На станции техобслуживания моторная 57 обман. Как избежать обмана в автосервисе и что делать, если вас обманывают? Фиктивная замена исправных деталей

Отдать машину на ремонт в неизвестный сервис – как в лотерею сыграть. Могут сделать быстро и качественно, а могут сломать еще больше. Как обманывают сервисмены и что сделать, чтобы не попасть впросак?

Обмануть могут в любом автосервисе. Как и в других сферах, вероятность встречи с нечестными «специалистами» возрастает при обращении в маленькие, неизвестные «конторы». Грести всех под одну гребенку нельзя: «дядя Вася» из гаражей иной раз ремонтирует качественней, чем официальный дилер, однако ехать на ремонт в первый раз все же лучше в крупные автоцентры.

Проблема поиска хорошего автосервиса, как правило, присуща начинающим автовладельцам. У людей, имеющих машину не первый год, в большинстве случаев уже есть «свои» места и специалисты. Поэтому, собираясь совершить визит в конкретную автомастерскую, постарайтесь собрать о ней как можно больше информации от знакомых и родственников.

Самой благодатной почвой для обмана в автосервисе является низкая техническая грамотность автовладельца. Профессиональный автослесарь может оценить уровень этой самой грамотности с первых слов. Поэтому крайне важно не только уметь водить автомобиль, но и иметь хотя бы общее представление о его устройстве и .

Как же могут обмануть в автосервисе?

Установка старых деталей под видом новых

Классическим видом обмана является установка (читай, продажа) старых деталей под видом новых. Как и в других сферах, в области запчастей имеются определенные технологии, способные придать вполне товарный вид поношенному элементу. Старую деталь можно отмыть, WD-40 и прочих химикатах, наконец, обработать пескоструем.

Поношенные запчасти появляются в автосервисе путем снятия их с других автомобилей, приехавших на ремонт ранее. Поэтому хорошим тоном является возврат демонтированных элементов владельцу автомобиля. Другими словами, если вам поменяли колодки, то старые должны сложить в коробку и положить в багажник или салон. Таким образом, автосервис дает понять, что снятые с вашего автомобиля детали не останутся у слесарей и не будут установлены на другое авто. Справедливо и обратное – на вашу машину вряд ли поставили колодки, которые сняли у другого автовладельца несколько часов назад.

Заведомо неверный «диагноз»

Еще одной «классикой» является находка несуществующих неисправностей. Этот прием отлично работает, когда клиент не может отличить бачок от . В таком случае хитрый автоэлектрик может найти в вашем автомобиле все, что угодно. Например, перегоревшая лампочка в фаре (замена ~150 руб.) неожиданно превращается в короткое замыкание в цепях питания головного света. Поиск короткого замыкания – дело долгое и непредсказуемое, а стоимость тут же может достичь 500-800 рублей. Чтобы не платить эти деньги, можно проверить и , если конечно оно есть.

Еще один пример: вентилятор охлаждения двигателя на некоторых моделях ВАЗовской «классики» может не работать из-за смещения предохранителя в лапках монтажного блока. Поставить его на место – секундное (и дешевое) дело, а дальше можно «проверить» все, что угодно и выдать за причину неисправности что-нибудь подороже.

Полное отсутствие работ

Пожалуй, самым наглым и менее распространенным способом обмана в автосервисе является фактическое отсутствие выполненных работ. Как это выглядит? У клиента принимают автомобиль, например, чтобы , загоняют в ремзону и человек не видит, что делает автослесарь. Через полчаса машину возвращают и сообщают, что масло поменяно. В то же время канистра с новым маслицем остается в сервисе, а клиент уезжает довольный со старым, даже не подозревая, что с автомобилем никто ничего не делал. Описанный прием подойдет только при работе с автомобилем «в возрасте». У таких авто, новое масло, залитое в двигатель, чаще всего чернеет уже через несколько минут после запуска. Чтобы не попасться на обман, нужно проверить наличие нового масла по щупу еще до того, как двигатель будет заведен.

Покупка запчастей

Когда специалисты автосервиса берут на себя приобретение запчастей для вашего авто, они должны согласовать с вами возможные цены и предоставить товарные чеки. Если документов нет, то «фирменная» деталь за 1000 рублей (платите вы) на самом деле может быть выпущена в соседнем гараже и стоить 100 рублей.

Чтобы избежать трудностей, можно приобрести детали самостоятельно, однако в некоторых случаях, возникает еще один вид обмана.

Выдача некачественной работы за бракованные запчасти

Деталь, установленная с нарушениями, может прослужить совсем недолго. Когда же автовладелец предъявляет претензии в сервис, то получает ответ о том, что деталь, скорее всего, бракованная. При этом если запчасть купил сам владелец автомобиля, то и ответственность пытаются переложить на него.

Таким образом, чтобы избежать обманов в автосервисах, следует придерживаться трех правил:

Знать устройство своего автомобиля и его возможные неисправности

При возникновении поломки, попытаться устранить ее своими силами

Если самостоятельно справиться с неисправностью не удается, обращайтесь в проверенный автосервис, который могут порекомендовать ваши родственники или хорошие знакомые.

Как нас дурят:

Сергей, Златоуст

Восемь лет назад купил свою первую машину – «шестерку» и поехал в один из крупных автосервисов. Тогда в автомобилях ничего не понимал, а вердикт слесарей был таков: «ходовку» под замену полностью, «а то в лучшем случае до осени только проездишь» (два месяца, прим. автора), задние пружины и задний тормозной шланг.

В результате шланг поменяли и прокачали тормоза следующим образом: один слесарь просто стоял в яме, а второй несколько раз нажал на педаль тормоза и долил чуть-чуть «тормозухи» в бачок. Даже тогда мне казалось, что этих действий недостаточно, а сейчас я просто не езжу по сервисам, а все делаю сам.

Николай, Новокузнецк

Обратился как-то на сервис поменять трубку в системе охлаждения, в итоге «попал» на замену радиатора. Работники сказали, что штуцер был с трещиной, однако течи никакой не было. Подозреваю, что его просто тупо сломали, тем более, замену со мной никто не согласовал – просто поменяли и все.

Михаил, Саратов

Заехал однажды в мастерскую – фара не горела, электрик понес всякую фигню про короткие замыкания и попросил оставить авто на два дня!!! В итоге отремонтировал сам за полчаса – вытащил из колодки контакты, почистил, поджал, обратно вставил и все работает.

Обман при ремонте авто — тема вечная. Без человека, не разбирающегося в автомобиле, но приезжающего на ремонт, жизнь плоха. Этим и пользуются недобросовестные работники некоторых автосервисов. Мы собрали типичные истории автовладельцев о том, как их обманули на СТО, и попросили прокомментировать Андрея Данюка, эксперта и преподавателя «Школы ЭПИО», где готовят специалистов для СТО. Рассказываем, как делать не надо.

Павлу пророчили ремонт подвески Audi на 2000 рублей. Обошлось

Павел отправился на СТО, когда почувствовал, что в его автомобиле тянет в сторону руль. На автосервисе решили сделать диагностику подвески . Павел предложил пойти по более простому пути и проверить развал/схождение, но на станции сослались на то, что специалист занят. Пришлось согласиться на диагностику подвески. После осмотра специалисты вынесли вердикт: вся передняя подвеска под замену, требуется ремонт рулевой рейки, замена задних тормозных колодок. За все — около 2 тысяч рублей.

Павел потребовал вернуть ключи, заподозрив, что его просто «разводят», увидев на стекле знак «70».


После такой диагностики Павел поехал к знакомому механику СТО, который за 20 рублей заменил наконечник рулевой тяги плюс еще небольшая доплата за развал/схождение.

— Приговоренные на СТО задние тормозные колодки прошли еще 17 тысяч, передняя подвеска и рулевая рейка здравствуют с тех пор уже 35 тысяч км, — рассказал Павел .

Мнение эксперта:

— Уберечься от такого сложно, на самом деле. В принципе, если есть подозрение, что объем работ и сумма ремонта слишком завышены, можно поехать на другое СТО. Алгоритм достаточно прост: выполняете диагностику на СТО, получаете перечень работ и необходимых запчастей для устранения заявленной неисправности и предварительную стоимость ремонта. Диагностика на нормальном СТО стоит не так дорого, чтобы соглашаться на первое же предложение, тем более если стоимость ремонта на ваш взгляд «космическая», — советует Андрей Данюк .

Возможно, на второй СТО предложенный вариант понравится больше. Кроме того, за определенные виды контрольно-осмотровых работ СТО часто не берут денег — это их способ привлечения и знак открытости по отношению к клиенту.

Человеку, который не знает технических нюансов авто, необходимо все свои просьбы и замечания фиксировать в заявке. Тогда у СТО с клиентом возникает регламентированный формат отношений, называемый «заявка на ремонт». Согласно заявке, СТО обязуется выполнить некоторый объем работ, а клиент-заказчик обязуется данный заказ оплатить. В этом случае у любой из сторон поле для маневра будет ограничено. Все будет идти согласно правилам оказания бытовых услуг населению. СТО не имеет права от них отклоняться, и клиент — тоже.

Если в ходе ремонта обнаружились неисправности, требующие дополнительных расходов, СТО должна уведомить клиента. Иногда телефонный звонок — это ненадежно. Бывает, клиент или в роуминге, или трубку не снимает, а работа ждет. Да и доказать потом, кто и что говорил, очень сложно. Тогда простое решение — перевести диалог между клиентом и представителем СТО в мессенджеры. Хотя бы СМС. «Да, я согласен». Факт ответа от клиента зафиксирован. В заявке делается пометка, что с клиентом связывались такого-то числа, в такое-то время, получил СМС-ответ о подтверждении.

— Это нормальный, цивилизованный подход. Когда клиент дает согласие уйти в сторону от цивилизованных отношений, то и риски от дальнейшего развития этих неформальных отношений он должен принимать на себя. Ну, а неформальное СТО будет с такими клиентами «выгодно» работать, — советует эксперт.

Минчанка Ирина хотела всего лишь поменять лампочку. На СТО предложили разобрать пол-автомобиля


Ирина приехала на СТО для самой банальной операции — замены лампочек ближнего света. Но, оказывается, и на этих видах работ могут попытаться обмануть.

— Меня на СТО не обманули, но пытались. Причем примитивно. Приехала на станцию, прошу поменять лампочки ближнего света. И началось. Сказали, что надо чуть ли не полмашины разобрать, и за это заплатите много-много денег. Но я не совсем уж профан, чтобы повестись на такой нелепый развод. Поэтому сказала «спасибо» и поменяла сама. Интересно, что для всей операции по замене лампочек пришлось открутить всего два шурупа, — рассказала Ирина .

Мнение эксперта:

— Известная история. Например, в Cadillac Escalade, чтобы поменять лампочку, нужно залезть в подкрылок, там есть специальный технологический лючок. Он снимается, и открывается доступ к фаре. Хотя под капотом, по ощущениям, руку некуда «всунуть». В принципе, автопроизводители предусматривают в конструкции автомобиля возможность для самостоятельной замены лампочки, просто способы решения не всегда очевидны, — замечает Андрей .

Решение простое. Даже на замену лампочки СТО оформляет заказ-наряд. В этом случае ремонт будет производиться по технологической карте, где четко прописано, для какого автомобиля сколько нормо-часов требуется для замены лампочки. Обычно не бывает такого, что в одной машине требуется 0,3 нормо-часа, а в другой — 1,5 нормо-часа. Разбежка составляет максимум полтора-два раза, от 0,3 до 0,6 нормо-часа. Снятие-установку бампера туда уже не впишешь.

— Иногда на СТО в зависимости от ряда факторов (особенности конструкции автомобиля, уровень квалификации персонала, мотивация персонала СТО и т.п.) бывает разное отношение к работам с низкой стоимостью. Действительно, механику с точки зрения заработка неинтересно менять лампочку за 0,2 нормо-часа, куда интереснее сделать ТО или какой-нибудь крупно-узловой ремонт. Дело в том, что нормативы на работы очень жесткие, и если механик выполняет данный вид работ эпизодически (очень редко), то и вложиться в данный норматив ему трудно — в итоге получается, что на замену лампочки он потратит столько же времени, как и на замену масла, а заработает при этом в три-пять раз меньше. В принципе, в интернете можно найти программные продукты, где можно «пробить» своё авто (если оно там есть) на предмет трудоемкости замены тех или иных деталей, — подсказывает эксперт.

Алексею предложили поменять датчик «пасо-пасо» на его Fiat

— На моей машине Fiat появился непонятный симптом. Заводится с полтыка, едет, а когда двигатель нагревается, машина глохнет. Постояла, остыла, снова заводится и едет. Я обращался в несколько сервисов, везде разводили руками и не могли найти причину. Поехал к специалистам по этой итальянской марке. Там с меня взяли около 40 рублей за диагностику. Они поковыряли машину и сказали — у вас накрылся датчик «пасо-пасо». Он требует замены. Стоит датчик еще 80 рублей. Я не понял, что это за странный такой датчик, и выудил у сервисменов сборочный чертеж. Они мне буквально пальцем ткнули на схеме на этот датчик, — поделился своей историей Алексей .

Уже потом Алексей нашел в русской деталировке, что речь шла о датчике холостого хода, который сервисмены гордо называли «пасо-пасо». Понятно было, что датчик холостого хода здесь совсем не при делах. В итоге герой случайно попал к дедушке, который занимался ремонтом Fiat. Пожилой мастер за пять минут нашел неисправность — оказался забит топливный фильтр. Пока машина стоит, грязь оседает вниз. Когда машина заводится и едет, в движении ее растрясает, муть поднимается, забивает фильтр.

Мнение эксперта:


Электрика — одна из самых сложных проблем для диагностирования. Эксперт Андрей Данюк вспомнил свою историю, связанную с трудностями диагностики.

В бытность его работы на СТО приехал к ним автомобиль Fiat Marea с дизельным двигателем. Клиент пожаловался, что заправил машину и она через какое-то время заглохла. На ремонт прибыл на эвакуаторе. Приемщик оформил машину. Диагност несколько часов копался в машине, пытаясь найти причину возникновения ошибок и отказов системы. И вот когда в очередной раз он пытался запустить двигатель, мимо проходил опытный мастер. И почувствовал, что выхлоп пахнет бензином, о чем и сообщил диагносту.

— Отсоединили трубку топливопровода, так и есть — бензин. Звоним клиенту, спрашиваем, чем заправлялся, смотрел ли чек с заправки? Да, действительно, бензин залил. Клиент сам не ожидал. И вот ситуация — как оплатить эти два часа работы диагноста? Он ведь не имел полной информации, но с него хотят результат. И здесь уже задача мастера-приемщика отработать с таким клиентом по полной. Вплоть до того, что позвать диагноста и учинить настоящий допрос — что, как и когда проявляется. Это упрощает работу диагноста и сокращает время на поиск неисправности, — говорит Андрей Данюк .

Как распознать хорошую СТО и правильно сдать автомобиль в ремонт

Серьезная СТО старается расположить к себе клиента, и у них зачастую хорошая зона приемки — чистая, удобная. Это важно. Что ни говори, но встречают по одежке.

Если на сервисе клиент говорит — «у меня машина глохнет», а в ответ слышит — «оставляйте, разберемся», то здесь стоит поберечься. Если же вас внимательно выслушали, задали дополнительные вопросы, попытавшись получить максимум информации, то такому сервису можно доверять.

Ошибаются все. Вопрос в том, что СТО делает, чтобы исправить ошибку. Если идут навстречу, всеми силами пытаются исправить свою недоработку, возможно, стоит с ними работать и дальше. Но, опять же, решать любые проблемы нужно мирно и в правовом поле. Как в любом деле, важно всегда оставаться человеком.

Из предыдущего пункта следует — все работы, даже самые мелкие и незначительные, оформлять только через заказ-наряд. После этого СТО работает только в соответствии с правилами оказания услуг населению.

Для согласования дополнительных работ или покупки запчастей пользуйтесь мессенджерами. Это исключит искажение передаваемой информации между клиентом и СТО.

Хорошее СТО дорожит своими клиентами и следит за квалификацией специалистов. В зоне приемки часто вывешивают сертификаты, подтверждающие квалификацию своих сотрудников. Для многих это могут быть просто «бумажки», но такие сертификаты действительно заслужены.

Завышение стоимости ремонта, установка неоригинальных запчастей, некачественные работы, все эти явления уже долгие годы свойственных для наших автосервисов, где обман и развод присутствует на каждом шагу. Большинство из автолюбителей не имеет технического образования, поэтому вынуждены обращаться в различные автосервисы для ремонта своей машины.

Как правильно вести разговор
Отдавая автомобиль в ремонт, по разговору с вами, автомеханики безошибочно определят, насколько вы разбираетесь в машинах. Чтобы не показаться «чайником» нужно разговаривать с автомеханиками на их «диалекте», тогда возможно стоимость ремонта вашей машины будет значительно меньше и вас не «разведут» на деньги.

Забирайте автомобиль только сами
Иногда автовладельцы оставляют машину на ремонт в автосервисе, но забирает ее и принимает выполненную работу кто-то другой, например, друг, родственник или жена. Но ведь они смутно представляют, какой ремонт выполнялся, и были ли исправлены все недочеты. Если возникла такая ситуация, что вы сами автомобиль забрать с автосервиса не можете, то говорить об этом механику сразу же не нужно. Лучше об этом сказать, когда ремонт будет уже выполнен, чтобы у механика не возникло соблазна схалтурить при ремонте.

Но если вы скажете, что за машиной потом приедет ваша жена – то некоторые недобросовестные механики могут поменять часть запчастей в вашей машине на старые, ведь женщина вряд ли полезет под капот или в яму чтобы посмотреть все ли на месте.


Не говорите лишнего
Никогда не спрашивайте у автослесаря: «Что там совсем плохо?», «Хоть как-то можно это починить?». Молчание в этом случае – золото. Лучше молчите – тогда мастер не сможет определить, что в машинах вы ничего не понимаете. Если вы будете надоедать механику подобными нелепыми вопросами – то у него появиться желание исправить все неполадки как можно дороже.

Если автомобиль не ваш
Если вы пригнали в ремонт не свой личный автомобиль, а, например, рабочую машину предприятия, то об этом также желательно не говорить. Ведь люди привыкли экономить свои деньги, но никак не деньги предприятия, на котором работают – это прекрасно понимает автослесарь, выставляя завышенную стоимость ремонта.


Не сообщайте механику про неудачную попытку ремонта
Возможно, вы пытались самостоятельно произвести ремонт своей машины – но у вас ничего из этого не получилось. Если вы сообщите это механику, то он будет очень рад. Не смогли сами отремонтировать, значит ремонт серьезный, а соответственно, дорогой. Он также может начать жестикулировать и обвинять вас в том, что вам не следовало лезть самим в мотор, и после вашего вмешательства проблема с ремонтом стала просто очень серьезной.

Не показывайте, что вы полный "чайник"
Начинающие автолюбители, только заходя на порог автосервиса, пытаются объяснить его представителям, что они ничего не смыслят в машине и очень сильно нуждаются в помощи «высококвалифицированных» специалистов.

Для механиков это просто счастливый день – можно взвинтить стоимость ремонта, поменять запчасти и создать видимость серьезно проведенной работы. После такого «высококвалифицированного» ремонта машина сможет доехать только до гаража, а потом снова отправиться в автосервис к счастливым механикам, которые вас там всегда ждут.


Как избежать обмана в автосервисе и что делать, если вас обманули?
Выбирать автосервис необходимо с особой тщательностью, поскольку от качества ремонта напрямую зависит ваша безопасность. Исполнитель (автосервис) обязан предоставить вам необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах и выполняемых работах до заключения договора (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290). Когда есть возможность оказать заявленную услугу или выполнить заявленную работу, исполнитель обязан заключить с вами договор (п. 13 Правил). Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) (п. 15 Правил). Примечание. Договор, исполняемый в вашем присутствии, может оформляться выдачей квитанции, жетона, талона, кассового чека и т.п. (п. 17 Правил). Это, например, подкачка шин, диагностические работы, некоторые работы технического обслуживания и ремонта, мойка и др.


Составление приемосдаточного акта
Если вы оставляете автомобиль исполнителю для оказания услуг или выполнения работ, он обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт. В приемосдаточном акте указываются комплектность автомобиля и видимые наружные повреждения и дефекты, а также приводятся сведения о предоставленных вами запасных частях и материалах с указанием их точного наименования, описания и цены (п. 18 Правил). Кроме того, в акте необходимо отметить данные автомобиля - марку, модель, государственный регистрационный номер, год выпуска, VIN и действительный пробег, поскольку при получении автомобиля из сервиса может возникнуть ситуация, когда на одометре показания пробега будут значительно превышать показания, которые были при сдаче автомобиля. В акте также указываются причина обращения, то есть поломка, которая должна быть устранена, и повреждения, имеющиеся на автомобиле при сдаче в ремонт. Приемосдаточный акт подписывают ответственное лицо исполнителя и вы. Акт заверяется печатью исполнителя. Экземпляр акта приема-передачи выдается вам (п. 18 Правил).

Согласование стоимости работ
Вы вправе присутствовать при проведении диагностики, а после получить ее результаты у механика. Уточните стоимость ремонта и объем работ и попросите представить предварительный заказ-наряд. Любое увеличение стоимости ремонта должно быть согласовано с вами. Так, исполнитель не вправе без вашего согласия оказывать дополнительные услуги и выполнять работы за плату, а также обусловливать оказание одних услуг и выполнение работ обязательным выполнением других. В этом случае вы вправе отказаться от оплаты оказанных без вашего согласия услуг и выполненных работ, а если они уже оплачены - потребовать вернуть уплаченные за них деньги (п. 20 Правил).

Использование запасных частей и материалов
Исполнитель обязан оказать услугу или выполнить работу, определенную договором, с использованием собственных запасных частей и материалов, если иное не предусмотрено договором (п. 16 Правил). Если исполнитель заменяет какие-либо детали, то замененные (неисправные) узлы и детали вам обязаны вернуть (п. 35 Правил).

Действия при получении автомобиля после ремонта При получении автомобиля из автосервиса проверьте качество выполнения ремонта по внешним признакам. Если у вас есть какие-либо претензии, их надо указать в акте приема-передачи, а при его отсутствии - в заказ-наряде, который вам представят для подписания. Обратите внимание на то, что вы вправе требовать удовлетворения претензий, компенсации и штрафа только в том случае, если при получении автомобиля вы указали эти претензии. Претензии по внутренним работам вы вправе предъявить в течение гарантийного срока, установленного автосервисом на проведенные работы. Исполнитель обязан передать вам товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору (п. 1 ст. 4 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).

Действия в случае обнаружения недостатков в выполненной работе или оказанной услуге
Если вы обнаружили недостатки в выполненной работе или оказанной услуге, то вправе по своему выбору потребовать (ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1):

  • безвозмездно устранить недостатки выполненной работы или оказанной услуги;
  • соответственно уменьшить цену выполненной работы или оказанной услуги;
  • повторно выполнить работу;
  • возместить понесенные вами расходы по устранению недостатков выполненной работы или оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
  • полностью возместить убытки, причиненные вам в связи с недостатками выполненной работы или оказанной услуги.
Недостатки работы или услуги исполнитель должен устранить в разумный срок, назначенный вами (ст. 30 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Обращение в суд в случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить ваши требования
В случае отказа исполнителя добровольно удовлетворить ваши требования вы можете обратиться в суд с иском (ст. ст. 1095, 1096 ГК РФ;Закон от 07.02.1992 N 2300-1). Кроме того, вы вправе потребовать возмещения морального вреда (ст. ст. 1099, 1100 ГК РФ; ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). Примечание. Если суд удовлетворяет ваши требования, которые исполнитель не удовлетворил добровольно, с исполнителя в вашу пользу взыскивается штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в вашу пользу (п. 6 ст. 13 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17).

«Чтоб не обманули в автосервисе, надо либо пешком ходить, либо делать все самому» и еще 30 признаний людей, которые профессионально ремонтируют автомобили.

Текст: Игорь Чер-ский
Фото: Юрий Кольцов

Фразу про «ходить пешком» произнес один из наших респондентов - Дмитрий Слюсарев, генеральный директор сети автосалонов Japauto.ru . Он не побоялся упоминания своего имени, потому что сам себе начальник, и вообще просил передать, что на его сервисах все по-честному. Остальные респонденты предпочли сохранить анонимность. Статья получилась пугающая, зато теперь мы знаем, что происходит за воротами автосервиса с самым дорогим, что есть в жизни мужчины.

Чем меньше ты понимаешь в автомобиле, тем дороже ремонт

А женщине по умолчанию в два раза дороже. Поэтому они постоянно удивляются, что ж так дорого. У одной обломился кончик щупа в бачке омывателя, так ребята ей объяснили, что теперь кончик щупа по шлангу попадет в двигатель, мотор стуканет, потом коробка накроется… Смотрим - она реально сидит рыдает. Поверила. Плачет, что таких денег нет. Мы ее потом еле убедили, что там ерунда.

Игорь, мастер

Развод на замену исправных деталей особенно популярен, если при сервисе свой склад запчастей

Тут они навариваются и на накрутке на запчастях, и на замене, которой не было.

Володя, мастер

Если ты оставлял машину и в ней меняли какие-то детали, пусть предъявят старые

Есть ведь нормальные сервисы: пригоняешь машину в ремонт, а когда забираешь, у тебя в багажнике в коробке от новых колодок лежат старые, в коробке из-под дисков - старые диски, в пакетах от шлангов - шланги. Сразу видно, что тебе все честно меняли. Но, конечно, гораздо больше историй, когда старых запчастей не допросишься. «А мы выкинули». - «Куда выкинули? Покажите». - «Ну, контейнер уже увезли». На самом деле либо вообще не меняли, либо деталь еще полностью не убита, мастер положил в шкафчик. Потом поставит кому-то. Бывает, когда у человека что-то накрылось, а новой детали на складе нет. А тут мастер-волшебник достает из шкафа искомое. «Ну давай я тебе эту пока поставлю, а потом новую купишь, заменим». Двойной навар. Во-первых, на бэушной детали. Во-вторых, на двойном снятии-установке этой детали.

Дмитрий, автослесарь

У нас вообще гений был, который скрутил на своей машине пробег

Ну, где-то умельцы ему это сделали, но сделали криво. Окантовка вокруг спидометра треснула, компьютер какую-то хрень выдавать начал. Так он с этим всем заявился к нам - чинить по гарантии! Какая, на хрен, гарантия, если по нашей базе данных у него полгода назад было 60 тысяч пробега, а сейчас почему-то пятнадцать! Тоже орал, пальцы гнул… Не хочется говорить, но ребята ему из шприца под обивку пару куриных белков загнали. Он же пробег для продажи скручивал? Ну вот пусть теперь продает с такой вонью. А это почти навсегда.

Желательно, если есть возможность, присутствовать при ремонте

Это позволит избежать таких моментов:
■ работа реально не делается, но в заказ-наряд вписывается;
■ масло сливается не все, а лишь половина, затем добавляется новое; неиспользованный объем масла механик продает налево;
■ ставится не оригинальная или не новая запчасть.

То, что ты стоишь рядом, тоже не панацея. Надо все-таки разбираться в автомобиле и в том, что с ним делают

Я же клиента вижу насквозь. А ты как бы уверен, что уж при тебе-то я точно буду все делать как надо. Ну да, болты, конечно, кувалдой при тебе забивать некорректно. Но есть, например, одна операция по ремонту коробки, когда можно снаружи подлезть и все исправить за пять минут. А можно разобрать половину автомобиля и всю коробку по винтикам, чтобы сделать ту же самую операцию. Деньги, сам понимаешь, разные.

Сергей, автослесарь

Обычно мастерам не нравится, когда стоят над душой, комментируя или контролируя каждый шаг

Тут история как с любым профессионалом: он считает, что знает свое дело лучше заказчика. Так что, если уж вас пустили в ремзону, постарайтесь не давать мастеру ценных советов. Располагает, естественно, уважительное отношение, небольшие чаевые, конечно, располагают… Кто сотку даст, кто пятихатку. Но обычно 100–200 рублей - нормально.

Борис, автослесарь

На деталях подвески можно разводить постоянно.

Надо только, чтобы клиент сказал, что там что-то стучит. Там на самом деле, может, резинка какая-то копеечная износилась, а ему тут же начнут ахать, что накрылась и шаровая, и рулевая, и концевая… Короче, протянуть от коллектора до протектора. Повелся он на шаровую? Отлично. Ой, а у вас еще может суппорт стучать. И шрус. В общем, приезжайте за машиной завтра, все сделаем. Потом ему меняют ту копеечную резинку, а счет выкатывают за половину подвески. Но зато стук прошел! Клиент счастлив.

Опытный механик безошибочно определяет, разбирается клиент в ценах или нет

Если нет, постарается насчитать вам по максимуму. Поэтому, прежде чем везти машину в ремонт, желательно провести мониторинг рынка и примерно представлять уровень цен на требуемые работы и необходимые запчасти. Этот мониторинг можно провести один раз, при выборе сервиса. Ну и потом еще когда-нибудь один раз, для самоуспокоения.

Дмитрий, генеральный директор сети автосервисов

Самый частый развод на сервисе (особенно официальном) - это вписывание в заказ-наряд всяких дополнительных расходных материалов

Смазок, жидкостей для очистки чего-то. Каких-то мелочей, которые либо вообще должны выдаваться бесплатно, либо не имеют отношения к процедуре. Ну и, конечно, вместо одного баллончика жидкости, например, для очистки тормозов могут вписать тебе три. Ну как ты проверишь, сколько он туда вылил? Такие вещи недоказуемы.

Андрей, бывший механик известной компании

Чем официальный сервис хорош - у них только родные запчасти

Если ты привезешь свою какого-то другого производителя, гарантии на ремонт не будет. Напишут в наряде, что запчасти клиента, гарантии нет. У «серых» сервисов - наоборот. Там тебе скорее всего поставят что угодно, но не родное.

Сергей, мастер

А еще бывает, когда приезжает клиент и с умным видом говорит: «Поменяйте мне помпу. А то стучит»

Ну, ему меняют помпу, ремень, тосол, прокладки там всякие. Он заводит, а все равно стучит. И потом выясняется, что это не помпа, а генератор. Подшипник там износился. А про помпу ему посоветовал в гараже дядя Вася, который просто рядом бухал и решил вдруг сойти за умного: «Помпа, точно тебе говорю!» Диагностику надо делать у профессионалов. А еще лучше - в двух разных сервисах, чтобы разные профессионалы один диагноз поставили.

Если слесарь грамотный, может «пришить» к сигнализации еще один брелок

У угонщиков часто есть свои люди в сервисах, которые просто готовят машину к угону. Поэтому лучше чиниться на одном проверенном сервисе, где есть четкий контроль, какой мастер какую работу делал. Тогда его можно легко вычислить, и он рисковать не станет. Можно инструкцию к сигналке прочесть. Там есть опция проверки, сколько брелоков подшито к твоей машине. Если после сервиса появится лишний, сразу звони в милицию и поезжай к спецам по сигналке код менять.

Упаси Бог чиниться по разным сомнительным гаражам у наших кавказских друзей

Там, конечно, дешевле, но ты потом три цены отдашь, чтоб после них исправлять. При мне дядька приехал на классике. Оказалось, надо менять все шаровые, а у него с собой только две. Но они сказали, что у них есть, через два часа, мол, приходи. Ну он и пошел куда-то перекусить. Так они тут же сняли шаровые с другой машины, которая у них на покраске стояла. Туда поставили его старые, а ему - от нее. Тоже неизвестно какие.

Игорь, мастер

Не надо бояться спрашивать и уточнять, если какие-то моменты непонятны

Вы не профи и не обязаны разбираться в тонкостях. В нормальном сервисе всегда все объяснят. А то некоторые боятся показаться чайниками и согласно кивают, когда им предлагают дорогую, сложную, но не всегда нужную процедуру. Надо просто спросить, а уж потом соглашаться.

Рустам, старший мастер

Помню, в 90-е годы народ машины в ремонт сдавал

Я, например, открываю багажник, чтобы лампочку поменять, а там - калаш. Звоню клиенту - мол, так и так. А он: «Мешает? А ты подвинь». И все. Ну понятно, что такому клиенту мы старались очень хорошо сделать. Так что можешь оставить в багажнике муляж калаша. Они продаются как сувениры. Тогда починят на совесть и лишнего не возьмут.

Кирилл, мастер

Иногда машину могут в сервисе поцарапать и даже помять

По-хорошему, принятие машины в ремонт нужно начинать с описи, особенно если ты ее там оставляешь на неопределенный срок. Какая резина, какие диски, что в багажнике, бардачке. Понятно, что не все это делают, но можешь потребовать. А получая, надо внимательно все осмотреть, чтоб к твоим повреждениям, внесенным в опись, не добавились новые. У нас однажды клиентская тачка с ручника сорвалась - и об столб. Крыло красили за свой счет. Но на другом сервисе могли бы сказать, что так и было.

Володя, жестянщик

Понятно, что запчасть, которую по регламенту нужно менять, но которая в принципе еще походит, мастера часто стараются оставить себе

Но если клиент рядом, просто так ее в шкафчик себе не положишь? Он тут же решит, что зря меняли, или захочет оставить себе в запас. Поэтому опытный мастер демонстративно швыряет деталь в помойку. Желательно, чтобы там уже вонючие тряпки валялись, маслом политые. Ну и можно с грохотом таким кинуть - просто надо знать, как кидать. Из помойки-то уже не всякий возьмет. Причем сам берешь тоже не сразу. А то он что-то забудет или специально за деталью приедет, если жаба задушит. А у меня она там и валяется - на, бери.

Сергей, автослесарь

Я бы не очень доверял автосервисам, которые стоят возле авторынков

На рынке ведь как? Есть так называемые «восстановленные» детали. Тяги, шаровые и т. д. Тебе их впаривают как новые, просто дешевле. А берут с тех же сервисов, после замены. Резинки другие вставляют, моют, из баллончика красят - все, новь¬е. Понятно, что такая деталь у тебя выдержит тыщу километров, ну две. А дальше опять в ремонт. И так до бесконечности.

Володя, автослесарь

Бывает, что у клиента просто перегорела лампочка

А его разводят: «Ой, да у вас проводка, подрулевой переключатель, ножной замыкатель...» - и погнали по полной программе. И еще очень подкупает клиента фраза «А кстати, у нас как раз такой есть». То есть крупно ему повезло.

Как проверить, добросовестно ли механики выполнили свою работу, АиФ.ru рассказали автоэксперты.

Не стоит на пороге автосервиса говорить его работникам, что вы ничего не смыслите в машине. Чем больше вы будете говорить об этом, тем дороже будет стоить для вас ремонт. Услышав такие слова, механики быстро взвинчивают стоимость ремонта, меняют вполне пригодные запчасти и создают видимость серьезно проведенной работы, говорят эксперты.

«Знать устройство машины досконально невозможно. Если вы уверены, что возникла необходимость в ремонте какого-то узла, то следует почитать автомобильные ресурсы, где автомобилисты обмениваются опытом эксплуатации. Можно задать вопрос — возможен ли ремонт при таких-то обстоятельствах. Нужно понять самому, с какой неисправностью ты едешь в автосалон. Вопрос «у меня что-то стучит» заканчивается всегда большим счетом, поэтому нужно предварительно все изучить, чтобы предметно говорить о ремонте в сервисе», — говорит шеф-тренер центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев.

Диагностика

Перед ремонтом желательно провести диагностику неисправностей, считает эксперт. Она поможет вам точно узнать, что нужно ремонтировать - и этими данными вы уже сможете оперировать, говоря о ремонте с механиками.

«Пользователь вряд ли сможет определить самостоятельно какие-то сложные технические нюансы. Результатом диагностики должна быть выявленная неисправность. Если выяснится, что диагностика показала одно, а ремонтировали другое, то это уже ответственность сервиса. Не стоит переплачивать. Вы платите не за процесс, а за результат. После того, как неисправность выявлена и сервис утверждает, что они будут ремонтировать именно это, необходимо проговорить, а лучше зафиксировать на бумаге необходимый объем работ, какие запчасти будут менять и какие будут расходы по материалам. То есть не нужно отдавать машину со словами «сделайте, пожалуйста». Такая фраза всегда закончится большим счетом», — говорит Бахарев.

Диагностику лучше проводить у официальных дилеров, особенно если еще действует заводская гарантия, иначе при ремонте есть риск лишиться этой гарантии частично или полностью.

«Качество услуг у официальных дилеров плюс-минус одинаковое. Но единственное, что можно посоветовать - изучить отзывы на форуме владельцев данной марки автомобиля и не стесняться задавать вопросы. Если есть определенные позиции в предварительном расчете, которые кажутся неоправданными или сомнительными, нужно задавать вопросы и затем обговаривать их с мастером-приемщиком», — говорит автоэксперт Юрий Урюков .

Если срок гарантии уже давно истек, то диагностику и ремонт можно проводить в сервисах, которые работают не со всеми марками автомобилей, а специализируются на конкретной марке.

«К дилеру владельцы подержанных авто не ездят, они ищут более выгодные и дешевые варианты. Здесь нужно полагаться на свое чутье и отзывы. Сервисов много, поэтому лучше обращаться в тот, что специализируется на конкретной марке, потому что не бывает универсальных решений. Автомобили все сложные и устроены по-разному. Если сервис занимается всем подряд - это тревожный признак. Нужно обращаться к профессионалам, которые пусть и работают с одной-двумя марками, но зато знают, как с ними обращаться», — говорит Урюков.

Замена исправной запчасти

Согласовывать список планируемых работ нужно еще до начала ремонта. «Нельзя все пускать на самотек и оплачивать счет не глядя. Если обнаружились неисправности в процессе ремонта, они должны всегда быть согласованы с владельцем. Если этого не происходит — это как раз признак того, что что-то нечисто в работе дилера или сервисного центра. На самом деле это все можно сделать при оформлении заявки на ремонт, написав в ней фразу «прошу со мной согласовывать все виды ремонтных работ». Если дилер этого не делает, неважно, была письменная договоренность или нет, то это в любом случае тревожный признак и нужно искать другой вариант», — говорит Урюков.

Отдавая машину в ремонт, необходимо обговорить с работниками сервиса, чтобы они не проводили работы по замене дополнительных деталей без согласования с вами.

«Деталь может иметь большой износ, но она может еще работать. Решение о замене таких деталей должно оставаться за владельцем машины, а не за сервисом. Если вы согласовали замену деталей заранее и у вас есть перечень работ, но с вами не согласовали те работы, которые были выполнены, то это прецедент, который нужно рассматривать на уровне административного права», — говорит Бахарев.

Завышенная стоимость запчастей

Нечестный мастер может обмануть вас, установив неоригинальную запасную часть, стоимость которой сильно ниже, и пробив ее по цене оригинальной. Лучше пользоваться оригинальными запчастями и отлеживать их замену, говорит Бахарев. В современных сервисах можно присутствовать в ремзоне, это несколько дисциплинирует персонал. Оставлять машину нужно только в случае долгосрочного ремонта.

Обмануть могут и с плановым обслуживанием автомобиля, особенно при замене масла. Недобросовестные работники меняют масло и другие расходные части, не соблюдая регламент автопроизводителя. «Решение всегда должно быть за автовладельцем. Перед тем, как поехать и заменить масло, нужно уточнить заправочный объем, сколько литров входит. Стоит привести свое масло и поставить на банке свой автограф, а после замены попросить вернуть банку. В таком случае вам не придется переплачивать за лишние литры. Иначе будет выглядеть так - вы оплатите стоимость масла, но вам его не зальют. Масло поставят в стол и потом реализуют другому автовладельцу», — говорит Бахарев.

Время работ

Для того чтобы увеличить средний чек за ремонт, мастера искусственно увеличивают время работ. Клиенту говорят, что в машине найдена еще одна поломка, которая мешает провести основные работы и т.п. Проверить это можно с помощью видеорегистраторов, или, если есть свободное время, то проследить за мастером во время ремонта.

«Профессиональные водители очень часто выкладывают видео с видеорегистраторов. Они отставляют прибор включенным и выключают функцию отключения. Регистратор снимает все постоянно, и таким образом можно потом посмотреть, что происходило. Но это не гарант, поскольку захват прибора будет небольшой. Альтернативное решение — воспользоваться набирающей популярность услугой “сопровождение в сервисе”. Что это значит? За машиной закрепляется человек, который как независимое лицо будет отслеживать всю работу. Это третье лицо и, как правило, это люди, которые работали в оценочных и технических компаниях. Этот шаг даст некую гарантию, но это дополнительные расходы, на которые не каждый пойдет», — говорит Бахарев.

Старайтесь забирать автомобиль из ремонта сами, а не просите друга, родственника или жену сделать это. Они смутно представляют, какой ремонт выполнялся, и не смогут оценить, все ли работы были выполнены. «Если сам сдал и сам принимаешь, то можешь оценить все изменения и сравнить с тем, что было», — говорит Бахарев.