Как сделать компрессор своими руками из зиловского компрессора? Регулятор давления автомобиля зил Компрессор зил

Эффективно и быстро очистить любую деталь, поверхность конструкции для дальнейшего ремонта или применения можно с помощью пескоструя. Но для этого устройства требуется источник сжатого воздуха, обладающий необходимыми давлением и производительностью. Сделанный своими руками компрессор для пескоструя избавит от приобретения дорогостоящего и не всегда достаточно надежного оборудования.

Практичный вариант

Конструкция на базе компрессора от МАЗ, ЗИЛ 130 – 157 зарекомендовала себя как надежное эффективное устройство. Агрегат с этих автомобилей потребует минимальных переделок своими руками. От МТЗ, ГАЗ малопроизводителен, а от КамАЗа нуждается в больших доработках. Ресивер устанавливают исходя из потребностей для пескоструя – газовый баллон на 50 л или готовый от а/м КамАЗ и поменьше от ЗИЛ, в которых уже есть необходимые отверстия.

Примерная компоновка устройства, изготовляемого своими руками, и схема пневматического подключения компрессора следующие. Ресивер, в горизонтальном положении, устанавливают на опоры с колесами. На кусок швеллера шириной 200 – 250 мм через паронитовую прокладку устанавливают компрессор без нижней крышки. На противоположном конце швеллера, через профрезерованные пазы, монтируют электродвигатель на лапах. Пазы необходимы для натяга ремня, который подбирают небольшого сечения, чтобы потери мощности на приводе были минимальны. Швеллер крепят к верху ресивера, подсоединяют разводку от компрессора к ресиверу сверху и с торца, устанавливают манометр контроля давления, с торца монтируют перегрузочный клапан и выходной штуцер с вентилем.

Электродвигатель подбирают в зависимости от потребностей. Для сети 220 В минимальная требуемая мощность трехфазного электродвигателя 1,5 кВт, обороты – 1420 об/мин. Необходимое передаточное отношение между валом мотора и шкивом компрессора в этом случае 1: 3. При больших мощностях соотношение уменьшают — производительность увеличивается. Для питания в 220 В оптимально 2,2 кВт. Используя 380 В (3 фазы), мощность можно уменьшить.

Наружный диаметр шкивов автомобильных агрегатов приблизительно 210 мм. В случае использования двигателя 1,1 кВт с шкивом 80 мм передаточное число 210/80 = 2,6. Электромотор будет работать на предельной мощности при давлении 8 атм. Производительность 260 л/мин (максимальная) получается при 2500 об/мин вала компрессора. Меняя соотношение, можно достичь 3200 об/мин – максимальные обороты агрегата на ЗИЛ 130.

Доработка компрессора тормозного пневматического привода ЗИЛ 130

В корпусе, в удобном месте, ниже на 10 мм центра коленвала, просверливают отверстие для заливки масла. Под пробку нарезают резьбу. Снизу швеллера делают отверстие с резьбой под пробку для слива масла. Со стороны, противоположной шкиву, в крышку подшипника вкручивают штуцер с маслостойким шлангом или трубкой, которую соединяют с емкостью, выполняющей функции расширительного резервуара смазки и сапуна. Можно использовать бачок сцепления для тормозной жидкости от ВАЗ. Его располагают напротив головки блока цилиндров агрегата. Для установки штуцера приемный клапан магистрали автомобиля выкручивают.

Меняют систему смазки коленвала: просверливают в каждом шатуне с вкладышами в сборе по 2 раззенкованных отверстия в месте перехода от стержня к нижней головке шатуна. По одному просверливают в крышках шатуна. У отверстий D 3мм, зенковка 10мм, направление сверления – к центру вала. Потребуется разобрать компрессор – головку снять, шатуны отвернуть. Полученные отверстия обеспечат вкладыши смазкой за счет разбрызгивания. Цилиндры во время работы смазываются благодаря образующемуся масляному туману.

Разгрузочное устройство агрегата (солдатик) остается заводской — позволит регулировать давление, при котором будет отключаться агрегат. Трубка разгрузки должна быть подсоединена к расходному ресиверу (если их несколько). Манометр и перегрузочный клапан также рекомендуется использовать автомобильные.

Чтобы отключать двигатель на холостом ходе компрессора своими руками, можно предусмотреть автоматическое включение-отключение. Между каналом разгрузки и регулятором давления автомобильного агрегата потребуется вставка датчика порогового давления — выключатель стоп-сигнала ВК12Б от УАЗ, ГАЗ и так далее. Его номер по каталогу 40П-37210010. Схема управления станет проще, если будет найден датчик давления, контакты которого размыкаются при подаче давления. Чтобы компрессор, собранный своими руками, работал более мягко, на шкив автомобильного агрегата следует установить отбаллансированный маховик.

Для обычной эксплуатации система охлаждения не потребуется – при работе на постоянных оборотах агрегат редко нагревается более чем до 60°С. На автомобиле его рабочая температура 90°С, но и 120°С не являются критичными. В случае напряженной эксплуатации можно сделать систему охлаждения испарительного типа. Емкость на 4 — 5 л устанавливают над уровнем головки, шланги соединяют на компрессоре с входом-выходом для охлаждающей жидкости. Это позволит поддерживать температуру не выше 100°С.

Блок-картер. В процессе эксплуатации на картере компрессора могут появиться трещины и сколы. При наличии трещин на стенках Картера его следует заменить. Небольшие трещины на фланце крепления картера к двигателю, захватывающие не более одного отверстия под болт крепления, допускается заваривать или наплавлять.

Проверка размеров цилиндров блока компрессора должна производиться индикатором размером 50…75 мм. Замерять цилиндры следует в двух взаимно перпендикулярных направлениях: вдоль оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней, а также в двух поясах верхней и нижней частях цилиндра.

При ремонте цилиндры растачивают с последующим хонингованием под один из двух ремонтных размеров. Нецилиндричность отремонтированных цилиндров допускается в пределах не более 0,03 мм.

Герметичность блока цилиндров проверяется сжатым воздухом под давлением 1 МПа (10 кг/см) в водяной ванне. Появление пузырьков воздуха указывает на негерметичность.

Разъемные плоскости блока не должны иметь забоин. Неплоскостность допускается не более 0,04 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить под лекальной линейкой, установленной на плоскости блока.


Поршни.

Подбор поршней по цилиндрам производится с зазором между стенкой цилиндра и поршнем 0,03…0,09 мм. При этом поршень, вставленный в цилиндр вместе со щупом толщиной 0,03 мм, должен перемещаться при нажатии большим пальцем, а со щупом — 0,09 мм должен заклинивать.


Для отличия поршней ремонтных размеров на днище поршня выбита цифра +0,4 или +0‚8, по которой определяют ремонтный размер. На поршне номинального размера метка не ставится. Номинальный и ремонтный размеры поршней


Поршневые кольца

Поршневые кольца подбирают по упругости и по зазору в замке. Упругость колец (при сжатии до зазора в замке 0,2…0‚4 мм) Для всех колец должна быть 20…40 Н (2,0…4‚0 кгс). Способ проверки поршневых колец на упругость для компрессора аналогичен проверке поршневых колец на упругость для двигателя.


Для определения зазора в стыке надо установить поршневое кольцо в цилиндр на расстоянии 10…15 мм от верхней кромки цилиндра и проверить зазор в стыке кольца щупом аналогично проверке для колец двигателя. Зазор в стыке кольца должен быть 0, 2.. .0, 4 мм

При подборе поршневых колец одновременно проверяется их прилегание к стенкам цилиндра. Зазор между стенками цилиндра и кольцом на Юге, располагающейся на 30° от концов стыка, не допускается. Допускается просвет до 0,03мм на суммарной дуге до 90°.

Поршневые кольца подбирают по канавкам поршня, в которых кольца должны свободно перемещаться без заклинивания. Зазор между канавкой и компрессионным кольцом по

высоте должен быть в пределах 0,035…0‚072 мм, а маслосъемным — 0,035…0‚08 мм.

Поршневые пальцы.

Для облегчения подбора пальцев отверстия поршня и поршневые пальцы рассортированы на четыре группы через 0,003 мм и маркируются краской разных цветов.

Нецилиндричность поршневого пальца допускается не более 0, 0015 мм.


Коленчатый вал.

В случае износа шариковые подшипники следует спрессовать и заменить другими.

Шейки коленчатого вала проверяют на износ с помощью микрометра размером 25…50 мм.

При износе шатунных шеек вала более 0,05 мм надо перешлифовать шейки под ремонтный размер или заменить коленчатый вал. Номинальный и ремонтные размеры приведены в табл. 8-2.

При ремонте масляный канал коленчатого вала должен быть прочищен и продут сжатым воздухом.

При большом износе верхней головки шатуна надо развернуть отверстие до диаметра 14,000…14,019 и запрессовать ремонтную втулку.


Посадка втулки в отверстие шатуна производится с натягом 0,062…0‚1 15 мм. После запрессовки втулки в ней должно быть просверлено смазочное отверстие. Отверстие втулки под палец подгоняется разверткой по диаметру поршневого пальца так, чтобы в сопряжении пальца со втулкой был обеспечен зазор 0,004…0,010 мм. Подобранный поршневой палец от усилия пальца руки должен плотно входить в отверстие верхней головки шатуна.


По диаметру отверстия верхней головки шатуна; шатуны разбивают на пять групп (см. табл.8-5) через 0,003 мм и маркируют нанесением краски. Шатуны с поршневыми пальцами подбираются одной группы. Допускается устанавливать пальцы соседней группы. При ремонте в нижнюю головку шатуна компрессора устанавливают тонкостенные вкладыши, залитые антифрикционным сплавом АМ01-20. Маркировка уменьшенных ремонтных вкладышей на 0,3 мм или 0,6 мм нанесена на стальной поверхности вкладыша. Вкладыши номинальных размеров маркировки не имеют.

Допускается непараллельность осей верхней и нижней головок не более 0,1 мм на длинне 100 мм. В случае необходимости шатун надо править.

При замене шатунов надо проверить их по массе. Разница в массе шатунов для одного комплекта не должна быть более 5 г.

Головка блока цилиндров должна быть проверена на герметичность и коробление. Герметичность воздушной полости проверяется сжатым воздухом под давлением МПа (10 кгс/см).

Разъемная плоскость головки не должна иметь забоин и коробления. Неплоскостность допускается не более 0,05 мм. Щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить под лекальной линейкой, установленной на плоскости головки.


Задние крышки картера.

Биение торца крышки по месту сопряжения с уплотнителем допускается не более 0,06 мм.

Торец крышки должен плотно прилегать к конусной части уплотнителя задней крышки. При наличии трещин или износа трущихся поверхностей крышки и уплотнителя их следует заменить.

Шкив. При наличии трещин и сколов шкив следует заменить. Перед установкой на компрессор надо проверить балансировку шкива. Балансировать шкив статически. Допустимый дисбаланс шкива компрессора 0,5 Нам (50 г-см).

Сборка узлов компрессора

Сборка узлов компрессора должна производиться в условиях, исключающих попадание грязи и пыли на собираемые детали.

Перед сборкой детали компрессора должны быть тщательно промыты в обезжиривающем растворе и высушены.

Ввертывание штуцеров и пробок компрессора рекомендуется производить с клеем АК-20. Уплотнительные прокладки, кроме прокладки головки блока цилиндров рекомендуется смазывать резиновой смолой … другими герметиками.

Установка подшипников коленчатого вала.

Напрессовать подшипники на коренные шейки вала с помощью оправки модели И 806.04.002 и молотка. Посадка подшипников на шейки вала должна быть выполнена в пределах натяга 0,002…0‚030 мм.

Проверка радиальном зазора шатунных подшипников.

Закрепить коленчатый вал в тиски. Установить шатун на шейку вала и закрепить его болтами с гайками (момент затяжки 16…18 Н-м (1,6…|,8 кгс.м). При этом шатун должен свободно вращаться на шейке вала от руки с одинаковым усилием в любом положении. Зазор между шейкой вала и подшипником шатуна в этом случае должен находиться в пределах 0,026…0,076 мм`.

Сборка поршня с шатуном и кольцами.

При соединении поршня с шатуном надо поршневой палец смазать чистым маслом, применяемым для двигатели.

Посадка поршневого пальца в отверстие поршня производится в соответствии с разбивкой на группы.

После запрессовки в отверстия поршня поршневого пальца с помощью оправки модели И 2306.04.00! установить стопорные кольца.

Установить поршневые кольца на поршень компрессора. Установка колец на поршень компрессора производится так же как на поршень двигателя, с помощью специального приспособления. Верхние компрессионные кольца устанавливаются на поршень внутренней выточкой вверх, нижние (скребковые) — наружной выточкой вниз. Замки колец устанавливают в разные стороны по окружности под углом 1200.

Сборка головки цилиндров.

Закрепить головку в тиски. Ввернуть в гнезда головки седла 7 (рис.8-22) с помощью квадратного ключа, подложив под них прокладки 8. Установить на седла выпускные (нагнетательные) клапаны 5, а на клапаны - пружины 4. Надеть на пробки 3 прокладки 2 и ввернуть пробки в гнезда головки. Затем закрепить их баллонным ключом, вставив в отверстие ключа вороток.


Ввернуть в головку угольник отвода жидкости, штуцер отвода сжатого воздуха и заглушку.

Сборка блока-картера.

Если втулки | (рис.8-1 1) плунжера выпрессовывались, их следует запрессовать в отверстие блока с натягом 0,045…0,115 мм. При этом необходимо выдерживать размер 35,0 мм от разъема блока до втулки. Запрессовать в отверстие блока седла 10 клапанов натягом 0,02!…0,О75 мм до упора в заплечики отверстий с помощью оправки модели И 806.04.003. Установить направляющие 7 впускных клапанов.

Вставить в отверстия втулок плунжеры 4, предварительно надев на них уплотнительные кольца 3. Вставить в плунжер один шток 6 в сборе с гнездом 5. Установить коромысло одним концом на выступ гнезда штока и, одновременно вставив второй шток, установить другой конец коромысла выступ второго штока. Вставить в отверстие блока направляющую пружины коромысла. Установить пружину коромысла при помощи отвертки.


Установить и закрепить штуцер в отверстие блока. Ввернуть шпильки в блок, если они вывертывались при разборке. Поставить блок-картер на плиту передней стороной вниз

Установить вертикально коленчатый вал 0 подшипниками, направляя передний подшипник через гнездо заднего подшипника. Нажимая одной рукой на рукоятку пресса и поддерживая второй рукой вал, запрессовать подшипники гнезда картера в сборе с валом. Для установки коленчатого

вала можно использовать также комплект приспособлений модели И 806.04.100.

Отвернуть гайки и снять крышки шатунов. Проверить установку колец на поршне и расположить замки колец под углом 120° по окружности. Для установки поршня в сборе с кольцами и шатуном в цилиндр надо вывести стяжной винт З (рис.8-12) приспособления из прорези упора 5, надеть хомут 1 на кольца поршня, снова завести стяжной винт в прорезь и, вращая его, сжать кольца так, чтобы они расположились в канавках заподлицо с поверхностью поршня.


После этого смазать цилиндр маслом и вставить юбку поршня в цилиндр и, слегка постукивая по днищу поршня деревянным или резиновым молотком, дослать поршень в цилиндр компрессора до конца, направив подшипник на шейку вала. Таким же путем установить другой поршень в цилиндр компрессора. Установить крышки шатунов с вкладышами, усыновить замочные шайбы и навернуть гайки на шатунные болты. Затянуть их моментом 16…18 Н-м 1,6…1‚8 кгсм.

Стопорение гайки осуществляется отгибкой среднего уса замочной шайбы на крышу шатуна и одного из крайних усов на совпадающую грань гайки. Направление отгибки третьего уса- безразлично.

Для установки поршней можно пользоваться также оправкой модели И 803.00.004.


Устиновка головки цилиндров.

Установить впускные клапаны на седла блока, положить прокладку головки на разъемную плоскость цилиндров, вставить пружины впускных клапанов.

Установить головку блока, одновременно придерживая пружины впускных клапанов, навернуть гайки на шпильки блока и закрепить головку гайками с помощью углового торцового или накидного ключа. Момент затяжки 12.. .16 Н.м (12… .| ‚6 кгс. м).

Установить на блок с прокладкой патрубок подвода воздуха и закрепить его болтами.

Установка крышек компрессора.

Запрессовать резиновую манжету в гнездо передней крышки ‹: помощью оправки и молотка, заложить в нее консистентную смазку, установив крышку прокладкой на разъемную плоскость блока и закрепить ее ботами, подложив пружинную шайбы под головки болтов.

Перед установкой задней крышки надо поставить пружину уплотнителя в гнездо коленчатого вала, установив ее конец в отверстие вала. Вставить уплотнитель в гнездо, соединив его с пружиной. Установить крышку ‹: прокладкой и закрепить ее болтами, подложив пружинные шайбы под головки болтов. Ввернуть в крышку штуцер подвода масла в компрессор.

Установка шкива компрессора.

Установить шпонку в паз вала с помощью молотка, установить шкив на конус переднего конца коленчатого вала, направив прорезь шкива на шпонку. Навернуть гайку, запрессовывая шкив на конус до упора, затем зашплинтовать гайку.

Установка нижней крышки кронштейна.

Закрепить компрессор в тиски, чтобы при валочная плоскость картера была направлена вверх. Положить прокладку на плоскость картера, установить крышку на картер, завернуть четыре болта, подложив под головки пружинные шайбы, и закрепить

крышку-кронштейн.

Закончив сборку компрессора, надо проверить его работу на специальном стенде (рис.8-13) или на двигателе.

Испытание компрессора

При испытании компрессора на стенде частота вращения вала компрессора должна быть 1800…2000 мин. К компрессору должно быть подведено масло И20А, ГОСТ 20799-75

под давлением 0,25…0‚30 МПа (2,5…3,О кгс/см2), температура масла 35…50 °С.

Компрессор рекомендуется обкатать на холостых оборотах в течение пяти минут. В процессе обкатки следует убедиться в отсутствии течи масла, перегрева подшипников и в отсутствии стука поршней, пальцев и выпускных клапанов.

При 800…2000 мин коленчатого вала компрессора и сообщении баллона 3 с окружающей средой через калиброванное отверстие диаметром 1,6 мм и длиной 3 мм давление в емкости через 50 должно достигнуть величины не менее` 0,6 МПа (6 кгс/см2).

Испытание компрессора на масло пропускную способность, производится при 800…2000 мин и давлении масла 0,25…0‚30 Мпа (2,5…3,0 кгс/ом2). При этом количество масла, вытекающего через сливное отверстие крышки картера компрессора (при открытом калибровочном отверстии), должно быть не более 220 г в течение минуты.

Проверка работы разгрузочной системы производится подачей сжатого воздуха под давлением не более 0,5 МПа (5кгс/см2) в канал разгрузочной камеры, при этом плунжеры 4 (см. рис.8 -11)должны подняться и полностью открыть впускные клапаны 8.


При снятии давления плунжеры под действием возвратной пружины должны четко возвращаться в исходное положение. Эту операцию проделать не менее трех раз.

Проверить выпускные клапаны на герметичность, подсоединив головку компрессора к баллону 3 (рис.8-13) емкостью 1 л, как указано на схеме, при давлении 0,60…0‚65 МПа (6,0…6,5 кгс/см2). При этом падение давления в баллоне не должно быть более 0,04 Мпа (0,4 кгс/см2) в течение минуты.

Проверка на герметичность соединений производится мыльным раствором при противодавлении воздуха 0,65 МПа (6.5 кгс/см2).

Перёд установкой на компрессор регулятора давления его надо проверить, испытать и отрегулировать для работы в заданных пределах давления воздуха.

Установка компрессора на двигатель.

Установить шайбы, затем вручную компрессор на двигатель, направив прорези крышки-кронштейна на шпильки головки цилиндров. Навернуть от руки гайки крепления компрессора. Надеть на шкив ремень привода, отрегулировать натяжение ремня и затянуть гайки.

При установке компрессора необходимо обеспечить зазор не менее 5 мм между отводящим шлангом радиатора и воздушным патрубком компрессора. Указанный зазор достигается путем повертывания отводящего шланга радиатора Зазор необходим для предотвращения перетирания шланга патрубком компрессора.

Замена уплотнительных колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора на автомобиле

Проверку состояния уплотнительных колец плунжеров разгрузочного Устройства и их замену можно производить без снятия головки компрессора. При этом надо соблюдать следующий порядок:

  1. Пустить двигатель и довести давление в пневматической системе до срабатывания регулятора давления.

2. Остановить двигатель

  1. Снять резиновый шланг, соединяющий воздушный фильтр двигателя с компрессором. При нарушении герметичности разгрузочного устройства в патрубке подвода воздуха к компрессору прослушивается характерный шум пропускаемого воздуха, а по манометру пневмо системы отмечается некоторое падение давления.
  2. Снизить давление воздуха в пневматической системе до нижнего предела регулирования, при этом плунжеры должны быть опущены.
  3. Снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло. Затем поднять гнездо штока и снять его вместе со штоком, после чего извлечь плунжер из гнезда крючком из проволоки, введя его в отверстие диаметром 2,5 мм в торце плунжера или подведя сжатый воздух в горизонтальный канал разгрузочного устройства блока цилиндров.
  4. Заменить изношенные уплотнительные резиновые кольца на плунжерах. Перед установкой плунжеры с уплотнительными кольцами следует смазать маслом, применяемым для двигателя.

Для тормозной системы ЗИЛ-130 необходим компрессор. Принцип работы модификации строится на закачке воздуха. Происходит это в закрытой пневматической системе. Устанавливается устройство данной серии справа от мотора. Чтобы детально разобрать компрессор ЗИЛ-130, технические характеристики надо рассмотреть обязательно. Однако в первую очередь рекомендует ознакомиться с устройством механизма.

Компрессор ЗИЛ-130: устройство и работа модели

Принцип работы компрессора сроится на перекачке воздуха. Достигается это за счет движения поршней. Стандартная модификация включает в себя проводной картер, у которого имеются каналы. В центральной камере системы есть сальник. Для работы нагнетателя устанавливается пружина. Чтобы от повышенного давления не повредился компрессор, имеется уплотнитель. Еще в устройстве задействован шток. Когда он отводится назад, воздух попадает на клапан.

Подробные параметры модификации

Компрессор ЗИЛ-130 имеет следующие: рабочий объем - 214 куб. сантиметров, производительность составляет 210 литров. Потребляемая мощность представленной модификации - не более 2,1 кВт. Предельная частота вращения составляет 2 тыс. оборотов за одну минуту. Внутри пневматической системы поддерживается давление на отметке 740 кПа. Стоит компрессор ЗИЛ-130 (цена рыночная) 22 тыс. руб.

Картер модификации

Картер на воздушный компрессор ЗИЛ-130 устанавливается с коромыслом. Непосредственно в передней части устройства имеется специальный вал. Как правило, он смазывается только у основания. Основная проблема картера кроется в износе стоек. Чтобы исправить эту ситуацию, можно отсоединить пробку. Далее потребуется осмотреть ведущий вал. Для замены картера снимается полностью крышка. При возникновении проблем с валом отсоединяется только передняя часть коромысла.

Нагнетательный механизм

Нагнетательный механизм в устройстве выполнен очень компактных размеров. По заверениям специалистов, устройство может выдерживать большое давление. Таким образом, на компрессор ЗИЛ-130 цена вполне оправдана. Седло в устройстве имеет два выхода. С коромыслом указанная деталь не соприкасается.

С картером нагнетательный механизм соединяется через трубку. Вал у модели используется небольшого диаметра. У его основания имеется два кольца и смазка компрессора ЗИЛ-130. В конце вала устанавливается короткая пробка. Выпускной клапан у нагнетателя применяется с защитной втулкой. При возникновении проблем с подачей воздуха в первую очередь проверяется выход нагнетателя. Далее откручивается крышка и полностью прочищается клапан. Следующим шагом специалисты рекомендуют проверить пружину, поскольку на нее оказывается большое давление.

Коленчатый вал устройства

В данном случае соединен с картером. Выходной канал применяется небольшого диаметра. Цилиндры на компрессор ЗИЛ-130 устанавливаются по сторонам. Также надо отметить, что с нижней стороны модификации имеются две накладки. Вал фиксируется на зажиме. Дополнительного внимания заслуживает тот факт, что направляющие у данного компрессора устанавливаются с левой стороны. При замыкании вала специалисты рекомендуют осмотреть полностью нагнетатель.

Также проверяется картер, поскольку в нем, как правило, собирается весь мусор от переработанного масла. Для правильной работы системы тестируется давление внутри блока. Также надо сразу зачистить все каналы от картера. Сделать это можно при помощи обычного шомпола. Седло при этом предварительно смазывается. Если вал деформирован, его необходимо сразу заменить. На запчасти ЗИЛ-130 цены вполне разумные. Наконечник детали наваривается вручную.

Плунжерный механизм

Плунжерный механизм у данного компрессора используется с подшипниковым рядом. Специалисты говорят о том, что деталь способна выдерживать большие нагрузки при значительных оборотах. Однако важно учитывать, что впускной клапан нуждается в частой чистке. При этом канал довольно часто засоряется. Для его проверки откручивается картер. Также придется отсоединить крышку. Для настройки плунжера применяется регулировочный винт. При вылете накладки можно установить большой винт. При этом необходимо подобрать соответствующее защитное кольцо. Чтобы решить проблемы со стиранием накладки, применяются специальные средства для герметизации блока. Некоторые специалисты рекомендуют периодически зачищать канальцы.

Еще автомобилистов могут поджидать проблемы с основой плунжера. Она представляет собой обычную пластину, которая зафиксирована на резьбе. При большой тряске соединение довольно быстро нарушается. В результате пластина начинает болтаться. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, рекомендуется в первую очередь отсоединить крышку. После этого важно сразу зачистить выходное отверстие. Винт откручивается очень медленно. При этом нужно следить за положением подшипникового ряда.

Сальник устройства

Сальник на компрессор ЗИЛ-130 устанавливается с одним уплотнителем. Камера у него используется небольшого размера. В нижней части модификации установлены две направляющие. По сторонам камеры имеются стойки. Также надо отметить, что в верхней части есть одна опора. Картер на компрессор ЗИЛ-130 ставится с правой стороны.

Специалисты говорят о том, что сальник не нуждается в частом обслуживании. Однако стоит учитывать, что у него могут быстро стираться накладки на опоре. Для того чтобы их осмотреть, снимается только передняя стойка. Далее важно отсоединить блок и пластину сальника. Затем мастер сможет достать непосредственно накладки. Если на них видны мелкие трещины, можно попробовать воспользоваться герметиком. Однако специалисты при любой деформации деталей рекомендуют сразу их заменять.

Замена уплотнителя

Чтобы сделать самостоятельно важно внимательно осмотреть сальник. Как правило, на нем собирается много копоти. Также надо отметить, что уплотнители стираются из-за перегрева колодки. Происходит это из-за забитых канальцев. Чтобы исправить данную ситуацию, рекомендуется открутить защитную крышку компрессора. После этого отвинчиваются кольца. Далее останется только выдвинуть коромысло. Новые накладки устанавливаются на хорошо зачищенную поверхность. На новые запчасти ЗИЛ-130 цены вполне адекватные.

Осмотр седла

Седло на компрессор ЗИЛ-130 устанавливается под нагнетательным механизмом. Чтобы внимательно его осмотреть, надо снять передний шатун. После этого отодвигается непосредственно поршень. Следующим шагом поддевается защитная крышка. Ее пластина фиксируется на четырех винтах, которые можно открутить при помощи ключа. Пробка в данном случае свинчивается против часовой стрелки.

Затем останется только добраться до седла, которое фиксируется на насадке. В нижней части устройства должен находиться сальник. При этом пластина проверяется отдельно. Также стоит осмотреть верхнюю часть седла. На ней часто собирается копоть. Прочистить корпус можно при помощи бензина. В данном случае важно не повредить коромысло.

Ремонт плунжера

Если ломается плунжер, ремонт компрессора стоит начинать с откручивания переднего картера. Далее отвинчивается защитная крышка. После этого важно снять две пластины, которые зажимаются кольцами. Если они не ослабляются, их можно немного подбить молотком. Следующим шагом осматривается сальник. Как правило, на нем скапливается большое количество грязи.

Если нагнетатель работает нормально, значит, внутри блока все должно быть чистым. При этом клапаны осматриваются отдельно. Чтобы отсоединить плунжер, рекомендуется воспользоваться большим ключом. Самостоятельно это сделать проблематично из-за того, что необходимо постоянно придерживать поршень. В данном случае целесообразнее попросить помощи у товарища.

На компрессоре установлен регулятор давления, управляющий работой разгрузочного устройства. Регулятор давления прикреплен к блоку цилиндров компрессора. Во внутренней полости корпуса 8 (Рис.1.2) регулятора давления, соединенной через сетчатый фильтр 6 с полостью В (см. Рис.1.1) под плунжерами разгрузочного устройства компрессора, размещены два шариковых клапана 10 и 11 (Рис.1.2). Седло впускного клапана 10 выполнено в виде пружинного разрезного кольца 9. Седлом выпускного клапана является торец направляющей 5 штока 4. В седле выполнен канал, выходящий в атмосферу. На направляющую штока навернут регулировочный колпак 3, внутри которого на двух центрирующих шариках установлена пружина 2 регулятора. Положение регулировочного колпака, закрытого кожухом 1, фиксируют контргайкой.

К нижней части регулятора давления по трубопроводу подводится из баллонов воздух, который очищается от масла и влаги в металлокерамическом фильтре 7, закрытом пробкой. Воздух поступает в

полость Б компрессора (см. Рис.1.1) из воздушного фильтра двигателя и при движении поршня вниз засасывается в цилиндр через впускной клапан 16. При такте сжатия в цилиндре воздух поднимает с седла нагнетательный клапан 11 и через полость Г нагнетается по трубопроводам в воздушные баллоны. При заряде воздушных баллонов впускной клапан регулятора давления прижат к своему седлу усилием пружины. Открытый выпускной клапан сообщает с атмосферой полость В под плунжерами разгрузочного устройства.

Когда давление воздуха в баллонах достигает 0,7-0,74 МН/м2, впускной клапан регулятора под действием этого давления отходит от седла, а выпускной клапан прижимается к своему седлу, сообщая полость В

компрессора с воздушными баллонами. Под давлением воздуха плунжеры разгрузочного устройства поднимают вверх своими штоками впускные клапаны, соединяя оба цилиндра компрессора между собой. После этого воздух перетекает из одного цилиндра в другой, и заряд воздушных баллонов прекращается.

Компрессор будет разгружен до тех пор, пока давление воздуха в баллонах не упадет до 0,56-0,6 МН/м2. При этом давлении пружина регулятора переместит вниз оба шариковых клапана и впускной клапан сядет на свое седло. Выпускной клапан, отойдя от седла, даст возможность сжатому воздуху из полости В под плунжерами выйти в атмосферу. Под действием пружины 19 коромысла оба плунжера 21 опустятся вниз и впускные клапаны закроются, разобщив один цилиндр компрессора от другого. Компрессор вновь начнет нагнетать воздух в баллоны.

Регулятор давления автомобилей КамАз.

Устройство и работу регулятора давления рассмот­рим, пользуясь рис. 21.9. От компрессора сжатый воздух поступает через вывод I , проходит через фильтр2 в кольцевой канала и через обратный клапан 7 и выводIII выходит в пневмосистему. Часть воздуха одновременно через каналб поступает в полостьА под Уравновешивающий поршень6, нагруженный пружиной 5. Пока идет возрастание давления до 0,70-0,75 МПа, выпускной клапан4, сообщающий полостьБ над разгрузочным поршнем9 с атмос­ферой через выводII , открыт, впускной клапан8, каналв, под которым соединен с полостьюА, закрыт.

Когда давление воздуха поднимается до максимального по пределу регулирования, поршень 6 преодолевает сопротивление пружины 5. При этом выпускной клапан 4 закрывается, а впускной 9 открывается и сжатый воздух из полости А поступает под разгру­зочный поршень 9 в полость Б. В результате поршень 9 перемеща­ется вниз и разгрузочный клапан 1 открывается. Через открывшийся клапан нагнетаемый компрес-сором воздух практически без противодавления начинаетвыходить в атмосферу через вывод IV , и давление в системе начинает снижаться.

Как только давление сни­зится до нижнего предела регулирования (0,62-0,65МПа), поршень 6 перемеща­ется пружиной 5 в нижнее положение, клапаны 4 и 8 из­меняют свое положение, раз­грузочный поршень такжеперемещается вверх, клапан 1 закрывается и компрессоропять начинает качать воздух в пневмосистему привода до следующего цикла отклю­чения компрессора.

В конструкции регулятора давления предусмотрен канал для подсоединения специаль­ных устройств, закрытый проб­кой 3. Кроме того, имеется еще клапан для накачивания шин, закрытый колпачком.

Поршневого типа, двухсекционный воздушный компрессор 130-3509015 (рисунок 1) осуществляет нагнетание воздуха в пневмосистему агрегата (Т-150, ЗиЛ-130, К-700) . Устанавливается на двигатель и приводится во вращение от коленвала двигателя посредством клиноременной передачи. Поступление воздуха в цилиндры компрессора происходит через пластинчатые впускные клапана (поз. 22) из воздушного фильтра. Далее воздух сжимается поршнями (поз. 11) и вытесняется в пневмосистему через нагнетательные клапана (поз. 15), которые расположены в головке цилиндров.

Если давление воздуха в пневмосистеме превышает 7,65 кгс/см2, то происходит срабатывание регулятора давления. При этом воздух поступает в разгрузочный канал (поз. 25), поднимая плунжеры (поз. 31) впускных клапанов (поз. 22) и открывая клапаны впускные двух цилиндров. В результате этого происходит свободное перемещение воздуха по цилиндрам и прекращение его подачи в пневматическую систему. При понижении давления воздуха в системе до 6,0 кгс/см2 происходит выпуск воздуха из-под плунжеров регулятором давления в атмосферу. Плунжеры под воздействием пружин опускаются, клапаны впускные возвращаются на свои места, компрессор нагнетает воздух в пневмосистему.

Трущиеся поверхности обеспечиваются маслом, поступающим из масляной магистрали по трубке к задней крышке (поз. 18) картера (поз. 1). Если компрессор начинает работать с появлением стуков, которые вызваны увеличенным зазором между шейками коленвала и подшипниками, то необходимо произвести замену вкладышей шатунов.

При работе компрессора может произойти его перегрев, вызванный недостаточной подачей масла, а также засорением воздушных каналов. При недостаточном давлении в системе, которое обеспечивает компрессор, необходимо осуществить проверку состояния трубопроводов, их соединений, а также проверить на герметичность клапаны.

Рис.1 – Компрессор воздушный 130-3509009-11, 5336-3509012-01 (Т-150, ЗиЛ-130, К-700)

1 – картер; 2 – передний подшипник коленчатого вала; 3 – крышка передняя; 4 – манжета; 5 – коленчатый вал; 6 – шкив; 7 – шатун; 8 – маслосъемное кольцо; 9 – поршневой палец; 10 – компрессионные кольца; 11 – поршень; 12 – пробка нагнетательного клапана; 13 – пружина нагнетательного клапана; 14 – головка блока; 15 – нагнетательный клапан; 16 – седло нагнетательного клапана; 17 – задний подшипник коленчатого вала; 18 – крышка задняя; 19 – пружина уплотнителя; 20 – уплотнитель; 21 – гайка кольцевая; 22 – впускной клапан; 23 – седло впускного клапана; 24 – шток впускного клапана; 25 – разгрузочный канал; 26 – пружина впускного клапана; 27 – пружина коромысла; 28 – коромысло плунжеров; 29 – гнездо штока впускного клапана; 30 – кольцо уплотнительное; 31 – плунжер впускного клапана.