Морской бой миссури. Линкор «Миссури» - последний линкор XX столетия. Призеры конкурса подводной фотографии

Прежде чем наконец-то он был выведен из эксплуатации в 1992 году, корабль получил три звезды за сражения во Второй Мировой Войне, пять на Корейской войне, а также несколько почетных грамот и медалей за войны в Персидском заливе. И на протяжении всей долгой службы могучего линкора, военный корабль был едва поцарапан.

Заложенный в январе 1941 года, Миссури был последним линкором класса Айова.

Маргарет Трумэн спускает на воду Миссури с тогдашним сенатором Трумэном на заднем плане в Нью-Йоркском военно-морском доке в январе 1944 года.

Как линкор класса Айова, Миссури был вооружен девятью огромными 16-дюймовыми пушками, 20 — пятидюймовыми пушками, 80 40-мм зенитными пушками и 49-мм зенитными пушками.

Американский линкор «Миссури» стреляет залпом из передней орудийной башни в августе 1944

На самом деле, залп его орудий был настолько мощным, что взрывное давление толкало воду, создавая иллюзию, что корабль движется в боковом направлении.

Военный корабль был также невероятно быстрым, с максимальной скоростью 33 узла, или около 38 миль в час.

Во время Второй мировой войны Миссури поддержал высадку десанта на Иводзиме, бомбардировкой Окинавы и острова Хоккайдо, и многое другое.

Американский линкор «Миссури» стреляет своими пушками во время ночных перестрелок в августе 1944 года.

В апреле 1945 года японский пилот-камикадзе уклонился от зенитных орудий «Миссури» и упал у борта под главной палубой. Но взрыв нанес незначительный урон.

На самом деле, всего через несколько месяцев в сентябре 1945 года, Вторая мировая война официально завершилась на палубе линкора «Миссури», где документы о капитуляции были подписаны союзниками и японцами в Токийском заливе.

Генерал армии Дуглас Макартур подписывает документ о капитуляции на американском линкоре «Миссури» в сентябре 1945.

Подписание акта о капитуляции Японии на борту линкора Миссури.

Американский линкор «Миссури» отплыл по Средиземному морю в 1946 году для демонстрации силы против Советского Союза. Четыре года спустя, в сентябре 1950 года, линкор присоединился к миссиям в рамках Корейской войны.

Могучий МО стреляет залпом из 16-дюймовых снарядов по Чонджину, Северная Корея, в попытке перерезать вражеские коммуникации в октябре 1950 года.

Однако в феврале 1955 линкор «Миссури»был выведен из эксплуатации.

Но в 1986 году, когда холодная война все еще шла полным ходом, линкор «Миссури» был возвращен к жизни в рамках новой стратегии Военно-Морского Флота США, которая предполагала наращивание военно-морских групп в советских водах в случае будущего конфликта.

Большие портовые буксиры помогают линкору Миссури зайти в порт Сан-Франциско в 1986 году.

Военно-морской флот также модернизировал линкор «Миссури» в рамках своего повторного ввода в эксплуатацию, удалив некоторые из пятидюймовых пушек и установив крылатые ракеты Гарпун и Томагавк.

И это новое оружие было применено во время войны в Персидском заливе, где линкор «Миссури» выпустил по иракским целям не менее 28 крылатых ракет, а также несколько сотен 16-дюймовых снарядов.

В январе 1991 года «Миссури» выпустил в иракскую цель крылатую ракету «Томагавк».

На самом деле, линкор «Миссури» могли уничтожить в феврале 1991 года, когда он вел огонь в поддержку высадки десанта на Кувейтском берегу. Громкие 16-дюймовые пушки Миссури, по-видимому, привлекли внимание противника, и иракцы выпустили ракету HY-2 по кораблю.

В 1992 году американский линкор «Миссури» был выведен из эксплуатации во второй и последний раз. Он был исключен из списка военно-морских резервов в 1995 году и переехал в Перл-Харбор как музейно-мемориальный корабль в 1998 году.

Posts from This Journal by “морская душа” Tag

  • Верхом на королеве

    На «Королеве Мэри» с легкой руки Марлен Дитрих плавал весь Голливуд. В войну же этот роскошный лайнер был «серым…


  • Призеры конкурса подводной фотографии

    Призеры конкурса подводной фотографии Победители очень крутого фотоконкурса Nature"s Best Photography Windland Smith Rice International Awards…

  • Кем был адмирал Бенбоу на самом деле

    Капитан Флинт, чье имя фигурирует в известном приключенческом романе, никогда не существовал. Автор его попросту выдумал, создав героя на манер…

  • Тауматихты - странный существа морских глубин

    Тот, кому пришло в голову назвать это морское чудовище именем Акселя Кристиана Георга, принца датского и исландского (умершего, кстати, совсем…

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.

Добрались. «Миссури» был целью поездки и я подошел к вопросу максимально ответственно. Немного жаль, что местная контора подумала, что на месте все будет срощено автоматически и вопросом не занималась. В то время, как они были нужны только для того чтобы мы гарантированно посетили все что хотим на корабле. Гад блесс, излишня самоуверенность местных обернулась только небольшой спешкой и мелкой нервозностью, в то время, как хочется просто отдыхать а не решать появляющиеся проблемы. Но «все счета оплачены» — местные меня в итоге удовлетворили:)

«Дьявол нервно постукивал хвостом по ковру» Г.Каттнер. Это про меня. После завтрака вышли на 10 минут раньше и стали ждать провожатого, который должен был уже приехать с билетами, подхватить нас и доставить на место хаджа. Долго думать про «ну если не приедет...» я не успел — авто приехало практически вовремя.

В скорости уже можно было наблюдать приятные сердцу дорожные указатели.

«Миссури» стоит на острове Форда (Ford Island) — это территория действующей военно морской базы и просто так туда люди «на смелом» не заезжают. Туда ходит свой специальный автобус, досматриваемый военными. Все оформляется на этой стороне моста — там покупаются билеты на все интересующие места. Из мест там сам линкор «Миссури», Pacific Aviation Museum, мемориал «Аризона», подводная лодка "Bowfin"и менее выпуклые остановки.

На «Миссури существует 2 типа билетов — одни «для всех» и другие «Battle Stations Tour». Первое — для не интересующихся самим кораблем, второе включает посещение башни главного калибра и всех основных помещений. С гидом. Соответственно по 20 и по 40 долларов. Те, что по 40 продаются уже на о.Форд на входе на сам корабль и в общих кассах недоступны. Ладно, купили билетов общего плана.

Шатл до острова ходит каждые 20-25 минут. Ходит он покругу и таким образом, что ездить надо на нем только по порядку следования мест. Первая остановка — «Миссури», потом «Pacific Aviation Museum». Т.е. если сначала захотеть идти в музей авиации, то придется еще раз съездить на «материковую» часть по мосту и ехать обратно, если в планах еще есть «Миссури».

На входе в кассы досматривают и разворачивают тех, кто пришел с сумками, рюкзаками и кофрами для фотиков. Я про это все начитался месяц назад и с собой имел только голый фотик. Это все против террористов. Спорить не получится — в лучшем случае есть платные локеры для «оставить сумку».

2 поколения ракет Polaris A1 и A3

Еще есть подводная лодка USS Bowfin, которую мы вполне осознанно обошли вниманием.

Погрузились на автобус и поехали в сторону моста на Ford Island. Водитель сразу предупредил что надо показывать ID и строго забаранено фотографировать на мосту. Так и вышло — через пару минут автобус останавливается на КПП — на борт поднимается служивый и просматривает ID. Я показал японскую визу — его устроило. При этом второй служивый с большим помповым ружьем занимают позицию прямо перед лобовым стеклом. Терроры негодуют. Но ехать не долго.

Проезжаем домики военных.

Добрались. USS Missouri BB-63. Местные называют «Мизури».
Флаги, коробки для картузов.

Разве что вот так можно увидеть. Сростил наскоро. Немного огорчает что с борта его полностью не увидеть со стороны причала - там всякие кассы и прочие сортиры. Совершенно напрасно по моему.

По углам расставлены 406 мм снаряды.

Большой.

Гарпуны летят почти.

Но с земли много не увидишь. Надо подниматься повыше.

С лесенки на наборт. На тур, который для психов - «Battle stations Tour» - мы припозднились на минуту - люди уже залезли в башню и служивый им начал рассказывать историю корабля. Историей в его изложении я интересовался мало и предпочел потрогать мощи.

Вход в башню нетривиально сделан сзади-снизу. В консольной части зада башни которая торчит за барбет.

Башня имеет первое отделение в котором трудились офицеры и те кто может думать служивый.
Коробка справа/в глубине — компьютер для управления стрельбой. Механический. Учитывал скорость движения, дальность до цели, скорость и направление ветра. За герметичными дверками трудились уже люди оперировавшие заряжением.

Соединение броневых листов по крыше.

Задняя стенка башни.

Служивый изобиловал военными шутками, по военному строго расспросил что «у меня есть информация, что вам необходимо прибыть на мемориал «Аризона» — когда вас лучше отпустить? Совсем не понял чо к чему и сказал что «Аризона» у нас в 3 — а там посмотрим. Манера общения по типу как на военной кафедре — «Если часовой слышит лай караульной собаки, он должен немедленно продублировать голосом» — и ждать реакции аудитории на свою чоткую шутку. Впрочем, он видимо служил кем то старшим именно на этом корабле и знал буквально все — что в башне, что в отсеке со всякими «турбозубчатыми агрегатами».

В башне как на Ворошиловской батарее все же были женщины той же степени приближенности к флоту и боевым кораблям. С той разницей, что там они спрашивали «распадется ли пуля в стволе», а тут они спрашивали «неужели тут люди трудились — тут же жарко и опасно?». Зачем такие люди ходят на премиальные специфичные экскурсии не понимаю. Только отнимают кучу времени.

Компьютер поближе.

Тут обладавшие интеллектом все что надо рассчитывали.
Серый ящик с крутилками наверху — «найнтин сенчери лэптоп» служивый.

Потом жали на курок. «Молодой человек — порошу вас взять вон то — да вон то устройство» .
Служивый рассказал, что непосредственно из башни на триггер жали очень не часто — на корабле есть специализированный пункт управления стрельбой — на кнопки нажимали там. Из башни оперировали только когда неполадки/повреждения имеют место или «на верочку» что что то прям надо делать — а времени с постом связываться нет.

Покрутил в руках.

Через закрытую дверь можно снять правый ствол и лифт. Видно хреново.

Но что то уже можно разглядеть.

Но пока служивый отвечает очередной тетеньке, можно приоткрыть дверь и выхватить хотя бы лифт.

Хотя удается залезть в одну из открытых дверей с левым стволом и снять панорамно всю эту келью.

И пока там женщины грузят вопросами можно залезть до самого переда.
Дальняя стена уже лоб башни, полагаю. Дальше разве что ползти.

На обратном пути казенную часть поближе можно снять.

Телефоны — чтобы изолированные связывались с офицером в первом отсеке.

И на выход.

Между второй башней и надстройкой.

Оглядываемся на нос.

Смотрим вверх. Там видно награды и Фаланкс.

Поднимаемся выше с целью посещать боевую рубку. 127 мм.

Заходим.

Там запускают «Томагавки »

Рабочие места.

Рабочие места.

«Гарпуны» там тоже запускают. Только пульт чистить надо.

Руководят комплексно.

Президентское кресло.

Экраны подсвечиваются.

Нам дальще.

Карты есть.

По всему кораблю есть указатели — где ты сейчас находишься. Цифры включают в себя номер палубы, положение лево/право/центр, номер переборки/шпангоута и обозначение подразделения.

Навигаторам полагались свои каски. Походит на анутраж из звездных воин немного.

Тут они и трудились.


Navigation Bridge. Двери впечатляют. Служивый сказал что расчитано на попадание снаряда «Ямато», «Мусаси».
Сложно про это говорить. Ощущений от попадания не представить, даже если не «пробьет».

Амбразуры — смотреть из Navigation Bridge сквозь полметра стали.

Обходим мостик кругом. Вторая дверка.

В переходах смотрим на верх.

Ходим по надстройке.

Обходим 127 мм.

Томагавки стреляли в боевых условиях.

Какая то антена, томагавки, фаланкс и труба.

Еще немного по палубе.

Спускаяемся ниже — там коридоры в которых не видно конца.

Там всякие трубопроводы. Все в асбесте.

И снова коридоры.

Тут спали матросы. 40 см. между койками.

Еще ниже.

Еще ниже. Там Enginering Dev. 9 дюймов броневой палубы и суровый люк.

Там опять коридоры. Налево.

Направо.

Еще компьютер и триггеры по количеству стволов.

Интерфейс. Или дисплей.

Переходим к дивигателям.

Недалеко от бродвея.

Машинное отделение.

Там все как положено.

Еще что то из управления.

Пара тут хватало. Существовала шутка про то что душа тем кто тут трудится не надо было.

Агрегаты.

И наверх.

Походили вокруг кормовой башни.

Мемориал «Аризона » прямо по курсу. Близкие успели походить другим маршрутом.

Тут подписывали капитуляцию Японии.

Кухонные дела.

Меню у моряков ок. Вроде как Труман с супругой откушивали — поэтому раздача так и называется.

Рад, что удалось побывать на тяжелом артеллирийском корабле. Таких больше не делают, за ним есть много истории и я никогда не думал что получится потрогать казенную часть орудия 406 мм. На «Аризону мы сегодня не успеваем, но договариваемся посещать ее перед отлетом на Big Island — принимающая сторона не дала своему профессионализму упасть в наших глазах:)

Поехали обратно, помучали по пути принимающую сторону про заведение «пристойно поесть». Пристойно в нашем понимании было либо по-местному, либо «свежей рыбы» — с которой у нас ассоциировались Гаваи. На удивление, местный сказал, что рыбы на Гаваях практически нет (может в их понимании нет) и почти все привозят. Но вспомнил про 2 портовые забегаловки в которых можно быстро и аутентично похожего поесть. Называются «Nikos» и «Uncles’s».

В «дядюшкиной» подавали фреш кэтч рыбу. Мы заехали уже часа в 3 — из того что утром выловили осталась рыба-меч (swordfish) и тунец (Ahi). Взяли и того и того. Можно выбрать с чем ее подавать — как и везде там — зеленый салат — салат с макаронами и картохой и рис, который идет ко всему по умолчанию. Подают в одноразовых контейнерах, запивать предлагают местным пивом.

Мой ломоть рыбы-меча с макаронным салатиком.


Тунец Ahi с зеленым салатом. Тунца они жарили в стиле cajun — обваливают в специях и жарят.
На удивление, тунец, котрый обычно в виде стейков сухой и не очень тут был зачотен.
Да и вобще — ни разовая посуда, ни пластиковые столы в портовой забегаловке ничем не обидели — где нибудб в центре Гонолулу за скатертями, рядами бокалов и прочими виными картами такой стейк стоил бы баксов 50 и совсем не факт что доставил бы больше радости.

Погуляли вдоль пирсов. Там мелкое рыбачье.

И большое коммерческое. Местные говрят, что на Гавай практически все привозят. Вплоть до того что если корабли не придут — запасов всего тут будет на неделю две.

Поскольку хотелось еще и местного, то все таик пошьли во вторую забегаловку с вполне определнной целью — есть «poke». «Поке» на самом деле отдаленная вариация сашими. Сырая рыба — в основном тунец, в специях, с перцем, с соевым соусом по вкусу. Поке делают из всего что у них там плавает — из свежего, но тунец — единственная вариация, которая мне может нравиться. Это было в «Nikos». Или наоборот, они там рядом.

Забыи сфотать, но смысл понятен — куски тунечика в специях. На соломе из редиски.
Ничо поражающего, но пробовать надо.


И до дома — купаться и всячески отдыхать. В магазине рядом с гостиницей замучали просьбой показывать ID на напитки — вопросы по типу «вы мне не льстите в плане возраста?» они совсем не понимают. Очень очень строго все! Покупали шнапса — гуляли выпивали под какими то пальмами.

Линейный корабль «Миссури»

В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно сбалансированный проект. Первый корабль серии, «Айову», заложили в июне 1940 г., а третий, получивший название «Миссури» (BB-63 «Missouri»), 6 января 1941 г. на верфи в Нью-Йорке. На воду его спустили 29 января 1944 г., а в июне того же года передали флоту.

Корабль имел следующие характеристики: стандартное водоизмещение – 48 425 т, полное – 57 540 т, наибольшая длина – 270,43 м, ширина – 32,97 м, осадка – 11,03 м. Четыре турбозубчатых агрегата фирмы «Вестингауз» общей мощностью 212 000 л.с. позволяли развить скорость 33 узла, а запас топлива обеспечивал дальность плавания экономическим ходом 15 000 миль. Максимальная толщина бортовой брони достигала 330 мм, главная палуба имела толщину 152 мм, верхняя – 37 мм, противоосколочная – 16 мм, башни главного калибра защищала 496 мм броня. Вооружение состояло из девяти 406 мм орудий в трех трехорудийных башнях, 20 127 мм пушек в 10 двухорудийных установках, 20 ? 4 40 мм и 49 ? 1 20 мм зенитных автоматов. Также имелись две катапульты и три гидросамолета. Экипаж насчитывал почти 2000 человек.

После вступления в строй на линкоре начался цикл боевой подготовки, продолжавшийся до осени. В ноябре «Миссури» перешел на Тихий океан, но до середины декабря оставался в Сан-Франциско. Лишь 14 го числа, после выполнения ряда работ и дооборудования, он взял курс на запад и в середине январе 1945 г. прибыл на атолл Улити, ставший к тому времени важнейшей американской базой. Почти сразу же линкор стал флагманом вице-адмирала М. Митшера, командовавшего одним из оперативных соединений.

«Миссури»

В феврале «Миссури» вместе с другими линейными кораблями участвовал в прикрытии авианосного соединения, отправленного к берегам Японии. Американские летчики нанесли противнику большой урон, а силам прикрытия в бой вступать не пришлось. 406 мм орудия «Миссури» впервые отрыли огонь по противнику 19 февраля, когда соединение подошло к острову Иводзима. Их целями стали японские позиции на острове. В эти же сутки зенитчики «Миссури» сбили первый японский самолет. Затем авианосное соединение вновь отправилось к берегам Японии, а после налетов на Токио его самолеты атаковали объекты на Окинаве. В начале марта корабли вернулись на Улити.

Новый рейд к берегам Японии и Окинавы начался в середине месяца. На сей раз японская авиация нанесла ответный удар, массово применяя самолеты, пилотируемые смертниками. Четыре авианосца получили серьезные повреждения 18 и 19 марта, а зенитчики «Миссури» за эти дни сбили четыре самолета. 24 го числа американские линкоры обстреляли из орудий главного калибра позиции врага на Окинаве, при этом «Миссури» выпустил несколько сотен 406 мм снарядов.

Высадка американцев на Окинаву началась 1 апреля 1945 г. На острове находился сильный гарнизон, а с воздуха японцев поддерживала авиация, основную силу которой составляли смертники-камикадзе. 11 апреля один из них атаковал «Миссури»: истребитель «Зеро» на небольшой высоте преодолел противовоздушную оборону и, невзирая на огонь зенитных орудий, ударил линкор в борт ниже главной палубы. При этом горящее топливо попало на верхнюю палубу «Миссури». Американцы потерь не понесли, начавшийся пожар быстро потушили, а слегка поврежденную установку 127 мм орудий быстро ввели в строй; на память от этого удара остался след на борту. Командир корабля кэптен У.М. Каллахан приказал похоронить останки японского летчика в море с воинскими почестями.

Спустя пять дней корабль вновь был атакован камикадзе, и вновь отделался легко: самолет упал непосредственно за кормой, лишь его крыло вывело из строя кран на палубе. Вечером 17 апреля радиолокатор линкора засек неизвестную цель, к которой немедленно направились самолеты и эсминцы. Им удалось потопить пытавшуюся выйти в атаку японскую субмарину I-56. У берегов Окинавы «Миссури» действовал до 5 мая, неоднократно обстреливая позиции противника на острове, а также отражая воздушные атаки – зенитчики сбили не менее пяти самолетов, а еще несколько удалось уничтожить совместно с другими кораблями.

В мае на линкоре поднял свой флаг адмирал У.Ф. Хэлси. В конце мая – начале июня «Миссури» вновь участвовал в прикрытии авианосцев во время рейда к берегам Японии, а в июле успешно использовал артиллерию при обстреле различных объектов (заводов и т. д.) на японском побережье. Можно еще отметить, что в начале лета корабль попал в сильный тайфун, но отделался незначительными повреждениями.

29 августа «Миссури» вошел в Токийскую бухту, а через три дня настал «звездный час» линейного корабля. Именно на его борту утром 2 сентября 1945 г. состоялось подписание Акта о капитуляции Японии. Американцы обставили мероприятие очень торжественно: на корабле даже подняли флаг, развевавшийся над Белым домом 7 декабря 1941 г. – в день японского нападения на Пирл-Харбор. От имени Советского Союза свою подпись поставил генерал-лейтенант К.Н. Деревянко.

После войны «Миссури» участвовал в операции по отправке американских войск на родину, а затем неоднократно демонстрировал флаг в портах разных стран. В 1947 г. корабль доставил президента США Г. Трумэна из Бразилии в Норфолк. В начале 1950 г. линкор основательно сел на мель, но продолжил службу, и в сентябре того же года отправился к берегам Кореи. 15 сентября его 406 мм орудия впервые за время Корейской войны открыли огонь по берегу, в дальнейшем линкор еще не раз обстреливал различные наземные цели. В марте 1951 г. первая «командировка» завершилась, но она не стала последней. Всего за время боевых действий «Миссури» выпустил 3801 406 мм и 4379 127 мм снарядов. Корабль потерь и повреждений не имел, хотя весной 1953 г. его командир кэптен У. Эдсолл умер на мостике от инфаркта. Заслуги прославленного линкора особо отметил президент Южной Кореи Ли Сын Ман.

В феврале 1955 г. корабль вывели в резерв в Бремертоне, при этом он фактически стал музеем – за год его посещали десятки тысяч человек. Для участия во Вьетнамской войне «Миссури» в строй не вводили, однако в середине 1980 х гг. американцы решили существенно увеличить мощь своего флота. По решению президента Р. Рейгана, которого поддержал Конгресс, корабли типа «Айова» вывели из резерва и модернизировали. В частности, на них установили ракетное вооружение («Томахоки» и «Гарпуны») и автоматизированные зенитные комплексы «Вулкан-Фаланкс», предусмотрели специальные позиции для переносных зенитно-ракетных комплексов «Стингер». Появилось и самое современное радиоэлектронное оборудование, а часть 127 мм орудий и старые зенитки сняли. За счет этого численность экипажа на «Миссури» сократилась до 1515 человек. Корабль вернулся в строй 10 мая 1986 г.

Последней войной линкора стала кампания по освобождению Кувейта от иракских войск. Уже в первые дни операции «Дезерт Сторм», начавшейся 15 января 1991 г., с него было выпущено 28 крылатых ракет «Томахок». Затем настал черед 406 мм орудий, которые многократно обстреливали различные военные объекты на берегу, всего до прекращения огня в марте «Миссури» израсходовал более 750 снарядов, поразив немало целей. Ответить иракцы попытались лишь однажды, выпустив по линкору две противокорабельные ракеты, но неудачно. А единственные повреждения «ветерану» нанесли два случайно выпущенных 20 мм снаряда с одного из кораблей охранения.

В декабре того же года «Миссури» принял участие в памятных торжествах, посвященных 50 летию событий в Пирл-Харборе, корабль посетил президент США Дж. Буш-старший. В марте 1992 г. корабль вывели в резерв, спустя три года официально исключили из состава флота, а в мае 1998 г. он отправился в Пирл-Харбор, где был поставлен на вечную стоянку. После завершения ряда работ, в 1999 г. корабль-музей был открыт для посетителей.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Виктори» «Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем

Из книги автора

Четырехдечный линейный корабль «Сантиссима Тринидад» Вступив в начале 1762 г. в Семилетнюю войну в качестве союзника Франции и, соответственно, противника Британии, Испания вскоре оказалась в тяжелом положении. Никаких военных успехов испанцам добиться не удалось,

Из книги автора

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

В развитии американского морского флота важная роль отводится такому классу кораблей, как линкоры. Именно они вынесли на себе всю тяжесть морских сражений Второй мировой. Об одном из известнейших американских линкоров, а именно - линкоре "Миссури", сегодня пойдет речь.

Концепция линкора

Линкор изначально задумывался как основной корабль для несения морской службы и проведения боевых операций. Это были большие корабли, оснащенные самым большим на тот момент калибром, имели высокие боевые характеристики, усиленное бронирование и мощные двигатели. Самым совершенным типом кораблей этого класса считаются американские линкоры семейства "Айова".

Именно эти корабли сумели достичь максимальной гармонии между такими показателями, как скорость, бронирование и вооружение. Они являлись точкой в развитии класса и были последними его представителями. Было запланировано 6 кораблей, однако построили лишь 4 - "Миссури", "Нью-Джерси", "Висконсин", "Айова". Еще 2 корабля - "Иллинойс" и "Кентукки" - так и не достроили. Такая инициатива руководства ВМФ США поясняется тем, что Япония запустила в производство семейство тяжелых линкоров "Ямато". Корабли класса "Айова" и должны были противостоять им.

Боевой корабль ВМФ США Missouri (BB 63) - нелегкий путь, история, судьба

Когда вспоминаешь класс линкоров, приходит на ум несколько кораблей этого класса, которые имели историческое значение. В их числе точно будет и американский линкор "Миссури". Чертежи корабля дают возможность увидеть, что это был гладкопалубный линкор с тремя орудийными башнями и сильно развитой центральной надстройкой. Но не только боевые подвиги делают этот корабль таким важным, ведь он оказал влияние не только на ход мировой истории, но и на развитие кораблестроения. Знаменитое судно строили 4 года - с 1940 по 1944. На его постройке работали примерно 10 000 человек. При спуске на воду кораблю присвоили имя "Миссури"и номер BB 63. Сама команда впоследствии дала ему прозвище "Большой Мо". На тот момент он являлся самым большим судном, состоящим на вооружении флота США. Кроме того, он является крупнейшим боевым кораблем ВМФ США и по сей день, его рекорд так и не побит.

Линкор "Миссури" - характеристики

  • Водоизмещение (фактически - вес корабля) - 48 300 тонн.
  • Длина корпуса - 270,5 метров.
  • Ширина - 33 метра.
  • Осадка в воде - 11 метров.
  • Максимальная скорость корабля - 33 узла (61 км/ч).
  • Силовая установка - Т3А (4 штуки) мощностью 200 000 л. с..
  • Экипаж - 1851 матрос и офицер (в зависимости от задач, возложенных на корабль, это число могло меняться).

Вооружение линкора

  • Пушки калибра 406 мм - 9.
  • Пушки калибра 127 мм - 18.
  • Зенитные установки калибра 20-25 мм - более 100.
  • Противокорабельные комплексы типа "Гарпун" - 16.
  • Ракеты класса "Томагавк" - 32.
  • Зенитные установки "Фаланкс" калибра 20 мм - 4.
  • Зенитно-ракетные комплексы "Стингер" - 5.

Вооружение корабля вполне соответствовало таким впечатляющим размерам: главный калибр линкора "Миссури" - мощные 406-мм пушки, которых было по три в каждой орудийной башне. Всего таких башен было тоже три. Помимо этих орудий, корабль обладал также 127-мм пушками для поддержания постоянного огня, всего их было 18.

Еще одна особенность конструкции "Миссури" - почти абсолютная защита от всевозможных авианалетов. Более сотни 20 и 25-мм автоматических зениток превосходно отражали атаки японских камикадзе. Да и все жизненно важные отсеки - орудийные погреба, машинное отделение, борта - были надежно защищены броней, максимальная толщина которой составляла 15 см. К примеру, во время боев за остров Иводзима смертники несколько раз атаковали корабль. Линкор "Миссури" вследствие этих атак никаких серьезных повреждений не получил.

Участие во Второй мировой войне

Корабль успел принять участие в завершающем этапе Второй мировой войны. При его поддержке проводились многие десантные операции или битвы - пролив Улити, Окинава, Иводзима. Его мощные пушки эффективно подавляли японские укрепленые пункты, тем самым прикрывая наступающую пехоту. При залпах корабль сильно раскачивался, а реактивные снаряды высасывали весь воздух из орудийных башен при выстреле. Звуки от выстрела были такими, что многих моряков (несмотря на то, что они прошли специальную подготовку) пришлось госпитализировать, так как им было очень плохо.

Также корабль вошел в историю благодаря тому, что на его борту была подписана безоговорочная капитуляция Японии, и так завершилсь Вторая мировая война. Это случилось 2 сентября 1945 года.

Послевоенная жизнь линкора

После окончания боев с Японией "Миссури" еще некоторое время находился на службе. Так, в 1947 году президент Трумэн совершил на нем дипломатическое плавание, во время которого линкор пересек экватор и в конце концов причалил к берегам США. Впоследствии президент очень тепло отзывался о времени, проведенном с командой. Следует выделить и тот момент, что к матросам, которые служили на кораблях класса "Айова", всегда относились с большим уважением. Возможно, причина в том, что тяжелая работа в условиях тропической жары требовала от каждого максимума усилий.

После этого славный корабль перевели в резерв. Здесь его постигла первая неудача - в январе 1950 года проводились учения в Чесапикском заливе. Здесь "Миссури", производя маневры, сел на мель. Повреждения были серьезными - три топливные цистерны оказались пробиты камнями. Поскольку корабль был набит всевозможными боеприпасами и прочим грузом (примерно 11,7 тысяч тонн), были проведены срочные работы по его разгрузке. Первые попытки сняться с мели не увенчались успехом, но уже в феврале корабль пришвартовался в доке Норфолка, где его ремонтировали целых 5 дней.

Участие в вооруженных конфликтах конца 20 века

С началом Корейской войны "Миссури" отправился на боевой патруль в южнокорейские воды. Это единственный корабль, который прошел все три года боевых действий (1950 - 1953), не покидая пост. За это его отметил корейский президент. В 1955 году корабль снова вывели в резерв.

После этого линкор, согласно программе Министерства обороны, был законсервирован и примерно 40 лет простоял в доках. Однако к 1980 году у правительства возникла нужда в мощных и быстроходных кораблях (тогда Холодная война достигла своего апогея). В связи с этим линкоры класса "Айова", в том числе и "Миссури", были расконсервированы и капитальным образом переоснащены и модернизированы. Основной калибр, конечно же, не трогали, а добавили только актуальное стратегическое вооружение - крылатые ракеты "Томагавк", специальные противокорабельные ракеты, автоматизированные зенитные установки. Стоит отметить то, что все линкоры прекрасно сохранились, несмотря на 40 лет простоя. Впоследствии боевая группа, и линкор "Миссури" в частности, несла службу во многих конфликтах - поддерживала пехоту и наносила удары по войскам Вьетконга во время Вьетнамской войны, локализировала боевые действия во время Фолклендского конфликта.

Конец боевой службы - последняя операция

Именно с "Миссури" связан последний боевой выход в море корабля-линкора. Это случилось в 1991 году во время боевых действий в районе Персидского залива. Его пушки заговорили в последний раз, когда он оказывал помощь войскам коалиции при операции "Буря в пустыне".

Итак, 17 января 1991 года. В 1:40 с "Миссури" запускают две ракеты "Томагавк". Что примечательно, это первый опыт стрельбы ракетами с корабля подобных размеров, при этом на большую дальность - цели находились на территории Ирака и Кувейта на удалении примерно в 1400 км. Вместе с тем старые, но все еще эффективные главные орудия открыли яростный огонь по порту Ханжи на территории Саудовской Аравии. Залпы производились каждые 15 секунд. Поскольку все действия линкора - перемещение и стрельба, координировались БПЛА с воздуха, то "Миссури" не получил ни единого повреждения. Вражеские позиции накрыло море огня, ведь мощность 406-мм орудий в сочетании с современными системами наведения была поистине разрушительной. Эти залпы стали прощальным салютом и закатом века линкоров, которые вынесли на себе тяжесть многих сражений и боевых дежурств, доказав, что линкор - это эффективное и грозное оружие.

Но приближался век авианосцев, так что линкор "Миссури" завершал свою службу. В 1992 году его вывели из состава действующего флота. Перед своим "уходом в отставку" линкор совершил памятное путешествие к берегам Японии, к тому месту, где закончилась Вторая мировая. После этого он направился к родным берегам. В порту Лонг-Бич с него сняли все вооружение и важное оборудование. Сейчас он находится на пожизненной стоянке в порту Перл-Харбор на Гавайских островах и является кораблем-музеем. Он интересен не только в силу своей известности, но также и потому, что является единственным оставшимся в рабочем состоянии кораблем класса линкоров. Также он интересен и для моделистов, которые, благодаря современным технологиям, могут собрать модель линкора "Миссури" у себя дома и добавить ее в свою коллекцию боевых кораблей.

Итоги

Как мы видим, линкоры, в числе которых был и "Миссури", являлись грозным и эффективным оружием, которое не раз спасало солдат во время различных конфликтов середины и конца 20 века. Однако после Второй мировой они устарели и являлись, скорее, красивой игрушкой в руках правительства США, чем выполняли свою основную функцию.