Лженаука определение. Понятие и отличительные особенности лженауки. Защитные стратегии лженаук

Научное знание не свободно от ошибок. История доказала неправомерность многих гипотез, которыми ранее оперировала наука (о мировом эфире, флогистоне и т.д.). Однако эти ошибки не противоречат такому критерию научности, как опровергаемость. Наука не претендует на абсолютное знание: в ее знаниях всегда содержится какая-то часть заблуждения, которая сокращается с развитием науки; она направлена на поиск истины, а не на обладание ей.

Именно в этой направленности науки заложен основной критерий, отличающий ее от многочисленных подделок: любая претензия на обладание единственной и абсолютной истиной является ненаучной.

Социальные причины популярности лженаучных теорий заключаются, с одной стороны, в общем кризисе культуры современности и поисках новых ценностей, а с другой - в тяготении человека к чуду. Более многообразны личные причины, заставляющие человека заняться лженаукой: стремление к славе или деньгам, искреннее заблуждение, заказ.

Исходя из этого, можно дать следующее определение: лженаука - это фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.

Лженаука использует в своих построениях научную терминологию, выступает от лица различных организаций и «академий», маскирует свою деятельность учеными степенями и званиями, широко использует средства массовой коммуникации и государственные структуры, проводит издательскую деятельность. Поэтому человеку (даже специалисту) часто сложно найти критерии для того, чтобы отличить лженауку от настоящей науки. Тем не менее некоторые общие показатели лженаучное™ можно выделить.

  • 1. Обычно ненаучны концепции, направленные на отрицание всей предшествующей науки. Как правило, даже самая «сумасшедшая» концепция, если она верна, согласуется с рядом законов и ранее подтвержденных фундаментальных принципов. Так, теория относительности Эйнштейна не отменила механику Ньютона, а ограничила ее определенными условиями.
  • 2. Обоснованные подозрения вызывают всеобщие и. глобальные теории - от новой теории устройства Вселенной до изобретения «лекарства от всех болезней». В век постоянного увеличения объемов информации трудно быть разносторонним специалистом во всех областях и учесть все факторы, необходимые для глобальной «теории всего»; противоречит таким теориям и осознаваемая сложность мира. Подобные идеи также обычно отличаются излишним пафосом и самовосхвалениями.
  • 3. Обычной характеристикой лженауки являются туманность и непонятность доказательств. Самые сложные научные теории можно объяснить простым языком; если понятия принципиально не определимы, то скорее всего такая расплывчатость маскирует отсутствие доказательной базы.
  • 4. Лженаучны бессистемные и внутренне противоречивые теории, что указывает на безграмотность автора. Верно и обратное: безграмотная работа обычно бессмысленна.
  • 5. Определенно ненаучны теории, где смешиваются научные термины и понятия из сферы мистики или религии (например, «карма», «благодать», «космические вибрации» и проч.) или обычным понятиям придается «сокровенный» смысл (Свет, Начало, Разум, Природа и т.д.).
  • 6. В лженауке теории часто непроверяемы, поскольку основаны на нерациональной вере. Например, ссылки на космический разум, гармонию Вселенной или откровение не поддаются научной проверке.
  • 7. Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения знания, а для дополнительной поддержки своих теорий. Например, креационисты вводят дополнения всякий раз, когда наука находит очередное опровержение концепции божественного сотворения мира. В целом, если все усилия направлены на защиту теории, а не поиск новых знаний, это может служить показателем ненаучное™ идеи (часто вся последующая деятельность «творцов» такой идеи сводится к постоянному ее оправданию или жалобам на гонения со стороны официальной науки).

Конечно, эти показатели верны не во всех случаях. Ученый действительно может придумать новую общую теорию, он может подвергаться гонениям незаслуженно и т.д. Однако если его теория соответствует сразу нескольким приведенным принципам, то ее научность более чем сомнительна.

В настоящее время наиболее распространены представленные ниже формы лженауки.

Эзотерика и мистика в научных терминах пытаются истолковать деятельность магов, экстрасенсов и медиумов, а также такие явления, как полтергейст, телекинез, левитация и др. В ряд со средневековыми лженауками (астрология, алхимия) становятся новые - парапсихология, альтернативная медицина, теория биополя, экстрасенсорика, биоэнергетика и т.д. Во всех случаях доказательная база этих «наук» отсутствует, но налицо использование суеверий и слабостей широкой публики.

Масштабные спекуляции. Как правило, это плохо проверяемые масштабные проекты, обещающие крупные экономические выгоды и специально созданные для того, чтобы получить финансирование из государственных или общественных фондов. Таковы, например, идеи «торсионных полей», «биоэнергоинформатики», «магнитной и полимерной воды» и проч.

Информационные сенсации. Для повышения популярности средства массовой информации публикуют информацию об исключительных событиях. При помощи преувеличения одних и сокрытия других деталей рождается информация о «необъяснимых явлениях» - летающих тарелках, снежных людях, чудовищах, исцелениях и прочих чудесах. Для повышения достоверности информация представляется в псевдонаучной форме (такова уфология).

Информационный заказ. Средства массовой информации часто приглашают экспертов от науки, которые должны комментировать какие-либо события. Поскольку одной из основных задач средств коммуникаций является формирование общественного мнения, те лица, которые часто появляются на экране: «...должны быть всегда готовы ктому, чтобы прийти и принять правила игры, быть готовыми ко всему, т.е. клюбым уступкам, компромиссам и компрометации, чтобы только попасть в эфир и обеспечить себе прямую и косвенную выгоду, связанную с известностью» . Очевидно, что постоянные телеэксперты не пропагандируют научную истину, а просто обосновывают мнения, выгодные заказчикам информации.

Политический заказ. В истории хорошо известны методы властного давления на ученых, когда одни науки (генетику, кибернетику) уничтожали, поддерживая ложные науки, соответствующие партийным или идеологическим установкам. На таких же политических заказах строятся теории расизма, нацизма, ложно понятого патриотизма и т.д.

Производители мобильных телефонов финансируют исследования об их безвредности, а производители гарнитуры - о вреде излучения для головного мозга. Мошенники, пользуясь опасениями потребителя, выпускают голографические наклейки, «защищающие от излучения приборов».

Религиозная «наука». Религия является сферой духовной жизни, по определению не пересекающейся с современной наукой. Откровение содержит факты, противоречащие данным науки, а сама система принимаемых на веру догм несовместима с научными методами. Поэтому любые научные обоснования религиозных догм (как и религиозные объяснения научных фактов) на деле являются лженаукой. Таковы, например, «научные» аргументы в пользу сотворения богом мира или человека.

В религиозном сознании общества также много представлений, не согласующихся с наукой: вера в мироточение икон, целебную силу крещенской воды или сход «благодатного огня» в Иерусалиме и т.д. С точки зрения науки такие представления являются суевериями.

I Августин Блаженный говорил, что чудеса противоречат не законам природы, а нашим представлениям о законах природы.

Конечно, наука часто сама бывает излишне консервативна и способна объявить лженаукой нечто истинное, но не соответствующее ее устоявшимся теориям. Например, долгое время наука не принимала идеи Демокрита об атомах. Однако новые идеи, как правило, серьезно воспринимаются философией, которая не так жестко ограничена критериями научности. Философия гораздо свободнее других наук в выборе объектов исследования. В отличие от физики или лингвистики она может быть и религиозной, включать в себя элементы мистики, быть достаточно туманной и малодоказуемой. Благодаря такой широте предметного поля истинные, но поначалу невероятные гипотезы не забываются и остаются в сфере философского знания до той поры, пока официальная наука не воспримет их серьезно.

Впрочем, и философское знание при всей своей свободе также будет признано лженаучным, если оно будет подтасовывать данные в политических, религиозных, личных и других корыстных целях.

Лженаука редко является безобидной, так как практически все ее формы оказывают то или иное негативное воздействие на психику человека. Поэтому терпимость по отношению к ней не должна простираться до слишком широких пределов: психическое здоровье общества, подрываемое верой в лженауку, не менее важно для будущего, чем здоровье физическое. Возможно, для борьбы с лженаукой не потребуется даже запретов. Если голос науки получит поддержку для того, чтобы звучать немного громче, чем голос лженауки, то бессмысленность и нелепость последней станут гораздо заметнее.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Лженаука - фальсификация научных данных в политических, религиозных, экономических или личных целях.
  • 2. Лженаука оформляется в виде эзотерики, мистики, религиозных суеверий, фальсификаций и спекуляций, информационного и политического заказа и т.д.

ЗАДАНИЯ

  • 1. Перечислите основные признаки лженаучного знания. Какие из них, по вашему мнению, оказывают наиболее сильное влияние на общество?
  • 2. Назовите формы лженауки. Дайте их основные характеристики.
  • Соответственно: самопроизвольное передвижение предметов; бесконтактное перемещение предметов силой воли; преодоление силы притяжения.
  • Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. С. 153.

Покуда свидомая пся крев пестует бытовой фашизм и скачет в бездну, вернемся к нашим баранам и продолжим набрасывать на вентилятор тухлую требуху псевдонаучного бреда.

Ай-да чистить карму, Dear Comrades!

Параллельно с наукой развивалось множество учений, якобы основанных на научной методологии, но на деле лишь имитирующих профессиональный подход. Они часто предлагают простые решения для задач, серьезное изучение которых требует специальной профессиональной подготовки, некритично относятся к собственным теориям и слишком доверяют случайным совпадениям. «Теории и практики» составили список самых известных псевдонаук - от френологии до соционики - и вспомнили, почему им так и не удалось заслужить доверие ученых.

Астрология

Предсказывать будущее, руководствуясь движениями планет и звезд, начали еще в древности - первые свидетельства о попытках узнать грядущее встречаются в шумеро-вавилонских мифах, где небесные тела отождествляются с богами. Греческая астрология переняла идею «божественной» звездной сущности и развила ее до знакомых нам форм. Самое значимое на сегодняшний день явление астрологии - гороскопы, которые составляются на основе индивидуального влияния планет для 12 знаков зодиака.

С современной научной методологией методология астрономии несовместима, что неоднократно было доказано учеными. Хрестоматийные примеры доказательств - развенчание статистической гипотезы Мишеля Гоклена, получившей название «эффекта Марса», и эксперимент Бертрама Форера под названием «Эффект Барнума». Гоклен обнаружил взаимосвязь между рождением спортсменов-чемпионов и фазами Марса, и долгое время настаивал на правдивости результатов своего исследования, пока не был уличен в подтасовке исходных статистических данных. В свою очередь Форер доказал несостоятельность астрологии при помощи социального эксперимента: выдав студентам тест на определение специфических черт их личности, он обещал предоставить на его основе индивидуальный психологический портрет каждого, но вместо этого раздал всем единообразное описание, составленное по принципу гороскопа. Большинство студентов высоко оценили их «персонализированное» описание и остались довольны усилиями профессора.

Однако, несмотря на многочисленные доводы в пользу признания астрологии лженаукой, гороскопы продолжают ежедневно обновляться, некоторые люди продолжают верить в существование мифической планеты Нибиру, которая способна уничтожить Землю, а «Общество плоской Земли» (согласно постулатам которого Антарктида - лишь ледяная стена, опоясывающая мир, а фотографии Земли из космоса - подделки) еще не распалось, так что астрология, оставаясь в определенных кругах лженаукой, в общем, процветает.

Френология

Псевдонаука, получившая распространение в начале XIX века благодаря исследованиям австрийского врача и анатома Ф.Й. Галля, который установил связь между психическим портретом личности и физическими характеристиками, которыми обладает череп. Галль считал, что любые внутренние изменения мозга, в особенности, изменения объемов его полушарий, провоцируют видимые изменения на соответствующих участках черепа, в связи с чем можно судить о развитости или недоразвитости человека и о наличии у него определенных навыков, способностей и личностных характеристик.

Кинозрителям френология знакома благодаря фильму Квентина Тарантино «Джанго Освобожденный», где рабовладелец Кэнди увлекается сравнениями черепов представителей разных рас. Подобная деталь исторически обусловлена - многие рабовладельцы Америки действительно заинтересовались френологией в XIX веке и ставили жестокие эксперименты на своих рабах. Развенчание френологии происходило вместе с развитием нейрофизиологии, научно доказавшей, что особенности психики не зависят от рельефа мозга, а тем более от строения черепа.

Гомеопатия

Псевдомедицинское направление в науке, призывающее принимать особые гомеопатические лекарства для предотвращения развития болезней в будущем. Основоположник направления - немецкий врач Христиан Ганеман, в конце XVIII века разработавший целую систему лечения гомеопатией (он же выдвинул так называемую «кофейную теорию болезней», согласно которой почти все известные людям болезни спровоцированы исключительно употреблением кофе). В основе гомеопатии лежит противоречащий современной рациональной фармакотерапевтической медицине принцип «подобное лечится подобным», поэтому лекарственное средство в гомеопатии, по сути, является катализатором развития облегченной формы болезни, от которой собирается лечиться пациент. Все якобы действующие препараты разведены как минимум в двенадцатикратной концентрации и, по мнению ученого сообщества, ничем не отличаются от плацебо - вещества, не содержащего лечебных свойств. По крайней мере, большинство исследований не подтвердило эффективности гомеопатических лекарств.

Парапсихология

Парапсихология изучает такие сверхъестественные явления, как телепатия, телекинез, ясновидение, телепортация и внушение. Эта паранаука пытается убедить общественность в том, что перемещаться во времени и пространстве возможно, а наделенные особенными талантами люди могут предсказывать будущее, а также управлять окружающими силой мысли. Призывая поверить в астральное двойничество, околосмертные опыты и реинкарнацию, парапсихологи проводят множество опытов и экспериментов для доказательства того, что сверхчеловеческие возможности существуют.

Телепатия, к примеру, какое-то время объяснялась учеными при помощи «волновой теории», которая сообщала о наличии особых волн, которые при улавливании человеком, могли вызвать у него определенный образ, схожий с образом, возникшим у другого человека, но эта теория не была доказана и была признана несостоятельной. В 1930-х годах на предмет наличия сверхспособностей был исследован игрок в кости, который утверждал, что может силой мысли укладывать кубики так, чтобы они показывали нужную сумму, но более 650 000 выбрасываний кубиков опровергли его заявление, установив, что совпадения случайны. Не удалось установить торжество аномальных способностей и Ури Геллеру, известному своей способностью изменять физическую форму материальных объектов на расстоянии. Он и вовсе был уличен в том, что заранее обрабатывал пальцы специальным химическим составом, который и позволял ему сгибать ложки, только прикасаясь к ним.

Реинкарнацию в течение 40 лет пытался изучать ученый Ян Стивенсон, изучивший 3000 случаев предполагаемого перерождения, сопоставив родинки и врожденные дефекты детей и покойников, имевших родинки и шрамы на одних и тех же местах. Научно доказать факт реинкарнации ему не удалось. Точно так же еще ни одно экстраординарное явление не было научно доказано, а постоянное появление сведений о новых феноменах парапсихологии происходит только из-за того, что какой-то процент населения планеты все еще не утратил веру в паранормальные явления.

Уфология

Паранаука, в основном изучающая НЛО, а также зафиксированные факты и предстоящие возможности общения жителей Земли с пришельцами и инопланетянами, полтергейстами и призраками. Главный предмет изучения уфологии - палеоконтакты - контакты существ внеземного происхождения с землянами и даже посещение ими нашей планеты в прошлом. В качестве доказательства состоятельности теории палеоконтакта уфологи приводят оставленные пришельцами знаки на земле - круги на полях, неопознанные плавающие объекты и другие весьма сомнительные артефакты. Как наука уфология зародилась только в 1940-х годах, когда стали поступать первые свидетельства о «летающих тарелках», передвигающихся со сверхзвуковой скоростью. К подобным заявлениям сначала отнеслись серьезно даже главы многих государств, тут же создавшие специальные секретные проекты по изучению феномена. В США - проект «Сайн» и проект «Синяя книга», в Британии - «Комната 801», во Франции - GEPAN. Однако за годы исследований подтвердить главное опасение уфологов о том, что Земля находится под наблюдением других существ, так и не удалось.

Нумерология

Паранаучное учение о мистическом смысле чисел и их влиянии на жизнь людей. Толчок к зарождению нумерология получила много веков назад благодаря древнееврейскому алфавиту, в котором буквы использовались в том числе и для записи чисел, из-за чего имели свои числовые значения. Основоположником главных положений нумерологии считается философ и математик Пифагор, открывший взаимосвязь между цифрами и нотами. После своего открытия он установил ГДЗ по Математике 6 класса , любой предмет и любое явление действительности может быть выражено числами.

В нумерологии любая многозначная цифра может быть сведена к однозначному, обладающему своими характеристиками числу, путем сложения ее компонентов.

Индивидуальный числовой эквивалент имеют и буквы, поэтому нумерология охотно раскрывает «тайны имен» всем желающим. Число дает возможность разгадать слабые и сильные стороны человека, находящегося под его влиянием, предсказать будущее и описать закономерности его жизни. Множественное количество нумерологических таблиц и наличие разнообразных тактик сложения чисел не позволяет прийти к единой трактовке чисел, что всегда подчеркивается противниками распространения нумерологии. Еще один веский аргумент сомневающихся в этой паранауке связан с женскими фамилиями. Если еще вчера девушка была, к примеру, «Белоусовой Анной Алексеевной» и числом ее судьбы считалось число «13», а сегодня она вышла замуж за испанца и стала, допустим «Марес Анной Алексеевной», то число ее судьбы уже вовсе не «13», а «1».

Криптозоология и криптоботаника

Cмежные дисциплины, занимающиеся поиском животных и растений, известных нам только из легенд, мифов и рассказов очевидцев, а так же поисками животных и растений, которые, согласно признанию ученых, считаются вымершими. Криптозоологи не ограничиваются поиском динозавров, драконов и единорогов, они занимаются и существами из более современных легенд - снежным человеком и Лох-Несским чудовищем. Сами ученые, занимающиеся криптозоологией или криптоботаникой, признают ее лженаукой, но все равно считают полезной дисциплиной и продолжают поиски озерных демонов (огопого) и коз-вампиров (чупакабра).

Хиромантия

Ненаучный метод установления взаимосвязи между линиями на ладони человека и его судьбой. Хиромантия исследует кожный рельеф ладоней, в особенности папиллярные линии - считается, что каждая из линий отвечает за какое-то направление в жизни человека, и изучив ее рисунок, можно предсказать успешность судьбы человека в той или иной области. Узоры на ладонях, форма ладони и пальцев позволяют разобраться во внутреннем мире: большой палец и отходящая от него линия - линия жизни, указательному пальцу соответствует линия сердца, среднему - линия судьбы, безымянному - линия счастья. По дополнительным линиям, таким как линия брака и линия потомства, можно определить успешность брака и количество детей.

Однако в многочисленных пособиях по хиромантии одни и те же признаки на ладонях объясняются по-разному, а для предсказаний предлагается использовать то левую, то правую ладонь, узоры на которых чаще всего противоречивы. Хиромантия не признается наукой в большинстве стран, но в некоторых по-прежнему считается серьезным занятием: так, в Национальном Индийском университете и в наши дни преподают хиромантию, а в Канаде существует «Национальная академия хиромантии». В противовес хиромантии активно развивается наука, всерьез изучающая кожу ладоней и позволяющая определить предрасположенность к наследственным заболеваниям - дерматоглифика.

Соционика

Псевдонаука, построенная на основе учении Юнга о типологии и архетипах, предлагающая возможность на основе определенной тестовой методики выявить для каждого человека его личный так называемый тип «информационного метаболизма» - процесса обмена индивидуальными сигналами с внешним миром - и причислить его к одному из 16 подробно описанных социотипов. Соционика как отдельное учение возникло в 1970-х годах благодаря усилиям литовского экономиста и психолога Аушуры Аугустинавичюте. Ключевые параметры для определения типа информационного метаболизма - «ощущение», «мышление», «интуиция», «чувство» (в физическом смысле слова), «интроверсия» и «экстраверсия»: в разных сочетаниях они формируют разные соционические типы личности. По итогам соционического теста (он существует в нескольких вариантах от разных авторов) каждый человек условно отождествляется с одним из 16 персонажей, названных в честь известных людей и литературных героев (например Дон Кихот, Дюма, Штирлиц или Наполеон) и получает возможность узнать о своей совместимости с другими социотипами.

Соционика известна в основном на постсоветском пространстве и не считается официальной наукой - у нее нет ни общей научной теории, ни закрепленных единообразных методов исследования. Ее также критикуют за излишнюю умозрительность и недостаток эмпирических доказательств. Кроме того, концепция была сильно дискредитирована толпами энтузиастов, которые брались с ходу определять соционические типы незнакомых, уже умерших людей и даже целых стран - в то время, как основатели соционики подчеркивали, что не претендуют на создание универсальной психологической классификации на все случаи жизни.

Физиогномика

Альтернативное направление в науке, пытающееся доказать связь внешнего облика человека с его характером и душевными качествами. Физиогномика пытается «прочесть» лицо, особенности строения тела, смысл жестов, поз и общего телесного впечатления, которое производит человек, а так же определить уровень интеллекта человека исключительно по его внешнему облику и манере держаться. В восточных странах физиогномика не была отделена от медицины и начала развиваться еще до нашей эры, призывая изучать человека исходя из принципа «пяти вершин»: лба, носа, подбородка, скул. В европейской культуре наука тоже нашла поддержку, к примеру ГДЗ Физика 7 класс , Чарльз Дарвин поддерживал развитие физиогномики, считая, что благодаря изучению работы мускул индивида можно понять, каковы его основные личные склонности. На основе формы лица, волосяного покрова, расположения и форм естественных лицевых отверстий и других рельефов на лице, исходя из основ физиогномики, можно составить для себя базовый портрет внутреннего мира человека.

Современное научное сообщество в удивительные возможности физиогномики не верит, особенно после того, как были проведены исследования близнецов, которые, несмотря на внешнюю идентичность, зачастую имеют диаметрально противоположные характеры.

Фолк-хистори

Преимущественно российское направление псевдоистории, занимающееся перекраиванием исторических реалий, чаще всего с целью публикации книг массовой направленности. Альтернативная история тяготеет к беллетристике и фальсификациям при видимом сохранении научной формы. Автор произведения фолк-хистори делает вид, что открывает читателю новую историю, а на деле всего лишь подтасовывает факты и, нарушая логические связи, создает «новую историю», которая идет вразрез с доподлинно установленными событиями.

Фолк-хистори стала активно развиваться в России в годы после распада СССР, когда над историей перестала довлеть единая коммунистическая идеология. Предшественником направления считается Лев Гумилев, который, предлагая читателям свою теорию пассионарного этногенеза, тоже выдвигал весьма специфическую «авторскую» версию истории. .

Под лженаукой подразумевается широкий круг лженаук и иных ложных концепций, которые не развивают познание и не имеют таковой ценности, но стремятся занять место науки. Большинство лженаук имеют своей целью те или иные выгоды, либо это денежные средства, изымаемые от людей, либо это власть над людьми. Лжеученые, например астрологи и экстрасенсы осознают, что занимаются лженаукой, они осмысленно занимаются, вернее, имитируют научный процесс, поскольку не хотят терять легкие доходы. Именно поэтому все лженауки характеризует то, что их тезисы направлены на социальные и личностные процессы, поскольку рассчитаны на людей, а не на познание мира. Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной, где человек неосознанно приписывает себе избранность и совершенство в сравнении с животным миром, человек осознает себя центром мироздания).

Существуют различные трактовки понятия «лженаука». Здесь приводятся некоторые из них:

В. Л. Гинзбург, Нобелевский лауреат по физике: «Лженаука -- это всякие построения, научные гипотезы и так далее, которые противоречат твёрдо установленным научным фактам. Я могу это проиллюстрировать на примере. Вот, например, природа теплоты. Мы сейчас знаем, что теплота -- это мера хаотического движения молекул. Но это когда-то не было известно. И были другие теории, в том числе теория теплорода, состоящая в том, что есть какая-то жидкость, которая переливается и переносит тепло. И тогда это не было лженаукой, вот что я хочу подчеркнуть. Но если сейчас к вам придёт человек с теорией теплорода, то это невежда или жулик. Лженаука -- это то, что заведомо неверно».

В.Л. Гинсбург обращает внимание на то, что даже неортодоксальные с точки зрения большинства ученых, теории и идеи, неверность которых не доказана, нельзя считать антинаукой.

Б. И. Пружинин, д. филос. наук, главный редактор журнала «Вопросы философии»: Деятельность, претендующая на статус научной, может быть квалифицирована как псевдонаучная лишь тогда, когда появляются серьезные основания полагать, что действительные цели этой деятельности не совпадают с целями науки, что она вообще лежит вне задач объективного познания и лишь имитирует их решение.

В. А. Кувакин, д. филос. наук: Лженаука -- это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.

Лженаука часто называется своими сторонниками «альтернативной» («народной») наукой. Как указывают исследователи, социокультурный исток популярности (и, соответственно, причина идеологической поддержки) лженауки в том, что «она реализует соблазн простых решений, обслуживает социальный запрос на общедоступную, понятную массам и не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку „непрозрачных“ явлений природы и культуры».

Опасность лженауки кроется в том, что она стремится уравняться или занять место науки, в этом случае доверие им со стороны общественности будет неограниченно, а мошенничество лженауки будет максимально эффективным. Опасность лженауки ещё и в том, что она разрушает прочный фундамент доказуемости наук, внося лживые знания и нарушая понимание реальности. Лженаука проникает в доверие людей тогда, когда людям трудно понять или принять научные истины, когда наука имеет ограничение развития, и когда наука отрицает что-либо, в этом случае лженаука занимает эту вакансию в сознании этих людей, и позволяет легко понимать мир через сверхъестественное, дает людям «знания», которые легче принимаются (об исключительности людей и Земли во вселенной). Лженаука, основываясь на вымысле, «легко» объясняет и «делает» то, чего наука не может, например, лечить рак, и конечно лженаука ничего не отрицает того, что не отрицают простые люди, лженаука не отрицает Дарвинизм, существование души и прочего.

Лженаука нередко ставит себе целью достижение немедленного практически полезного результата, однако лженаука имитирует истинные научные знания.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются:

  • 1. Игнорирование или искажение научных фактов
  • 2. Нефальсифицируемость, то есть принципиальная невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), результат которого мог бы опровергнуть данную теорию.
  • 3. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению».
  • 4. Использование в основе не подтверждённые данные
  • 5. Апелляция к средствам массовой информации (прессе, телевидению, радио, Интернет), а не к научному сообществу. Последнее проявляется в отсутствии публикаций в рецензируемых научных изданиях.
  • 6. Использование понятий, означающих феномены, не фиксируемые наукой («тонкие поля», «биополя», «энергия ауры» и так далее);
  • 7. Обещание быстрых и баснословных положительных эффектов.
  • 8. Стремление отвергнуть критику со стороны научного сообщества как заведомо предвзятую.

Таким образом, лженаука представлена как деятельность или учение, осознанно или неосознанно имитирующие науку, но по сути таковыми не являющиеся.

Тут нужно понимать, что лженаука подразумевает целенаправленное искажение логики, введение в заблуждение. Ну или это искажение может быть следствием психической болезни. Для нормальных ученых вполне естественно фантазировать, выдумывать гипотезы и ошибаться. Но сама система научного мира подразумевает обсуждение, предоставление доказательств, публикации в рецензируемых журналах, конференции. Автор научной теории будет только рад обсудить ее, получить вопросы и убедиться в том, что он сам действительно докопался до истины. А лжеученый будет сводить все наезды к конспирологии, заговору научного сообщества, контролируемого рептилоидами, и, как тут уже написали, избегать специалистов и обращаться к широкой публике, собирать вокруг себя адептов, не замечающих противоречий и нестыковок.

Явный признак лженаучных теорий - они нацелены на обывателя. Их главной задачей является не развитие самой науки, а работа на публику и создание имиджа (обычно с целью заработать денег). Незнающему человеку тяжело отличить правду от неправды, поэтому даже полную чушь можно обернуть в «научные термины» и преподнести как научную теорию. Настоящим учёным на такие вещи всё равно, они занимаются своим делом не ради одобрения от дворника Васи Пупкина.

Главное - не путать лженауку и популяризацию настоящей науки. Объяснить сложную вещь просто и понятно - это популяризация. Выставить глупость, чтобы она выглядела заумно и научно - это лженаука.

Иногда очень просто, а ингода совсем нет. В любом случае, смотреть надо на то, как теория доказывается. На сегодняшний момент основным и единственным критерием научности является способ доказательства: все утверждения в науке доказываются от противного, и любая теория живёт ровно до того момента, когда ей найдётся опровержение. Конкретнее, формулируется альтернативная гипотеза/объяснение (иногда, несколько) и приводятся доказательства, почему она не состоятельно.

Каким-то наукам в этом повезло больше: там можно ставить эксперименты и поэтому нету никакой разницы между отвержением альтернативной гипотезы и доказательством основной. Например, так дело обстоит в физике: подбросили 1000 раз яблоко - оно упало 1000 раз, значит, есть закон притяжения; подбросили 1000 раз яблоко со скоростью 8км/с - оно вышло на орбиту 1000 раз, значит, 8 км/с - это первая космическая.

Сложнее дела становятся, когда ставить эксперименты становится тяжело или совсем невозможно. Например, в медицине ставить эксперименты очень сложно, так как во-первых, есть риски, а во-вторых, крайне сложно митигировать воздействия прочих факторов. Это в физике можно тысячу одинаковых шариков подбросить или тысячу "одинаковых" частиц разогнать в коллайдере, а в жизни 1000 абсолютно одинаковых человек не найдёшь, а уж о том, чтобы они делали одно и то же во время эксперимента (ели одну еду, вставали в одно и то же время, занимались спортом одинаковое время и тд.), и думать не приходится. Иногда эксперименты не возможны в медицине: не заставишь же 1000 человек курить по полпачки в день, если задача - исследовать последствия курения. Когда эксперименты становятся сложными и/или невозможными, необходимо постоянно проверять, нет ли иных объяснений наблюдаемому явлению, и тестировать эти альтернативы. К примеру, не может ли быть так, что курильщики умирают раньше, не из-за курения, а из-за того, что они чаще едят жирную пищу, пьют алкоголь, и вообще, ведут менее здоровый образ жизни, чем некурящие? Если негативный эффект курения сохраняется даже, если мы сравниваем людей, ведущих одинакого здоровый образ жизни, то данная альтернатива отвергается. Перебрав и отвергнув все альтернативные гипотезы, можно говорить о состоятельности исходного утверждения.

Совсем беда становится, когда речь заходит об общественных науках, таких как экономика и социология. В таких науках альтернативных гипотез может быть великое множество, а тем, кто додумывается до новых альтернативных гипотез, которые раньше никто не проверял, достаются уважение и почёт. Развитие методологии, позволяющей отсекать сразу множество альтернативных объяснений (в том числе, и тех, что мы не осознаём), занимает весьма существенный пласт в общуственных науках.

Ненаукам (в общемировой терминологии) или гуманитарным наукам (в российской терминологии) и повезло и не повезло, одновременно. Рассмотрим, скажем историю. История не задаётся общим для всех наук вопросом: "а что произойдёт, если?" (например, "а не сдохну ли я быстрей, если буду курить на 10 сигарет в день больше?"), и поэтому историкам повезло: отвечать на эти вопросы историки не любят и сознательно отказываются ("история не терпит сослагательного наклонения", помните?). История выясняет, имели ли место какие-то события в прошлом (возможны вариации: например, какие мотивы были у людей, что-то совершивших). И тут историкам не повезло, потому как тот или иной набор исторических артефактов и документов могли появиться в следствии различных событий. Причем, количество различных интерпретаций растёт тогда, когда вещественных свидетельств становится меньше. Поэтому в исторических работах (тут, конечно, историки бы лучше объяснили) можно обратить внимание на следующие пару вещей. Все ли историчесские свидетельства (артефакты, документы, свидетельства очевидцев) упомянуты? Если нет, то высок риски, что автор пытается притянуть факты под своё утверждение, намеренно игнорируя часть информации. Перечисляются ли альтернативные объяснения? Причём конкретней - лучше. Такая фраза, как "официальная наука" - это очень плохой знак (какое именно, простите, альтернативное утверждение вы пытаетесь отвергнуть?). Действительно ли альтернативные гипотезы отвергаются? Например, фраза "если заявления официльной науки верны, то мы никак не можем наблюдать явление А" - это не опровержение; опровержение - это "если заявления официльной науки верны, то мы должны обозревать явление Б, потому что БЛАБЛАБЛА, а на самом деле, обозреваем явление А".

Для начала, если подымается такой вопрос, допустим что "поймать" на ошибках, логических противоречиях, несогласованности (в т.ч. и с остальными теориями) у вас не получилось.

Львиная доля фричества и всяких шарлатанов обычно можно отсечь критерием фальсифицируемости (или критерием Поппера) , но объяснять как им пользоваться в рамках этого ответа было бы напряжно и долго, потому если действительно интересно, предлагаю погуглить. (Хоть и сам понимаю как не хорошо взявшись отвечать на вопрос отправлять гуглить)

Так же если взять во внимания, с какими целями распространяется всякая лженаучная муть, можно отметить ряд косвенных признаков, которыми она себя выдает и которые совсем не свойственны науке. Это позволяет сделать некоторые на основании того "как подается" теория, а не по самой сути. (если достаточн ознаний чтоб разобратся по сути - ниже перечисленное и не нужно)

1) Как правило всякие фрики обращаются не к научному сообществу, а к "почтеннейшей публике". Тогда как ученые всегда стремятся убедить в своей правоте только других ученых, и "поддержка болельщиков" им не нужна. В общем, если есть сомнения и вы видете что текст обращен не к ученым, а к народу - это повод еще больше усомнится.

2) Почти всегда всякое антинаучное графоманство и теории подаются с использованием разных полемических приемов, так называемых "правил демагога" , подключая ораторское мастерство. Реальные научные исследования сухи, написаны четким научным языком, которому свойственны не только использование терминов, но своеобразный способ изложения информации.

Например, очень часто после изложения разных фактов, среди которых могут быть и реальные факты, предлагается составить собственное мнение. Такая завуалированная лесть, мол, намекает,что вы уже обладаете достаточными знаниями для того, чтобы дойти до нужного автору вывода.

3) часто заметно слишком вольное обращение с устоявшимися терминами. Которым, не редко, "лжеученый" и определение дать не может либо контекст использования термина противоречит определению.

4) Без теории заговора, всяких там мировых закулис не получится объяснить, почему это все остальные ученые заблуждаются. Так же использование словосочетаний "консервативная наука" , "официальная наука" и тому подобных не внушает доверия. В науке просто некому вырабатывать «официальное» мнение, и, тем более, навязывать его. Учёные живут в разных, враждующих друг с другом государствах, работают на то и дело сменяющиеся правительства или на коммерческие организации, исповедуют (в тех случаях, когда исповедуют) все существующие религии, включая джедаизм, придерживаются различных политических взглядов. Научное сообщество вообще лишено солидарности, а напротив, проникнуто духом соперничества, как в личном, так и в национальном зачётах. Это совершенно неподходящая среда для «мирового заговора». Только с улыбкой можно читать о неких «запретных» открытиях, несущих угрозу устоявшимся представлениям и потому скрываемых от общественности. (Правда 1 исключение из этого правила все же было - врач, который пытался убедить коллег что следует мыть руки перед родами, особенно после того как этими руками в морге во всяких внутренностях ковырялись, оказался таки чертовски прав, хоть и попал за это в психушку. Но он 1 такой, и методы науки с тех пор серьезно изменились. Да и, опять же, убедить он хотел других врачей, а не случайных людей, общество)

4) Подмена доказательств теории критикой другой (так называемой "официальной") теории. Если есть подобное противопоставление это плохой признак. (хотя как посмотреть - подсказывает,что дальше можно не читать).

5) избирательность к фактам. Выбираются только те, которые не может (или якобы не может) объяснить наука / другая теория и которые в 2 счета объясняются этой теорией. Кроме того, в науке неспособность теории объяснить факт, может говорить и о неполноте или ограниченности условий применения теории, кроме возможной ошибочности. В лженауке обычно все однозначно.

6) научная теория изучаемые явления объясняет в уже известных понятиях таким образом, чтоб эти объяснения имели хоть какую-то "предсказательную силу" , чтоб из этого объяснения мы узнали хоть что-то новое, а не объяснили 1 неизвестное 2-м неизвестным.

7) ссылки на авторитет. Правда некоторых гуманитарных наук это пока еще не касается, к сожалению. В реальных научных работах, как правило, не ссылаются на авторитет. Не важно что сказал Эйнштейн или академик Вася. Важно что они доказали. При этом, если доказал, не важно академик ли вообще. Конечно, указание автора цитаты, ссылки на источники, в научной работе обязательны, но это меры против плагиата а ссылка на авторитет это "раз это сказал академик Вася, значит это правда"

Мда, многовато вышло "букв", не лаконично, и все равно мало.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов.

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление науч­ного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответству­ют специфические формы знания. Различают также формы зна­ния, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание - это процесс получения объективного, истин­ного знания, направленного на отражение закономерностей дей­ствительности. Научное познание имеет троякую задачу и связа­но с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явле­ний действительности.

Когда разграничивают научное, основанное на рациональнос­ти, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не явля­ется чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в опреде­ленных интеллектуальных сообществах, в соответствии с други­ми (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники ипонятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признава­емого в качестве научного, например, астрология старше астроно­мии, алхимиястарше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Выделяют следующие формы вненаучного знания.

Паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности. Широкий класс паранормального знания включает в себя уче­ния о тайных природных и психических силах и отношениях, скры­вающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представи­телями паранормального знания считаются мистика и спиритизм.

Во-первых, понятие «паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название паранауки может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в нач. 20 в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Такую теорию отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира, в результате чего теоретическая интерпретация эмпирического материала строится непосредственно на основе последней.

Во-вторых, понятие «паранаука» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны также и для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и пр.). «Народные науки» обычно опираются на организмически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. «Народные науки» могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов «народной науки» приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике).

Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Иногда его связывают с патологической дея­тельностью психики творца, которого в обиходе величают «мань­яком», «сумасшедшим». В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенно­стью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лже­научные знания пятнами и вкраплениями сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное обнаруживает себя и развивается через квазинаучное.

Лженаука /8/ – это такая теоретическая конструкция (и, не исключено, соответствующая ей практика), содержание которой, как удается установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо области действительности, а ее предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован.
Между тем, все идентифицированные выше феномены объединяет одна общая черта – их претензия быть истиной и иметь статус науки.

Допускается классифицировать цели лженаук с целью более эффективного искоренения этих учений, но это деление является условным, поскольку одно и то же учение может быть направлено на любые цели в зависимости от приверженцев этих лженаук, и уровня развития этих учений.
Лженауки первого типа. Лженауки этого типа непосредственно не стремятся к выгоде. К этому типу относятся религиозные учения, бесперспективные концепции, а также многочисленные концепции разных самоучек, стремящихся к прославлению, либо люди, страдающие психическими отклонениями, которые создают «великие идеи», оказывающиеся либо близкими к бреду, либо продуктом пустых рассуждений.
Лженауки второго типа. Лженауки данного типа стремятся к получению прибыли от частных инвесторов или торговли. Получение прибыли от людей осуществляется путем предоставления мнимых услуг и товаров, не обладающих заявленными действиями обществу, получая доход от этих продаж. Лженауки этого типа направлены на создание технологий промышленного применения или учений, которые могут заинтересовать распорядителей фондов и частных инвесторов. Также к этому типу относятся научные фальсификации, которые появляются в рамках официальной науки, в виде различных учений, чаще в актуальных направлениях, они рассчитаны на получение выгоды от грантов или иного финансирования «научной деятельности».
Лженауки третьего типа – организованные (наиболее опасные и влиятельные). Лженауки этого типа направлены на получение особо крупной прибыли от государственных фондов, крупных, частных инвесторов и иностранного финансирования. Лженауки этого типа стремятся к влиянию на власть и науку сверху, через высшую структуру власти (правительство, министры) или науки (академии, академики). Лженауки этого типа организованы в институты и академии, обладают устойчивым финансированием и влиянием в политике государства. В этой форме лженаука переходит в квазинауку.

Квазинаучное знание ищет себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «три­умфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в советской геологии 50-х гг., шельмование кибернетики и т.п.

Квазинаука /7/ – это область такого знания, в котором в разной степени и пропорции содержатся ложные и, возможно, истинные утверждения и которая может содержать утверждения как фактуального, так и сфальсифицированного характера.

Квазинаука, почти не встречая сопротивления, тем более организованного, активно проникает в науку, захватывает всё новые плацдармы, неограниченно расширяет свою сферу и отвлекает на себя значительные финансовые средства. В общественное мнение активно внедряется мысль о том, что многие исследования, являющиеся откровенно квазинаучными, должны считаться научными.

Необоснованное расширение обществом и государством сферы научной деятельности включением в неё квазинаучных направлений и областей, не имеющих к науке никакого отношения, девальвирует в глазах широкой общественности звание учёного и дискредитирует саму науку. Складывается впечатление об упадке, и даже деградации науки, что, конечно же, далеко от истины.

Главная опасность квазинауки состоит в том, что она уже давно стала частью официально признанной науки. Многие исследования, проводимые сегодня в педагогике, психологии, социологии, экономике и даже в технических науках, можно смело отнести к квазинауке. Уже трудно сказать, чего в педагогике, психологии, социологии и экономике больше - науки или квазинауки.

Помимо уже сказанного о квазинауке можно отметить ещё одну её особенность: квазинаука - это зачастую имитация науки, подделка под неё.

Признаки квазинауки: поточное производство, эклектика (эклектика - хаотический способ изложения сведений о предмете без их отбора и систематизации), схоластика, невысокое качество и низкий теоретико-методологический уровень.

На примере педагогики. «О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам».

«...складывается некоторая удручающая "мода" на определенный стереотип названий, которые идут подчас обильным потоком. Очень часто, например, в темах работ по педагогическим наукам употребляется слово "основы" - "педагогические основы" чего-либо, "методические основы", "теоретико-методологические основы" и пр. (в 74 из 219 докторских диссертаций, защищенных и утвержденных в 2000 г.).

Если так много различных «основ», то как их можно считать таковыми?

Производство "основ" не может быть поточным. Если это действительно основы, то их не может быть слишком много по определению».

«...нередко известные вещи переобозначаются новыми "тарабарскими" словами. Вместо "методы", "средства" появляются "технологии", "многомерный инструментарий педагога" и пр. При переводе подобных формулировок "с русского на русский" становится очевидной их банальность по существу».

«Статистическое оценивание, вычерчивание разного рода компьютерных диаграмм - необязательная принадлежность работ по психологии и педагогике. Они иной раз могут играть роль разве что неких "бантиков", создающих видимость научности».

К квазинауке можно также отнести давление власти на науку. Власть заменяет логику (запрет в СССР генетики и кибернетики). (семинар)

Антинаучное знание как утопичное и сознательно искажаю­щее представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования проти­воположны науке. Это как бы подход с «противоположным зна­ком». С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней».Особый интерес и тяга к антинауке возникает в периоды социальной не­стабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, прин­ципиального избавления от антинауки произойти не может.

Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном че­ловеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

Еще на ранних этапах человеческой истории существовало обыденно-практическое знание , доставлявшее элементарные сведе­ния о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, разрозненный, не­систематический характер, представляющий собой простой набор сведений.

7 Можно ли измерить квазинауку? A.M. Галъмак О квазинауке вообще

8 Рефератпо философии науки и техникина тему: «Лженаука и Квазинаука» http://www.masters.donntu.edu.ua/2011/fknt/bazhanova/library/filos.htm