Конспект ОД по познавательному развитию «Как растения готовятся к зиме» в подготовительной группе детей с ЗПР. Дошколёнок - развитие ребенка, подготовка к школе в киеве Конспект занятия подготовка растений к зиме

Ирина Гранина
Конспект НОД в средней группе «Как растения живут зимой»

Конспект НОД В средней группе «КАК РАСТЕНИЯ ЖИВУТ ЗИМОЙ »

Цель : продолжать формировать знания детей о жизни зимнего леса и его обитателях, знакомство с правилами поведения в зимнем лесу.

Задачи :

формирование восприятия природы как сложной экосистемы;

воспитание чуткого, бережного отношения к природе;

развитие умений наблюдать, обобщать и делать выводы из собственных наблюдений.

Оборудование :

Картинки : Береза, Ель, Клест, Лиса, Мышь, Заяц, Волк.

Художественное слово : “Лесные правила”.Н. Рыжова

Ход занятия

Ребята, как вы думаете, зимой деревья и другие растения продолжают расти ?

Какие условия необходимы для роста растений ?

Все ли условия, необходимые для роста растений , есть зимой ?

Если деревья зимой не растут , не означает ли это, что они погибли?

Что служит доказательством того, что деревья не погибли, а только заснули в зимние морозы? (ответы детей)

Деревья, также как и многие животные, можно сказать, уходят в спячку. В садах, парках, в лесу порой слышится сильный треск – это появляются морозобойные трещины на деревьях с твердой древесиной от резкой смены дневной и ночной температуры. Для предохранения деревьев от порчи рекомендуется обмазывать нижнюю часть стволов известковым раствором , так как через морозобойные трещины в ткани дерева могут проникнуть споры грибов и вызвать его гниение

Давайте вспомним с вами «Лесные правила» .

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки деревев не ломай,

Никогда не забывай

Из рогатки не стреляй,

Ты пришел не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – сосна и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Игра «С какого дерева листок» .

Дети делятся на две группы – одни деревья , другие листья. По сигналу дети-листья бегут к своим деревьям.

Пальчиковая гимнастика

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья :

(открывают ладони и растопыривают пальцы )

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол» , раскрывают ладони – «крона» )

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Как во полюшке былинка,

Тонкая растет осинка .

(показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы )

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон» )

Пчелок в гости позвала.

(делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят)

Ель иголки распушила

(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы )

И грибочки все закрыла.

(показывают гриб : указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпка)

Шелестят листвой деревья,

(трут ладони друг о друга – «шуршат» )

Словно разговор ведут,

(стряхивают ладони)

Руки-ветви распустили,

Птичек в гости к себе ждут.

(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны – показывают птиц)

Ребята, а теперь садитесь за стол. Сегодня я предлагаю вам изобразить зимние деревья с помощью пластилина. Подумайте, какое дерево вам хочется изобразить, как выглядят его ствол и ветки, каким образом можно показать, что деревья зимние.

Молодцы, ребята. Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Жизнь диких животных в лесу зимой» Конспект интегрированного занятия в средней группе "Жизнь диких животных в лесу зимой" Программные задачи: - способствовать формированию.

Конспект НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: Уточнить представление детей о зимующих птицах, условиях их жизни и роли человека в жизни зимующих птиц. Задачи: ОО Познание: Закрепить.

Конспект НОД по краеведению в средней группе. Тема: «Лекарственные растения Южного Урала» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по рисованию в средней группе «Маленькой ёлочке холодно зимой» Конспект НОД по рисованию в средней группе «Маленькой ёлочке холодно зимой». Задачи: Учить передавать в рисунке несложный.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Растения помогают освоить азы математики» Цель: Формировать у детей понятия «больше», «меньше», «равно» в процессе рассматривания комнатных растений. Формировать умение различать.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Тема занятия: «Как деревья готовятся к зиме» (с использованием экологической сказки «Девочка-Осень»).

Образовательные задачи:

  1. Закрепление знаний детей о приметах осени.
  2. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев.

Развивающие задачи:

  1. Развитие аналитических способностей: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.
  2. Развитие воображения, творческих способностей детей, эмоциональной сферы по средствам игры-драматизации.
  3. Развитие образной и доказательной речи детей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.

Материалы и оборудование к занятию:

1. Магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».
2. Осенние листья с разных деревьев.
3. Листья из цветной бумаги (с одной стороны зеленый, с другой - красные, желтые, коричневые и т.п.)
4. Пелерина и султанчики для дождя.
5. Маска для «ветра» и шарф.
Карандаши, краски, пластилин и другие канцтовары для занятия вы можете приобрести на сайте www.kanc-magazin.ru

Предварительная работа

Познавательное развитие:

1) Тема: «Природа на территории детского сада». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, учить различать части растения, формировать представления о связях растений и животных между собой и с неживой природой, развивать познавательные игры;-
2) Тема: «Природа в городе». Задачи: Знакомить детей с природой ближайшего окружения, формировать умения устанавливать причинно-следственные связи (растения и условия их обитания).
3) Тема: «Как помочь природе в городе». Задачи: Формировать первоначальные представления об экологически грамотном поведении, помочь в понимание связи между поведением людей и состоянием окружающей их среды.
4) Тема: «Кто что ест». Задачи: Формировать представления о разнообразии плодов и семян; их роли в жизни человека; о взаимосвязи растений и животных.
5) Тема: «Для чего нужны семена». Задачи: Формировать представления о плодах, об их разнообразии и назначении, вызвать интерес к исследовательской деятельности.
6) Тема: «Поэты и писатели об осени».
7) Тема: «осень на пороге» (по рассказу Н.Сладкова; «Осень на пороге»).

Продуктивные виды деятельности.

А) Аппликация: «Цветная клумба», «осенний натюрморт», «листочки на окошке», «дары осени».
Б) Лепка: Танцующие листья» (декоративная, рельефная), «Ветка рябины», «Яблоки»
В) Рисование: «Деревья в нашем городе», «Загадки с грядки», «Краски осени, осенние листья»
Г) Конструирование: «Друзья - притворяшки» (природный материал)

Дидактические игры:

1. «Природа и человек» (умение различать природу и не природу.)
2. «Узнай лист»
3. «Найди листок, как на дереве»(учить детей классифицировать растения по определенному признаку; найти часть по целому)
4. «Чудесный мешочек» (закрепить умение различать и называть фрукты, овощи; выделять их характерные признаки).
5. «Лесная школа» (закрепление знаний детей о лесных дарах).
6. Природа «Раз, два, три - к дереву беги» (закрепить знания детей о деревьях).
7. «Детки на ветки»

Работа вне занятия:

  • Рассматривание картин: И. Грабарь «Осенние листья»; К. Коровин «Осень» Рассматривание иллюстраций с изображением осеннего пейзажа, насекомых, птиц, зверей.
  • Разгадывание загадок на тему: «Что нам осень принесла».
  • Чтение и рассматривание (иллюстраций) книг: А. Вахрушев «Мир и человек», А.Плешаков «Зеленые страницы». Разучивание стихотворений; К.Бальмонт «Осень», Л.Развода «Озорники»

Наблюдения:

  • Изменение освещенности в течение дня;
  • изменение температуры;
  • замедление роста растений;
  • различение деревьев, кустарников, трав, по стволам, веткам, остатков плодов, листьев;
  • исчезновение насекомых (нахождение мест скоплений);
  • отлет насекомых, птиц.

Ход занятия

1. Вводная часть. Беседа об осени.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с ними. (Дети здороваются, проходят к стульчикам, присаживаются).

  • Ребята, я предлагаю вам послушать музыку. (Звучит музыкальный отрывок «Осень» П.И. Чайковского из произведения «Времена года»).
  • Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
  • А сейчас какое время года? (Высказывания детей).
  • А может весна? (Дети доказывают, что на дворе осень. Приметы осени).

Воспитатель: Одна из самых ярких и заметных примет осени - желтые пряди в листве. Р ебята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. Кто хочет рассказать? Высказывания детей («Мигнула липа пестрым листом - осень позвала).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Г оворят, есть две осени? Как они называются? (Высказывания детей: (ранняя осень или золотая; другая - поздняя).

Воспитатель: Да, дети, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (Дети подбирают определения - п рекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)

Воспитатель: Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать чтобы описать позднюю осень? (Ответы детей: холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам игру «Хорошо - плохо». Осень - это хорошо, потому что...(ответы детей). Это дивная, сказочная осень принесет и радость, и грусть. И это, наверное, хорошо.

2. Основная часть. Волшебные превращения

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какие-нибудь сказки про осень? О природе? (Ответы детей). Помните сказку «Девочка-осень», которую я придумала вместе с ребятами? (Ответ детей). Хотите стать героями этой сказки? (Дети: Да!) Выбирайте, кем вы будете! (Распределение ролей).

Воспитатель: Раз, два, три - музыка звучи, в сказку нас веди...

Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.

Девочка- Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.

Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.

- У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! - Говорила Березка.

А у меня - красное, прекрасное! - Перебивала ее Осинка.

И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она показать спорщиц и попросила своего друга:

Девочка- Осень : Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!

Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:

Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.

Девочка- Осень : Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.

Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.

Девочка- Осень : Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.

Воспитатель: И повторялось это каждый год...

3. Экологическая беседа

Воспитатель: Вот закончилась сказка. Раз, два, три - из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (Высказывание детей). Ребята, сказка похожа на правду? (Высказывания детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (Высказывание детей).

Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).

Воспитатель: Ребята, мне хочется задать вам еще такой вопрос «Правильно ли поступила Девочка-Осень?» (Высказывание детей).

Воспитатель: Ребята, хотели бы вы нарисовать героев этой сказки? (Воспитатель благодарит детей и все идут рисовать. Играет музыка).

Последующая работа

1. Тема: «Дерево-дом и столовая для животных». Задачи: Формировать первичные представления о разнообразии растений, их строении, о взаимосвязях деревьев с другими растениями и животными.

2. Тема: «Лесной дом». Задачи: Формировать первичные представления о лесе как о сообществе живых организмов, связанных между собой, о разнообразии лесов и необходимости их охраны, о правилах поведения во время пребывания в лесу.

3. Тема: «Елочка - зеленая иголочка».

Чтобы благополучно пeрежить зиму растения приспособились к холодам по-разному. В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги к холодам должны одревеснеть. Покрывающая молодые побеги кора из зеленой становится бурой или серой.

В это время начинается процесс растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева, как запасные защитные вещества, и используются следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это касается не только деревьев, а также и кустов.

Сбрасывание листьев на зиму прекращает рост и вступление в состояние покоя одревесневших побегов - все это также является приспособлением растений к зимовке. Какое же имеет значение листопад? Мы знаем, что листья испаряют воду, а вот зимой испарение невозможно. Сок по стеблю также не сможет двигаться, потому что замерзнет. И снег, который будет падать на листовые пластинки, повредит их. Поэтому растения еще до наступления больших холодов сбрасывают листья. Итак, - защитная реакция растений от гибели зимой.

На побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы от -35С до - 40С. В холодное время крахмал, как запасное питательное вещество, у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы - в жиры.

Наличие толстой коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной сохраняет растение от солнечных ожогов.

Очень важно знать, что кратковременные оттепели зимой, пока растения еще находятся в зимнем покое, менее опасны, чем весенние , когда почки уже раскрылись и растение начало распускаться.

Почему почки зимой спят?

Покой почек имеет существенное значение для выживания многолетних растений умеренных широт, которые зимой подвергаются влиянию низких температур.

У многих деревьев почки переходят в состояние покоя еще в середине лета, задолго до осеннего листопада. Такие почки представляют собой зачаточный побег. Весь этот зачаточный побег окружен почечным чешуйками. Они имеют очень важное значение, поскольку препятствуют обезвоживанию, ограничивают поступление кислорода и изолируют почку от потери тепла. Во многих отношениях роль почечных чешуек подобна роли семенной кожуры.

Как семени, так и почкам многих видов растений для прерывания покоя необходим холод. Если ветви деревьев или кустов осенью срезать и занести в помещение, то они не будут цвести. Но, если их выдержать на открытом воздухе до зимы, а потом перенести в комнату, они зацветут.

Наши плодовые деревья: , вишни, персики, каштаны и пр. не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.

Например, если одну почку сирени, выращенную в теплице, проморозить в течение короткого времени, то совсем скоро эта единственная почка раскроется.

У многих растений, особенно деревьев, нарушается фотопериодической реакцией, то есть изменением длины дня. Увеличение продолжительности для служит для почек сигналом к окончанию зимнего покоя.

Доклад «Как растения готовятся к зиме» для детей можно представить на уроке естествознания.

Как растения готовятся к зиме?

Зима – это привычное явление для большинства регионов планеты Земля. За много лет эволюции живые существа, которые обитают в таких районах планеты, умело приспособились к холодам, снегу, вьюге и метели. Люди, в свою очередь, научились строить теплющие дома и придумали удобную и теплую одежду для себя, а большинство животных обзавелись добротными и красивыми шубками или же просто на всю зиму укладываются спать под белое снеговое одеяло.

А вот интересно как же готовятся к зиме растения?

Растениям до наступления холодов нужно накопить запас питательных веществ, которых бы хватило на всю долгую зиму. Процесс накопления у них происходит в конце лета. Но как растения знают, что пора запасать питательные вещества? Они определяют смену сезонов по длительности дня. В конце лета дни уже стают намного короче и растения начинают уменьшать выработку зеленого вещества – хлорофилла. Именно это вещество придает листочкам зеленого насыщенного цвета. И через эти же листья растения теряют воду – она испаряется во время их роста. Зимой им негде брать влагу, так как вода в холода превращается или в лед или в снег. Поэтому, чтобы сохранить баланс жидкости — растения сбрасывают их на зиму.

Но накопить нужные вещества на всю зиму это еще не все что нужно для переживания холодов. Растениям важно накопленные запасы защитить от их замерзания. Поэтому большая часть растений научились прятать в своих корнях питательные вещества, а некоторые — повышают уровень масел и сахаров в своих зимних запасах, что тоже является существенной защитой от замерзания зимой.

«Как живут растения зимой?»

Игровое занятие для детей средней группы

Цель:

Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям.
Задачи:

Уточнить представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;

Учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей;

Продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, дополнять и исправлять ошибки товарищей;

Развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира.

Организационный момент:

Внести в группу паровоз. Предложить детям прогулку на поезде к опушке леса.

Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чох-чох, чу-чу

Я далёко укачу.

«Подъезжают» к картине с изображением зимнего пейзажа.

Воспитатель: ребята, какое время года изображено на картине?

Зима.

Воспитатель: - – Как мы узнаем зиму?

Зимой бывает холодно, земля покрыта снегом. Вода в речке, озере замёрзла, образовался лёд. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных - остаются иголки. Небо часто бывает серым, на нём облака, тучи, из которых идет снег.

Воспитатель: Что можно еще рассказать о зиме? (составление рассказов по моделям времена года)

Воспитатель: Зимушка-Зима приходит к нам в гости каждый год. Если посмотреть в окно, то можно ее увидеть. Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она. Ребята, я вас приглашаю пойти в глубь леса.

Физкульминутка

Удобно ли идти в лес пешком по снегу? Почему? Что можно придумать? (одеть лыжи).

Мы пришли в зимний лес, (ходьба по комнате).

Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками).

Справа - берёзка в шубке стоит, (руки отводят вправо).

Слева - ёлка на нас глядит (то же влево).

Снежинки в небе кружатся (движения "фонарики").

На землю красиво ложатся. (кружась приседают).

Воспитатель подходит к Березе. - Как пусто стало в зимнем лесу! Какая грустная стоит Береза? Я сейчас её украшу, пришью ей листочки. Береза зазеленеет, и все вокруг станет веселым и красивым!

Береза: (воспитатель говорит от имени березы). Ты, что тут делаешь, несмышленыш-ш-ш? (Потягивается со скрипом, зевает.)

Воспитатель: - Я не хотела вас будить. Я вам листочки подклеиваю, а то последние проспите!

Береза: - Эх, вы! Я к зиме свои дела – заботы закончила, пора и отдохнуть. А сейчас дни короткие, света мало. Значит, пора деревьям спать!

Воспитатель: - Что же вы всю зиму спите, не едите, не пьете? Как же вы живете? Как зиму зимуете?

Береза. - Я ни есть, ни пить не хочу! Меня в сон клонит! Зимой так спится – благодать! Зимой мы, деревья, не растем, не цветем! (засыпает )

Воспитатель. - Эй! Береза! Я хочу спросить: может все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее!

Берёза: - Нет! Зимой нам не до красоты! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести. А так упадут листья на землю и корни от мороза укроют. (засыпает)

Воспитатель: А я-то думала, что листья осенний злой ветер срывает – сбрасывает. А на каких еще деревья листья опадают? (осина, рябина, черемуха) А почему же листья не на всех деревьях опадают? Почему же на Ели иголки остаются? Может, Ель зимой не спит? Эй, Елка - зеленые иголки?! Нет, и она спит!

Ель: - Да и мы, Ели, спим зимой. А иголки – хвоинки для нас то - же самое, что для других деревьев листья. А иголок на елках гораздо больше, чем на самом раскидистом дереве листьев. Сбрось я сейчас свой колючий наряд, то чтобы мне вновь одеться густой хвоей всей весны не хватит!

Воспитатель :- А кто еще не сбрасывает листья (сосна, кедр). - Ребята, какие растения можно встретить зимой в лесу? У меня на столе лежат картинки разных растений. Отберите те, которые можно встретить зимой.

Д/игра «Что растёт зимой в лесу»

(пока играет музыка, дети изображают ходьбу по сугробам. Затем берут карточки и выкладывают на наборное полотно. Растения, которые встречаются зимой (деревья) – возле картины с изображением зимы, остальные к картине - лето).

Воспитатель: - Почему же растения не цветут зимой?

Дети: - Зимой холодно, мало света. Почва замёрзла, нет влаги.

Воспитатель: – Что же нужно всем растениям? (Свет, тепло, влага, почва)

Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений.

Воспитатель: - Жалко деревья, которые мёрзнут в лесу. Ребята, давайте нарисуем большое солнышко, чтобы стало теплее, и поскорее наступила весна.

Коллективное рисование.

На листе ватмана нарисован большой желтый круг. Дети кистями рук рисуют лучики солнца.

Игра (эмпатия)

Вокруг себя повернитесь –

И в деревья превратитесь!

Наши ноги – это корни

Наше туловище –ствол

Наши руки – это ветви

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листья на деревьях (дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки (Дети шевелят кистями рук) Совсем испортилась погода, сильный ветер, раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону) Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. Пусть деревья станут ребятами.

Воспитатель: - На этом наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Итог: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда осенью облетели листья, с наступлением холодов, на растениях остались почки. Жизнь растений спрятана в них.

Я приготовила для вас веточки с деревьев, но с каких, я не знаю. Мы поставим их в воду и, когда распустятся листочки, мы с вами узнаем, что это за дерево.