева .

В течение многих лет Дементьев принимал активное участие в деятельности общественных организаций: был заместителем председателя Советского комитета защиты мира, членом Комитета по Ленинским и Государственным премиям, председателем правления Фонда реставрации старой Москвы. Несколько лет был председателем Государственной экзаменационной комиссии в Литературном институте.

Андрей Дементьев был удостоен различных наград.

Он был лауреатом премии имени Ленинского комсомола, Государственной премии СССР.

Андрей Дементьев награжден советскими орденами "Знак Почета" (1970), Октябрьской Революции (1984), Трудового Красного Знамени (1984), Ленина (1988). Он был удостоен российских орденов "За заслуги перед Отечеством" IV () и III () степеней, ордена Почета ().

В 1999 году Дементьеву было присвоено звание "Почетный гражданин города Твери", а также он был удостоен почетного знака "Крест святого Михаила Тверского".

За активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности в 1998 году поэту был вручен Памятный знак Российского фонда мира "Символ мира", в 2002 году он был награжден высшей наградой фонда — Золотой медалью.

В 2005 году Дементьеву была присуждена литературная премия имени Александра Невского "России верные сыны". В 2007 году поэт стал обладателем литературной Бунинской премии.

В 2013 году ему была вручена Всероссийская премия имени Антона Дельвига.

В 2018 году Дементьев стал лауреатом премии Министерства обороны РФ в области культуры и искусства.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Андрей Дементьев – российский поэт, в прошлом - редактор легендарного журнала «Юность», ведущий на телевидении, автор передачи, которая много лет выходила на «Радио России». Стихи Андрея Дмитриевича не оставляют равнодушным, добираются до самых потаенных струн души. А еще отличаются невероятной музыкальностью, поэтому десятки произведений из-под пера поэта превратились в популярные песни.

Детство и юность

Андрей Дмитриевич родом из Твери. Отец – выходец из бедных крестьян деревни Старый Погост, простой человек со сложной судьбой, как его называет сын-поэт. Сумел подняться до неплохих высот в жизни: работал парикмахером и гримером в театре, а уже после рождения Андрея с отличием окончил Тимирязевскую академию в Москве и трудился научным сотрудником в опытной станции. Еще до войны выпустил книгу по специальности, публиковался в газете «Сельская жизнь».

Крестьянин, ставший интеллигентом, за нелицеприятные высказывания в адрес властей попал под подозрение и был обвинен по 58-й статье. За плечами отца - пять лет ГУЛАГа и три года поражения в правах – запрет на жизнь в крупных городах и работу по специальности. В лагере оказались также отец Дмитрия Никитича и четыре брата, двое из которых не выжили.

Семья Дементьевых, пока отец сидел, едва сводила концы с концами. Мать Мария Григорьевна крутилась одна, как могла, денег ни на что не хватало. Поэт вспоминает, какой восторг вызывала подаренная пыжиковая шапка – предел мечтаний.


Вернувшийся на волю глава семейства соорудил дома точильный станок и принимал заказы из магазинов и парикмахерских на заточку ножей и ножниц. В финансовом плане стало легче, но отца приходилось прятать в подвале от участковых, ведь в Калинине (такое имя носила Тверь в советское время) жить ему было запрещено.

В детстве и юности будущий поэт любил спорт, в набор увлечений входили гимнастика, гребля, плавание. Подпорченная репрессиями биография близких дала о себе знать. После школы Андрей Дмитриевич собирался поступать в военно-медицинскую академию. Хотелось облегчить жизнь семье и себе, потому что студенты учебного заведения находились на полном государственном обеспечении. Но юношу не приняли.


Андрей Дементьев с родителями

Удалось поступить в институт международных отношений. Парень решил забрать документы, испугавшись слухов об отчислении студента-пятикурсника, в биографии которого всплыла информация о бабушке-белогвардейке. Пришлось пополнить ряды учеников пединститута в родном городе, а после четвертого курса, по рекомендации поэтов Михаила Луконина и Сергея Наровчатова, Андрей числился студентом Литературного института им. Горького в столице.

Литература

Литературный дебют Андрея Дементьева состоялся до поступления в институт им. Горького. В сентябре 1948 года, на страницах газеты «Пролетарская правда» напечатали стихотворение «Студенту». Сейчас поэт может похвастаться литературным наследием, которое составляет более 50 поэтических сборников.

Творчество Дементьева наполнено романтикой и состраданием. Из-под его пера вышли строки, призывающие вспомнить первого учителя («Не смейте забывать учителей»), отпускать выросших детей («Не обижайтесь на детей»), достойно встречать старость («Быть стариком – не простая штука»). Одно из знаменитых произведений «Никогда ни о чем не жалейте вдогонку», рожденное в 1977 году, поднимает вопросы упущенных возможностей. Андрей Дмитриевич пронзительно писал и о любви – километры строк посвящены нежным чувствам к женщине.


Общий тираж книг превысил 300 тысяч экземпляров. Наиболее известными стали сборники стихов «Я живу открыто», «Нет женщин нелюбимых», «Лирика», «Виражи времени», «Стихотворения». А за книгу лирики «Азарт» Дементьев получил Государственную премию СССР. В копилке литературных наград поэта также премия им. Александра Невского «России верные сыны» и Бунинская премия.

Даже если имя поэта кому-то ни о чем не говорит, каждый россиянин все равно знаком с Андреем Дементьевым. На его стихи созданы десятки популярных песен: «Отчий дом» в исполнении , «Яблоки на снегу» из репертуара , а призывала: «Отцы, не оставляйте сыновей».

Широкую известность получили композиции советской эпохи «Баллада о матери», «Лебединая верность», «Аленушка». Андрей Дмитриевич сотрудничал с именитыми композиторами – , Никитой Богословским, .

Андрей Дементьев писал и прозу. В 2009 году, на страницах книги «Ни о чем не жалейте вдогонку» литератор вспомнил тех, с кем пересеклись дороги жизни – , и многих других именитых личностей.

Работа в прессе, на телевидении и радио

После окончания литинститута Андрей Дементьев долгие годы работал в газетах и журналах. Сначала молодой человек вернулся домой, где устроился в «Калининскую правду» литературным сотрудником, заведовал отделом комсомольской жизни в газете «Смена», был редактором областного комитета по радиовещанию и даже редактором книжного издательства.


В 1967 году Дементьев перебрался в Москву, а спустя пять лет, в качестве заместителя главного редактора, примкнул к составу коллектива литературно-художественного издания «Юность», новый номер которого с нетерпением ждали почти в каждом советском доме. В 1981 году Андрей Дмитриевич сменил , возглавлявшего журнал.

Поэт оказался талантливым редактором, сумел довести тираж «Юности» до небывалого размера – 3,3 млн экземпляров. При нем зажглись новые звездочки литературы, печатались , .


Радушно приняли Андрея Дементьева и на телевидении: в конце 80-х вел передачи «Клуб молодоженов», «Семейный канал», «Добрый вечер, Москва». А новое тысячелетие встретил в Израиле – в роли шефа бюро российского телевидения на Ближнем Востоке.

Вернувшись на родину, Дементьев показал себя на «Радио России», где числился политическим обозревателем, а раз в неделю встречался со слушателями в авторской передаче «Виражи времени». Архивные черно-белые фото из яркой жизни поэта можно увидеть на его официальном сайте.

Личная жизнь

У Андрея Дмитриевича была бурная личная жизнь, за плечами – четыре брака и трое детей. Впервые женился в 19 лет на однокласснице Алисе. Этот союз поэт не считает полноценным браком, потому что юные супруги почти не жили вместе – спустя три месяца после оформления отношений Дементьев уехал учиться в Москву.

В 26 лет литератор влюбился в молодую студентку, в семье на свет появилась дочь Марина. Третий раз поэт женился в зрелом возрасте, в 30 с лишним лет. Удочерил дочь супруги Наталью, а в 1969 году у пары родился сын Дмитрий.

С третьей женой Андрей Дмитриевич прожил несколько лет, но ушел, взяв лишь бритву и зубную щетку, к литературному сотруднику журнала «Юность» Анне Пугач. С ней и делил быт до конца жизни. Мужчина был старше жены на 30 лет, разница в возрасте не смущала: поэт признавался, что они идеально совпали по духовному складу, интересам и отношению к жизни.

В 1996 году Андрей Дмитриевич пережил страшную трагедию – застрелился единственный сын Дима. Молодой человек оставил после себя наследника, сегодня , внук поэта, - известный актер театра и кино.

Литератор по натуре человек домашний, любил уют и теплую семейную атмосферу. В душе очень суеверный, был уверен, что все предначертано свыше. Андрей Дмитриевич обожал аккуратность во внешнем виде, считал, что человек должен хорошо одеваться. И сам этому правилу не изменял, всегда выглядел импозантно.

В круг интересов поэта входила классическая музыка, с удовольствием слушал произведения и . Любовь к классическому балету привела к многолетней дружбе с .

Смерть

В 2018 году Андрей Дмитриевич отпраздновал бы 90-й год рождения, но даже в таком преклонном возрасте поэт не сидел без дела. Вел радиопередачу «Виражи времени», колесил по миру с творческими встречами, каждый год занимал место почетного гостя на праздновании дня рождения «Дома поэзии Андрея Дементьева», который проходит в родном городе. Фестиваль собирает поэтов, писателей и артистов.


Андрей Дмитриевич радовал читателей и новыми произведениями. В 2016 году свет увидели сборники «Утро начинается с любви», «Любимые стихотворения в одном томе» и «Лебединая верность».

26 июня 2018 года стало известно, что в Москве. Поэт умер в Первой Градской больнице, куда он попал после длительной болезни. До своего 90-летия Андрей Дмитриевич не дожил менее месяца.

Библиография

  • 1955 – «Лирические стихи»
  • 1958 – «Родное»
  • 1960 – «Дорога в завтра: поэма о Валентине Гагановой»
  • 1962 – «Глазами любви»
  • 1963 – «Про девочку Марину и про смешную птицу»
  • 1964 – «Солнце в доме»
  • 1965 – «Наедине с совестью»
  • 1973 – «Боль и радость»
  • 1973 – «Первый ученик: рассказ о М. И. Калинине»
  • 1976 – «Рядом ты и любовь»
  • 1978 – «Рожденье дня»
  • 1982 – «Письмо в Ташкент»
  • 1983 – «Азарт»
  • 1985 – «Стихотворения»
  • 1986 – «Характер»
  • 1993 – «Снег в Иерусалиме. Книга лирики»
  • 2002 – «У судьбы моей на краю»
  • 2004 – «Виражи времени»
  • 2006 – «Нет женщин нелюбимых»
  • 2007 – «Лирика»
  • 2008 – «Припав к земле обетованной»
  • 2008 – «И все полно здесь именем его»
  • 2008 – «Все начинается с любви»
  • 2009 – «Ни о чём не жалейте вдогонку»
  • 2010 – «В будущем году, в Иерусалиме»
  • 2010 – «Я прочел рублевскую газету, словно сел в роскошную карету»
  • 2011 – «Года любви и дни печали»
  • 2012 – «Пока я боль чужую чувствую…»
  • 2013 – «Все в мире поправимо…»
  • 2014 – «Спасибо за то, что ты есть»
  • 2014 – «Россия - страна поэтов»
  • 2015 – «Я продолжаю влюбляться в тебя…»
  • 2016 – «Лебединая верность»
  • 2016 – «Любимые стихотворения в одном томе»
  • 2016 – «Утро начинается с любви»

Лауреат Государственной премии СССР ().

Биография

Начал литературную деятельность в - стихотворение «Студенту», «Пролетарская правда» (город Калинин).

Учился на 1-м курсе историко-филологического факультета КГПИ ( -), затем в ( -). Член ВКП(б) с 1950 года .

Литературный сотрудник отдела сельского хозяйства «Калининской правды» (1953-1955), заведующий отделом комсомольской жизни областной газеты «Смена» (1955-1958), член СП СССР (1959), инструктор отдела пропаганды и агитации ЦК ВЛКСМ (1967).

Издано более 50 книг стихов поэта, не считая многочисленных сборников избранных и лучших стихов разных лет.

Творчество

Дементьев - один из известнейших советских поэтов второй половины XX века. Диапазон его творчества - от новелл о Михаиле Калинине («Август из Ревеля», 1970) до текстов к широко известным лирическим песням советской эпохи: «Алёнушка», «Лебединая верность», «Отчий дом», «Баллада о матери» и другие в исполнении Евгения Мартынова .

В своем творчестве Дементьев утверждает идеалы романтики, гуманизма и сострадания. По словам самого Дементьева,

Стихи Дементьева отличает обострённое чувство патриотизма , неприятия отрицательных черт современности, горькая ирония , лиричность, оптимизм , наслаждение элементарными радостями жизни, любовь к природе, в ранних стихах - комсомольский задор.

Дементьев пишет традиционные, легко доступные, отличающиеся музыкальностью стихи, о которых, хотя они и не упоминаются в историях русской литературы, пишутся доброжелательные рецензии. <…> Его стихотворения сконцентрированы на одном вопросе или одной проблеме, которая рассматривается с разных точек зрения в строках, часто выстроенных по принципу параллелизма (анафоры и другие формы повторов). Мотивы лирики Дементьева связаны с природой; он рассматривает также этические вопросы и отношения между людьми, причем главное для него в человеке - душевные качества.

Книги А. Д. Дементьева «Лирика», «Нет женщин нелюбимых», «Виражи времени», «Избранное», «Я живу открыто», «У судьбы моей на краю» выдержали не менее 40 изданий, общий тираж которых превысил 300 тысяч экземпляров .

Андрей Дмитриевич принимает активное участие в популярных телевизионных программах, ведет на ТВЦ вместе с журналисткой Кирой Прошутинской ток-шоу «Народ хочет знать ». С марта 2001 года А. Д. Дементьев - политический обозреватель «Радио России », ведущий еженедельной авторской программы «Виражи времени », которая по праву считается одной из самых рейтинговых передач радиостанции. В ней поэт говорит со своими современниками и друзьями обо всем, что происходит в их жизни и в стране. В 2005 году за эту программу А. Д. Дементьев удостоен «Гран-при» Всероссийского фестиваля «Вдохновение».

Своеобразие и успех «Виражей времени » обусловлены тем, что это не монолог героев, а разговор собеседников на равных. За три года в гостях у А. Д. Дементьева побывали: Иосиф Кобзон , Илья Глазунов , Вера Васильева , Леонид Рошаль , Майя Плисецкая , Ризван Садырканов , министр культуры Александр Соколов , Николай Басков , Александр Градский , Андрей Вознесенский , Зураб Церетели , Михаил Горбачев , Игорь Крутой , Александр Шилов , Родион Щедрин , Евгений Евтушенко , Екатерина Шаврина , Юлиан , Оскар Фельцман , Николай Сличенко , депутаты Государственной Думы Геннадий Селезнев , Владимир Рыжков , Станислав Говорухин ,Владимир Жириновский , Светлана Горячева , председатель Счетной Палаты РФ Сергей Степашин , (Валентина Толкунова) и многие другие.

Интерес к творчеству поэта, к его общественной и журналистской деятельности не ослабевает. Об этом говорят тысячи писем, которые приходят к Дементьеву от его читателей, радиослушателей и телезрителей. Его новые стихи и еженедельные передачи на радио и телевидении - яркое тому свидетельство.

Общественно-политическая деятельность

Более 40 лет А. Д. Дементьев принимает активное участие в работе общественных организаций Москвы и России, деятельность которых посвящена миротворчеству и благотворительности, укреплению дружбы и сотрудничества между народами, достижению согласия в обществе, воспитанию уважения к отечественной истории. Он стоял у истоков создания Советского фонда мира. В 1990 году А. Д. Дементьев был избран заместителем председателя Правления Российского фонда мира , ныне преобразованного в Международный общественный фонд «Российский фонд мира». При непосредственном участии Андрея Дмитриевича в Москве проводятся международные олимпиады зарубежных школьников, изучающих русский язык, в каждой из которых участвуют сотни учащихся из десятков стран мира. А. Д. Дементьев принимает участие в реализации благотворительных программ Российского фонда мира. Им проведен целый ряд благотворительных творческих вечеров и концертов для детей-сирот, ветеранов войн и малообеспеченных граждан, как в России (Москва , Московская область , Петербург , Тверь , Пенза , Псков , Северный Кавказ), так и для соотечественников за рубежом (США , Франция , Германия , Сербия , Хорватия , Чехия , Израиль).

В октябре 1993 года подпись Дементьева появилась в письме сорока двух в поддержку силового разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. 30 сентября 2012 года в интервью на радио «Эхо Москвы» Дементьев отрицал своё подписание этого письма, а также его подписание Беллой Ахмадулиной и Булатом Окуджавой : «Я был на Северном Кавказе, в это время наши писатели, ну, невысокого класса писателей, которые руководили Союзом писателей, решили поддержать и начали собирать подписи под этим письмом. Позвонили мне домой, - не помню, кто у меня был дома в это время. Говорят - вот письмо, он его подпишет? - А кто его подписал? - Это в защиту демократии, - так сказали. Подписали Окуджава, Ахмадуллина. - Ну, если они подписали, Андрей подпишет. И они поставили мою подпись» .

Награды и премии

Государственные награды Российской Федерации и СССР

Награды субъектов Российской Федерации

  • Почётный гражданин города Твери

Общественные награды

  • Памятный знак Российского фонда мира «Символ мира» () - за активное участие в миротворческой и благотворительной деятельности
  • Золотая медаль «За миротворческую и благотворительную деятельность» (Российский фонд мира) ()

Премии

  • премия Ленинского комсомола () - за стихи последних лет
  • Государственная премия СССР () - за книгу лирики «Азарт»
  • Всероссийская литературная премия имени М. Ю. Лермонтова () - за большой вклад в пропаганду творчества М. Ю. Лермонтова
  • Литературная премия имени Александра Невского «России верные сыны» ()
  • Бунинская премия ()
  • Царскосельская художественная премия (18 октября ) - за долгое и преданное служение поэтической музе, яркую личность и открытую гражданственность в книгах последних лет
  • Премия «Золотой Дельвиг» () - «За выдающийся вклад в отечественную словесность и в связи с 85-летием со дня рождения»

Напишите отзыв о статье "Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)"

Примечания

Литература

  • Акимов В. Исследование и исследователь. - Вопросы литературы, 1984, № 4
  • Баруздин С. Стихи Андрея Дементьева. - Москва, 1959, № 3
  • Вышеславский Л. Позывные добра. - Дружба народов, 1984, № 12
  • Дементьев А. Избранное. М., 1988
  • Дементьев А. Аварийное время любви: Стихи. Статьи. Песни. М., 1996
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. - М . : РИК «Культура», 1996. - XVIII, 491, с. - 5000 экз. - ISBN 5-8334-0019-8.
  • Карцев В. Андрей Дементьев: «Скоро - домой…» // Тверская Жизнь. - 2000. - 3 ноября.
  • Я ваш друг. Я все равно в читателе воскресну (рец. на Дементьев А. У судьбы своей на краю. М., 2000) // Тверская Жизнь. - 2001. - 8 сент.
  • Кузьмин В. Андрей Дементьев: Тверь - вся моя суть // Тверская Жизнь. - 2001. - 18 сент.
  • Прийма А. Плоть от плоти эпохи своей… - Знамя, 1984, № 3

Ссылки

  • - официальный сайт Андрея Дементьева

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Дементьев, Андрей Дмитриевич (поэт)

– Да, Изидора. Слуги Дьявола, с помощью собак, нашли эту пещеру. Но даже они не посмели трогать то, что так гостеприимно приняла в свои объятия природа. Они не посмели зажигать там свой «очистительный», «священный» огонь, так как, видимо, чувствовали, что эту работу уже давно сделал за них кто-то другой... С той поры зовётся это место – Пещера Мёртвых. Туда и намного позже, в разные годы приходили умирать Катары и Рыцари Храма, там прятались гонимые церковью их последователи. Даже сейчас ты ещё можешь увидеть старые надписи, оставленные там руками приютившихся когда-то людей... Самые разные имена дружно переплетаются там с загадочными знаками Совершенных... Там славный Домом Фуа, гонимые гордые Тренкавели... Там грусть и безнадёжность, соприкасаются с отчаянной надеждой...

И ещё... Природа веками создаёт там свою каменную «память» печальным событиям и людям, глубоко затронувшим её большое любящее сердце... У самого входа в Пещеру Мёртвых стоит статуя мудрого филина, столетиями охраняющего покой усопших...

– Скажи, Север, Катары ведь верили в Христа, не так ли? – грустно спросила я.
Север искренне удивился.
– Нет, Изидора, это неправда. Катары не «верили» в Христа, они обращались к нему, говорили с ним. Он был их Учителем. Но не Богом. Слепо верить можно только лишь в Бога. Хотя я так до сих пор и не понял, как может быть нужна человеку слепая вера? Это церковь в очередной раз переврала смысл чужого учения... Катары верили в ЗНАНИЕ. В честность и помощь другим, менее удачливым людям. Они верили в Добро и Любовь. Но никогда не верили в одного человека. Они любили и уважали Радомира. И обожали учившую их Золотую Марию. Но никогда не делали из них Бога или Богиню. Они были для них символами Ума и Чести, Знания и Любви. Но они всё же были ЛЮДЬМИ, правда, полностью дарившими себя другим.
Смотри, Изидора, как глупо церковники перевирали даже собственные свои теории... Они утверждали, что Катары не верили в Христа-человека. Что Катары, якобы, верили в его космическую Божественную сущность, которая не была материальной. И в то же время, говорит церковь, Катары признавали Марию Магдалину супругою Христа, и принимали её детей. Тогда, каким же образом у нематериального существа могли рождаться дети?.. Не принимая во внимание, конечно же, чушь про «непорочное» зачатие Марии?.. Нет, Изидора, ничего правдивого не осталось об учении Катар, к сожалению... Всё, что люди знают, полностью извращено «святейшей» церковью, чтобы показать это учение глупым и ничего не стоящим. А ведь Катары учили тому, чему учили наши предки. Чему учим мы. Но для церковников именно это и являлось самым опасным. Они не могли допустить, чтобы люди узнали правду. Церковь обязана была уничтожить даже малейшие воспоминания о Катарах, иначе, как могла бы она объяснить то, что с ними творила?.. После зверского и поголовного уничтожения целого народа, КАК бы она объяснила своим верующим, зачем и кому нужно было такое страшное преступление? Вот поэтому и не осталось ничего от учения Катар... А спустя столетия, думаю, будет и того хуже.
– А как насчёт Иоанна? Я где-то прочла, что якобы Катары «верили» в Иоанна? И даже, как святыню, хранили его рукописи... Является ли что-то из этого правдой?
– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...
Да, история и правда повторялась... И становилось от этого горько и грустно. Было ли хоть что-нибудь настоящим из всего того, что мы знали?.. Вдруг я почувствовала, будто на меня требовательно смотрят сотни незнакомых мне людей. Я поняла – это были те, кто ЗНАЛИ... Те, которые погибали, защищая правду... Они будто завещали мне донести ИСТИНУ до незнающих. Но я не могла. Я уходила... Так же, как ушли когда-то они сами.
Вдруг дверь с шумом распахнулась – в комнату ураганом ворвалась улыбающаяся, радостная Анна. Моё сердце высоко подскочило, а затем ухнуло в пропасть... Я не могла поверить, что вижу свою милую девочку!.. А она как ни в чём не бывало широко улыбалась, будто всё у неё было великолепно, и будто не висела над нашими жизнями страшная беда. – Мамочка, милая, а я чуть ли тебя нашла! О, Север!.. Ты пришёл нам помочь?.. Скажи, ты ведь поможешь нам, правда? – Заглядывая ему в глаза, уверенно спросила Анна.
Север лишь ласково и очень грустно ей улыбался...
* * *
Пояснение
После кропотливых и тщательных тринадцатилетних (1964-1976) раскопок Монтсегюра и его окрестностей, Французская Группа Археологических Исследований Монтсегюра и окрестностей (GRAME), обьявила в 1981 году своё окончательное заключение: Никакого следа руин от Первого Монтсегюра, заброшенного хозяевами в XII веке, не найдено. Так же, как не найдено и руин Второй крепости Монтсегюр, построенной её тогдашним хозяином, Раймондом де Перейль, в 1210 году.
(See: Groupe de Recherches Archeologiques de Montsegur et Environs (GRAME), Montsegur: 13 ans de rechreche archeologique, Lavelanet: 1981. pg. 76.: "Il ne reste aucune trace dan les ruines actuelles ni du premier chateau que etait a l"abandon au debut du XII siecle (Montsegur I), ni de celui que construisit Raimon de Pereilles vers 1210 (Montsegur II)...")
Соответственно показаниям, данным Священной Инквизиции на 30 марта 1244 года совладельцем Монтсегюра, арестованным сеньором Раймондом де Перейль, фортифицированный замок Монтсегюр был «восстановлен» в 1204 году по требованию Совершенных – Раймонда де Миропуа и Раймонда Бласко.
(According to a deposition given to the Inquisition on March 30, 1244 by the captured co-seigneur of Montsegur, Raymond de Pereille (b.1190-1244?), the fortress was "restored" in 1204 at the request of Cather perfecti Raymond de Mirepoix and Raymond Blasco.)
Однако, кое-что всё же осталось, чтобы напоминать нам о трагедии, развернувшейся на этом малом, насквозь пропитанном человеческой кровью клочке горы... Всё ещё крепко цепляясь за основание Монтсегюра, буквально «висят» над обрывами фундаменты исчезнувшей деревни...

Анна восторженно взирала на Севера, будто он в состоянии был подарить нам спасение... Но понемногу её взгляд стал угасать, так как по грустному выражению его лица она поняла: как бы он этого не желал, помощи почему-то не будет.
– Ты ведь хочешь нам помочь, правда, ведь? Ну, скажи, ты ведь желаешь помочь, Север?..
Анна поочерёдно внимательно всматривалась в наши глаза, будто желая удостовериться, что мы её правильно понимаем. В её чистой и честной душе не укладывалось понимание, что кто-то мог, но не хотел спасти нас от ужасающей смерти...
– Прости меня, Анна... Я не могу помочь вам, – печально произнёс Север.
– Но, почему?!! Неужели ты не жалеешь, что мы погибнем?.. Почему, Север?!..
– Потому, что я НЕ ЗНАЮ, как помочь вам... Я не знаю, как погубить Караффу. У меня нет нужного «оружия», чтобы избавиться от него.
Всё ещё не желая верить, Анна очень настойчиво продолжала спрашивать.
– А кто же знает, как побороть его? Кто-то ведь должен это знать! Он ведь не самый сильный! Вон даже дедушка Истень намного сильнее его! Ведь, правда, Север?
Было забавно слышать, как она запросто называла такого человека дедушкой... Анна воспринимала их, как свою верную и добрую семью. Семью, в которой все друг о друге радеют... И где для каждого ценна в ней другая жизнь. Но, к сожалению, именно такой семьёй они и не являлись... У волхвов была другая, своя и обособленная жизнь. И Анна пока ещё этого никак не понимала.
– Это знает Владыко, милая. Только он может помочь вам.
– Но если это так, то как же он не помог до сих пор?! Мама ведь уже была там, правда? Почему же он не помог?
– Прости меня, Анна, я не могу тебе ответить. Я не ведаю...
Тут уже и я не смогла далее смолчать!
– Но ты ведь объяснял мне, Север! Что же с тех пор изменилось?..
– Наверное, я, мой друг. Думаю, это ты что-то во мне изменила. Иди к Владыко, Изидора. Он – ваша единственная надежда. Иди, пока ещё не поздно.
Я ничего ему не ответила. Да и что я могла сказать?.. Что я не верю в помощь Белого Волхва? Не верю, что он сделает для нас исключение? А ведь именно это и было правдой! И именно потому я не хотела идти к нему на поклон. Возможно, поступать подобно было эгоистично, возможно – неразумно, но я ничего не могла с собой поделать. Я не хотела более просить помощи у отца, предавшего когда-то своего любимого сына... Я не понимала его, и была полностью с ним не согласна. Ведь он МОГ спасти Радомира. Но не захотел... Я бы многое на свете отдала за возможность спасти мою милую, храбрую девочку. Но у меня, к сожалению, такой возможности не было... Пусть даже храня самое дорогое (ЗНАНИЕ), Волхвы всё же не имели права очерствить свои сердца до такой степени, чтобы забыть простое человеколюбие! Чтобы уничтожить в себе сострадание. Они превратили себя в холодных, бездушных «библиотекарей», свято хранивших свою библиотеку. Только вот вопрос-то был уже в том, помнили ли они, закрывшись в своём гордом молчании, ДЛЯ КОГО эта библиотека когда-то предназначалась?.. Помнили ли они, что наши Великие Предки оставили своё ЗНАНИЕ, чтобы оно помогло когда-нибудь их внукам спасти нашу прекрасную Землю?.. Кто же давал право Белому Волхву единолично решать, когда именно придёт тот час, что они наконец-то широко откроют двери? Мне почему-то всегда казалось, что те, кого наши предки звали Богами, не позволили бы гибнуть своим самым лучшим сыновьям и дочерям только лишь потому, что не стояло ещё на пороге «правильное» время! Ибо, если чёрные вырежут всех просветлённых, то уже некому более будет понимать даже самую лучшую библиотеку...
Анна внимательно наблюдала за мной, видимо слыша мои печальные думы, а в её добрых лучистых глазах стояло взрослое, суровое понимание.
– Мы не пойдём к нему, мамочка. Мы попробуем сами, – ласково улыбнувшись, произнесла моя смелая девочка. – У нас ведь осталось ещё какое-то время, правда?
Север удивлённо взглянул на Анну, но, увидев её решимость, не произнёс ни слова.
А Анна уже восхищённо оглядывалась вокруг, только сейчас заметив, какое богатство окружало её в этой дивной сокровищнице Караффы.
– Ой, что это?!. Неужели это библиотека Папы?.. И ты могла здесь часто бывать, мамочка?
– Нет, родная моя. Всего лишь несколько раз. Я хотела узнать о чудесных людях, и Папа почему-то разрешил мне это.
– Ты имеешь в виду Катар? – спокойно спросила Анна. – Они ведь знали очень много, не правда ли? И всё же не сумели выжить. Земля всегда была очень жестокой... Почему так, мама?
– Это не Земля жестока, солнышко моё. Это – люди. И откуда тебе известно про Катар? Я ведь никогда не учила тебя о них, не правда ли?
На бледных щеках Анны тут же вспыхнуло «розовое» смущение...
– Ой, ты прости меня, пожалуйста! Я просто «слышала», о чём вы вели беседу, и мне стало очень интересно! Поэтому я слушала. Ты извини, ведь в ней не было ничего личного, вот я и решила, что вы не обидитесь...
– Ну, конечно же! Только зачем тебе нужна такая боль? Нам ведь хватает и того, что преподносит Папа, не так ли?
– Я хочу быть сильной, мама! Хочу не бояться его, как не боялись своих убийц Катары. Хочу, чтобы тебе не было за меня стыдно! – гордо вскинув голову, произнесла Анна.
С каждым днём я всё больше и больше удивлялась силе духа моей юной дочери!.. Откуда у неё находилось столько мужества, чтобы противостоять самому Караффе?.. Что двигало её гордым, горячим сердцем?
– Хотите ли увидеть ещё что-либо? – мягко спросил Север. – Не будет ли лучше вас оставить вдвоём на время?
– О, пожалуйста, Север, расскажи нам ещё про Магдалину!.. И расскажи, как погиб Радомир? – Восторженно попросила Анна. И тут же спохватившись, повернулась ко мне: – Ты ведь не возражаешь, мама?..
Конечно же, я не возражала!.. Наоборот, я была готова на всё, только бы отвлечь её от мыслей о нашем ближайшем будущем.
– Пожалуйста, расскажи нам, Север! Это поможет нам справиться и придаст нам сил. Расскажи, что знаешь, мой друг...
Север кивнул, и мы снова оказались в чьей-то чужой, незнакомой жизни... В чём-то давным-давно прожитом и покинутом прошлом.
Перед нами благоухал южными запахами тихий весенний вечер. Где-то вдалеке всё ещё полыхали последние блики угасающего заката, хотя уставшее за день солнце давно уже село, чтобы успеть отдохнуть до завтра, когда оно снова вернётся на своё каждодневное круговое путешествие. В быстро темнеющем, бархатном небе всё ярче разгорались непривычно огромные звёзды. Окружающий мир степенно готовил себя ко сну... Лишь иногда где-то вдруг слышался обиженный крик одинокой птицы, никак не находящей покоя. Или время от времени сонным лаем тревожил тишину переклик местных собак, этим показывавших своё неусыпное бдение. Но в остальном ночь казалась застывшей, ласковой и спокойной...
И только в огороженном высокой глиняной стеной саду всё ещё сидели двое. Это были Иисус Радомир и его жена Мария Магдалина...
Они провожали свою последнюю ночь... перед распятием.
Прильнувши к мужу, положив уставшую голову ему на грудь, Мария молчала. Она ещё столько хотела ему сказать!.. Сказать столько важного, пока ещё было время! Но не находила слов. Все слова уже были сказаны. И все они казались бессмысленными. Не стоящими этих последних драгоценных мгновений... Как бы она ни старалась уговорить Радомира покинуть чужую землю, он не согласился. И это было так нечеловечески больно!.. Мир оставался таким же спокойным и защищённым, но она знала – он не будет таким, когда уйдёт Радомир... Без него всё будет пустым и мёрзлым...
Она просила его подумать... Просила вернуться в свою далёкую Северную страну или хотя бы в Долину Магов, чтобы начать всё сначала.
Она знала – в Долине Магов их ждали чудесные люди. Все они были одарёнными. Там они могли построить новый и светлый мир, как уверял её Волхв Иоанн. Но Радомир не захотел... Он не согласился. Он желал принести себя в жертву, дабы прозрели слепые... Это было именно той задачей, что воздвиг на его сильные плечи Отец. Белый Волхв... И Радомир не желал отступать... Он хотел добиться понимания... у иудеев. Даже ценой своей собственной жизни.
Ни один из девяти друзей, верных рыцарей его Духовного Храма, не поддержал его. Ни один не желал отдавать его в руки палачей. Они не хотели его терять. Они слишком сильно его любили...
Но вот пришёл тот день, когда, подчиняясь железной воле Радомира, его друзья и его жена (против своей воли) поклялись не встревать в происходящее... Не пытаться его спасти, что бы ни происходило. Радомир горячо надеялся, что, видя явную возможность его гибели, люди наконец-то поймут, прозреют и захотят спасти его сами, несмотря на различия их веры, несмотря на нехватку понимания.
Но Магдалина знала – этого не случится. Она знала, этот вечер станет для них последним.
Сердце рвалось на части, слыша его ровное дыхание, чувствуя тепло его рук, видя его сосредоточенное лицо, не омрачённое ни малейшим сомнением. Он был уверен в своей правоте. И она ничего не могла поделать, как бы сильно его ни любила, как бы яростно ни пыталась его убедить, что те, за кого он шёл на верную смерть, были его недостойны.
– Обещай мне, светлая моя, если они всё же меня уничтожат, ты пойдёшь Домой, – вдруг очень настойчиво потребовал Радомир. – Там ты будешь в безопасности. Там ты сможешь учить. Рыцари Храма пойдут с тобой, они поклялись мне. Ты увезёшь с собою Весту, вы будете вместе. И я буду приходить к вам, ты знаешь это. Знаешь ведь?
И тут Магдалину, наконец, прорвало... Она не могла выдержать более... Да, она была сильнейшим Магом. Но в этот страшный момент она являлась всего лишь хрупкой, любящей женщиной, теряющей самого дорогого на свете человека...
Её верная, чистая душа не понимала, КАК могла Земля отдавать на растерзание самого одарённого своего сына?.. Был ли в этой жертве хоть какой-то смысл? Она думала – смысла не было. Привыкшая с малых лет к бесконечной (а иногда и безнадёжной!) борьбе, Магдалина не в состоянии была понять эту абсурдную, дикую жертву!.. Ни умом, ни сердцем не принимала она слепое повиновение судьбе, ни пустую надежду на чьё-то возможное «прозрение»! Эти люди (иудеи) жили в своём обособленном и наглухо закрытом для остальных мире. Их не волновала судьба «чужака». И Мария знала наверняка – они не помогут. Так же, как знала – Радомир погибнет бессмысленно и напрасно. И никто не сможет вернуть его обратно. Даже если захочет. Менять что-либо будет поздно...
– Как ты не можешь понять меня? – вдруг, подслушав её печальные мысли, заговорил Радомир. – Если я не попробую разбудить их, они уничтожат грядущее. Помнишь, Отец говорил нам? Я должен помочь им! Или хотя бы уж обязан попытаться.
– Скажи, ты ведь так и не понял их, правда ведь? – ласково гладя его руку, тихо прошептала Магдалина. – Так же, как и они не поняли тебя. Как же ты можешь помочь народу, если сам не понимаешь его?!. Они мыслят другими рунами... Да и рунами ли?.. Это другой народ, Радомир! Нам не знакомы их ум и сердце. Как бы ты ни пытался – они не услышат тебя! Им не нужна твоя Вера, так же, как не нужен и ты сам. Оглянись вокруг, Радость моя, – это чужой дом! Твоя земля зовёт тебя! Уходи, Радомир!
Но он не хотел мириться с поражением. Он желал доказать себе и другим, что сделал всё, что было в его земных силах. И как бы она ни старалась – Радомира ей было не спасти. И она, к сожалению, это знала...
Ночь уже подошла к середине... Старый сад, утонувший в мире запахов и сновидений, уютно молчал, наслаждаясь свежестью и прохладой. Окружающий Радомира и Магдалину мир сладко спал беззаботным сном, не предчувствуя ничего опасного и плохого. И только Магдалине почему-то казалось, что рядом с ней, прямо за её спиной, злорадно посмеиваясь, пребывал кто-то безжалостный и равнодушный... Пребывал Рок... Неумолимый и грозный, Рок мрачно смотрел на хрупкую, нежную, женщину, которую ему всё ещё почему-то никак не удавалось сломить... Никакими бедами, никакой болью.
А Магдалина, чтобы от всего этого защититься, изо всех сил цеплялась за свои старые, добрые воспоминания, будто знала, что только они в данный момент могли удержать её воспалённый мозг от полного и невозвратимого «затмения»... В её цепкой памяти всё ещё жили так дорогие ей годы, проведённые с Радомиром... Годы, казалось бы, прожитые так давно!.. Или может быть только вчера?.. Это уже не имело большого значения – ведь завтра его не станет. И вся их светлая жизнь тогда уже по-настоящему станет только воспоминанием.... КАК могла она с этим смириться?! КАК могла она смотреть, опустив руки, когда шёл на гибель единственный для неё на Земле человек?!!
– Я хочу показать тебе что-то, Мария, – тихо прошептал Радомир.
И засунув руку за пазуху, вынул оттуда... чудо!
Его тонкие длинные пальцы насквозь просвечивались ярким пульсирующим изумрудным светом!.. Свет лился всё сильнее, будто живой, заполняя тёмное ночное пространство...
Радомир раскрыл ладонь – на ней покоился изумительной красоты зелёный кристалл...
– Что это??? – как бы боясь спугнуть, также тихо прошептала Магдалина.
– Ключ Богов – спокойно ответил Радомир. – Смотри, я покажу тебе...
(О Ключе Богов я рассказываю с разрешения Странников, с которыми мне посчастливилось дважды встретится в июне и августе 2009 года, в Долине Магов. До этого о Ключе Богов не говорилось открыто нигде и никогда).
Кристалл был материальным. И в то же время истинно волшебным. Он был вырезан из очень красивого камня, похожего на удивительно прозрачный изумруд. Но Магдалина чувствовала – это было что-то намного сложнее, чем простой драгоценный камень, пусть даже самый чистый. Он был ромбовидным и удлинённым, величиной с ладонь Радомира. Каждый срез кристалла был полностью покрыт незнакомыми рунами, видимо, даже более древними, чем те, которые знала Магдалина...
– О чём он «говорит», радость моя?.. И почему мне не знакомы эти руны? Они чуточку другие, чем те, которым нас учили Волхвы. Да и откуда он у тебя?!
– Его принесли на Землю когда-то наши мудрые Предки, наши Боги, чтобы сотворить здесь Храм Вечного Знания, – задумчиво смотря на кристалл, начал Радомир. – Дабы помогал он обретать Свет и Истину достойным Детям Земли. Это ОН родил на земле касту Волхвов, Ведунов, Ведуний, Даринь и остальных просветлённых. И это из него они черпали свои ЗНАНИЯ и ПОНИМАНИЕ, и по нему когда-то создали Мэтэору. Позже, уходя навсегда, Боги оставили этот Храм людям, завещая хранить и беречь его, как берегли бы они саму Землю. А Ключ от Храма отдали Волхвам, дабы не попал он случайно к «тёмномыслящим» и не погибла бы Земля от их злой руки. Так с тех пор, и хранится это чудо веками у Волхвов, а они передают его время от времени достойному, чтобы не предал случайный «хранитель» наказ и веру, оставленную нашими Богами.