Развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста развитие национального самосознания у детей дошкольного возраста. Формирование у дошкольников первооснов национального самосознания Буклет по теме формирование национального самосознания дош

ДОКЛАД к методическому объединению
«Воспитание патриотических чувств дошкольников посредством восприятия творчества скульпторов родного края»
на тему:
«Формирование основ национального самосознания
у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края»

В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь к Родине может сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
«Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости» (А.С. Пушкин).
Эмоционально - нравственной «почвой», на которой в дошкольном возрасте должны осуществляться «посев» и возделывание познавательных способностей ребёнка, должно быть воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремления познавать, чтобы не нарушить, не причинить вреда, а напротив помочь, сохранить улучшить.
«Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.
Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего города.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знаком с родным городом.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу, гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД»: посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.
Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучила программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом:
История города (его прошлое и настоящее)
Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
Памятные места и достопримечательности города.
Задача, которую я поставила перед собой, предполагает отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
- природа, мир животных;
- труд людей;
- традиции;
- общественные события.
Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
Для реализации проекта была разработана модель деятельности, которая включает в себя различные пути:
Создание макета микрорайона
разработка «Маршрута выходного дня»
сбор фотографий достопримечательностей города
анкетирование родителей
чтение художественной литературы
организация и проведение тематического праздника с посещением библиотеки
создание информационных стендов для родителей «Мы и наш город».
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и в честь кого они названы. Вместе с родителями дети посетили достопримечательности родного города и запечатлели это на фото, получили имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке, где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому установлены монументы и памятники в нашем городе, узнали историю города Чебоксары.


Приложенные файлы

Наталия Якимова
Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края

Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста . Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.

Ключевые слова : патриотическое воспитание, культура и традиции народов Поволжья.

Приобщая детей к истокам истории народов Поволжья, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения ,- народ без будущего. Наше Поволжье является бездонным источником, из которого можно почерпнуть массу сведений о традициях, обрядах, обычаях воспитания подрастающего поколения. Эти традиции воспитания принято называть народной педагогикой . Народная педагогика предполагает передачу социального опыта норм. поведения, общественных традиций. Люди тысячелетиями воспитывали детей . За это время у каждого народа сформировались своеобразные обычаи , добрые традиции.

Во всем мире сейчас наблюдается грустное явление, когда вместе с отсталостью уходит и самобытность . Чтобы не потерять эту самобытность надо прежде всего знать о ней все. Сохранить - не меньшая добродетель , чем что-нибудь приобрести .

Именно в семье происходит формирование привычек , жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.

В «Программе воспитания ребёнка - дошкольника » (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект , указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания . Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края . Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа , кросс - культурной грамотности , этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.

«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае , его природе и культуре народов республики . Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю .

В современных условиях модернизации российского образования и в рамках обеспечения вариативности образовательных процессов, развития творчества и инновационной деятельности педагогических коллективов как нельзя остро стоит вопрос организации и проведения экспериментальной деятельности в ДОУ. Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 66» г. Чебоксары в рамках реализации целей и задач нравственно – эстетического воспитания дошкольников выбрал наиболее актуальную на современном этапе развития общества тему : «Возрождение национальных традиций через приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям народов Поволжья».

Россия всегда являлась многонациональным государством , а регион Поволжья, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур . С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде , «впитывая с молоком матери» культуру , ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД» : посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу . Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.

Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучили программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника » . Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучения родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.

Первый этап работы – организация развивающей среды. Основная задача педагогов – не создание музейной обстановки, а возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. В групповых комнатах созданы фольклорные уголки, организована постоянно действующая выставка детских рисунков; оформлены уголки патриотического воспитания.

Второй этап – организация образовательного процесса. В детском саду на доступном уровне детей знакомят с народными играми , народным календарем , традициями, бытом, обычаями народов Чувашии, крестьянским трудом, что способствует развитию познавательных способностей у детей , формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной культуре чувашского народа . «Дела давно минувших дней, преданье старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку. Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам народной культуры , по народным подвижным играм . Подвижные народные игры помогают детям черпать силу из нашего прошлого, из нашей национальной культуры .

Знания, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей , побуждают к дальнейшему познанию своего города. Это способствует возникновению чувства гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города .

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям - одна из важнейших задач работы педагогов ДОУ. В нашем регионе живут русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, и т. д.

Изменившийся строй жизни, отсутствие идеологии существенно сказались на проблемах воспитания подрастающего поколения. В связи с этим остро возникла необходимость возрождения и развития уникальных духовных национальных традиций и начал родной культуры в духовно – нравственном, культурном и патриотическом воспитании детей .

Наш детский сад посещают дети русской, украинской, татарской, мордовской и чувашской национальности . Мы столкнулись с проблемой формирования культуры межнациональных отношений . Ее решение потребовало особых социальных навыков, как от детей , так и от взрослых, и было невозможно без использования потенциала культурного наследия Чувашского края . Знакомим детей с русской , украинской, татарской, мордовской и чувашской национальными культурами .

В группах имеются сделанные руками родителей элементы национальной одежды (фартук, платок, калфак, тюбетейка, которые дети активно используют в игре.

В «день открытых дверей» для родителей было показано занятие по рисованию в старшей группе ««Укрась фартук» , где использовали орнамент не только чувашского, но и татарского народа.

В программных, национальных праздниках , развлечениях используем песни, стихи, игры, танцы разных народов, которые очень нравятся детям и родителям.

В нашем детском саду проведение фольклорных праздников и развлечений совместно с родителями стало традицией. Родители не только помощники, но и равноправные участники. Воспитатели вместе с родителями проводят развлечения, родительские посиделки, готовят выставки. В празднике «Чувашские посиделки» ежегодно принимают участие не только дети, но и взрослые. Так в апреле проходил фестиваль «Венок дружбы народов Поволжья» , где дошкольники познакомились с традициями и обычаями разных национальностей , проживающих на территории Чувашии.

Родители участвуют в организации выставки творческих работ «Чувашский сувенир» , «Золотые руки мамы» , изготовленных руками родителей и детей , фоторепортажи «По памятным местам Чувашии» , «Известные люди родного края » .

Ежегодно отмечаем в ДОУ древний праздник «Масленица» . Традиционно масленичные гуляния – это целая неделя различных развлечений. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей . Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей , усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю , по народным праздникам «Пасха» , «Рождество» , «Новый год» , «Масленица» и др. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса : они принимают участие в проведении народных праздников , в изготовлении атрибутов для уголков родного края , в украшении групп к народным праздникам «Пасха» , «Рождество» , «Новый год» , «Масленица» , участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях. Так же мы предлагаем родителям список литературы для чтения детям каждой возрастной группы , куда обязательно включаем фольклор народов Поволжья (сказки, стишки, потешки) . Организуем выставки книг в группах, где собираем книги-сказки разных народов, в том числе и сказки народа Поволжья. Именно сказки демонстрируют национальное своеобразие , национальную психологию , народное представление о добре и справедливости.

Результатами проводимой работы по приобщению детей к культуре и традициям народов Поволжья является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания. Данные педагогического мониторинга показали повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике ; улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанные с отражением представлений о народной культуре ; формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.

Таким образом, вся работа нашего детского сада направлена на формирование у детей представления о богатой народной культуре родного края , знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Чувашский край.

Созданная система педагогических условий обеспечила развитие творческих способностей детей , приобщила их к истокам народной культуры . Дети стали более самостоятельными в творческой деятельности, научились выдвигать свои идеи, видеть результаты своей деятельности. Сегодня возрастает ценность и значимость деятельности педагогов по приобщению детей к истокам народной культуры , деятельность во имя возрождения в ребёнке чувств к своей родной земле , связи со своим народом, ощущение бытия и творчества.

Работать в этом направлении интересно и воспитателям, и детям, и родителям, поэтому мы будем и в дальнейшем продолжать начатое. Очень хочется, чтобы в нашем детском саду сохранилась атмосфера увлечённости совместного творчества взрослых и детей .

Методическое обеспечение :

1. Программа воспитания и обучения «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., исрав. и допол. – М : Мозаика - синтез, - 2015 г. – 368 с.

2. Программа воспитания ребенка – дошкольника / под редакцией О . В. Драгуновой. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. - 1995 г. – 231 с.

3. Николаева, Е. И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края » : примерная парциальная образовательная программа / Е. И. Николаева. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. - 2015 г. – 71 с.

4. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы » : примерная парциальная образовательная программа / Т. В. Мурашкина. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. – 2015. – 64 с.

5. Соловей, Л. Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента «Традиции Чувашского края ": примерная парциальная образовательная программа / Л. Б. Соловей. – Чебоксары : Чуваш. книж. изд-во. – 2015. - 82 с.

Методы и средства развития национального самосознания у детей дошкольного возраста

Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детей; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества русских и чуваш и др.

Средства воспитания: русский и чувашский фольклор, государственная геральдика, русский и чувашский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

Практическая работа по формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи:

1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений.

2. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.

3. Пробуждать в детях любовь к родной земле, родному городу.

4. Способствовать формированию понятия о том, что у каждого ребенка есть семья, учить детей быть доброжелательными и терпимыми в общении.

5. Подвести детей к пониманию того, что образ жизни людей меняется с течением времени.

Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается с проявления любви к родителям, к своей семье. Родина, как уже говорилось ранее, начинается для маленького ребенка с ближайшего окружения: с дома, с улицы, на которой живет и где расположен детский сад. Поэтому я начала знакомство детей с детским садом, ведь большее количество времени они находятся именно здесь. Сначала я провела беседу о нашем садике, познакомила детей с тем, как он называется, на какой улице расположен. Затем организовала обзорную экскурсию по детскому саду, познакомила детей с теми помещениями, которые у нас имеются, рассказала о труде людей, работающих в нашем детском саду. После экскурсии оформили фотоальбом «Наш любимый детский сад».

Одной из слагаемых патриотизма - воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируется представление о родном городе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Материал, полученный в ходе экскурсий и занятий по теме «Эта улица моя», закрепляли во время игры с использованием изготовленного ребятами макета улицы, дидактической игры «Транспорт на улице», сюжетно-ролевой игры «Мы - пассажиры».

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Всем хорошо известно, что Родина начинается с родного дома, а именно с семьи. Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Работу по ознакомлению с семьей я начала с бесед, с рассматривания картин о семье. К работе подключила родителей, совместно с которыми оформили альбом «Моя дружная семья».

На следующем этапе мы посетили музей нашего детского сада, где я познакомила детей с бытом чуваш, показала чувашский национальный костюм, домашнюю утварь, объясняла назначение тех или иных предметов, подчеркивая красоту и мастерство человеческих рук. Виды народного творчества позволяют подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений и самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом. Полученные во время игры знания дети легко передавали на занятиях по рисованию, аппликации и лепке, с радостью откликались на разучивание чувашских песенок, колыбельных.

На следующем этапе моей работы я познакомила детей с чувашскими народными традициями и обычаями. В нашем детском саду каждый год проводится праздник Згварни (Масленица). На масленицу принято играть в народные игры, водить хороводы, печь блины и сжигать чучело («згварни карчгкe»). У детей всегда остается очень много впечатлений после такого праздника. Через беседы знакомила детей с праздником акатуй (свадьба плуга). Затем мне стало интересно, а существуют ли какие-то традиции в семьях детей, для этого я провела анкетирование с родителями, которое показало, какие традиции существуют в семье. Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами чувашского народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство принадлежности и уважения к чувашскому народу, истории Чувашского края.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что воспитание патриотических чувств у дошкольников - процесс сложный и длительный. Эта работа должна проводиться систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, детскому саду, природе, родному городу и своей стране.

Работа по этой теме позволила достичь следующих результатов: у детей расширился словарный запас, дети стали составлять большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память, расширились знания о родном городе.

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д Ушинский)

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных проблем современного этапа образования. Он предполагает обучение детей в доступных формах государственным языкам Республики Мордовия, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Мордовии.

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.

Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

2.Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

  1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
  2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,
  3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.
  4. Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников, можно представить следующим образом:

Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;

Сведения о жизни мордовского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культурымордвы), владение родным языком;

Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);

Сведения социального характера: название посёлка, его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб, флаг).

Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства. Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

4.Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

В нашем детском саду знакомство с культурой мордовского народа начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями мордовских писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают интерес детей к культуре мордовского народа. Оформляем уголки с портретом мордовских писателей, их книгами, а также рисунки детей по их произведениям. (фото)

Любовь к родной природе - чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в картинах - великие художники. Картины мордовских художников (Ф.В.Сычков, А.Н. Баргов и др.), иллюстрации скульптур (С.Д.Эрьзя) дети наглядно видят на репродукциях и открытках. (фото)

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. (фото)

Развлечения, посвящённые мордовским праздникам стали неотъемлемой частью жизни нашего детского сада. Знакомство с мордовской музыкой способствует формированию представления дошкольников о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Мы учим мордовские песни, поем их. Наряду с этим дети учатся танцевать и играть в подвижные мордовские игры, используя в речи знакомую лексику. Широко используем народные песни и игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы. (фото)

Любовь к родному посёлку воспитываем при ознакомлении детей с его достопримечательностями - новыми домами, красивыми местами, парком, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке. С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии в краеведческий музей. (фото)

Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя детей с национальной одеждой - мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей детей, познанию мордовской культуры. (фото)

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой. Работа с детьми по ознакомлению с народным искусством и развитию их творчества способствует развитию воображения у детей. Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами мордовского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства - потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремимся так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. (фото)

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги обязаны сами его хорошо знать. Они должны продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для республики Мордовия. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Поэтому мы неоднократно организовывали выставки на тему: «Мой край, Мордовия моя». (фото)

В результате проделанной работы:
- дети осознают собственную принадлежность к мордовской национальности, имеют представления о народах, населяющих республику Мордовию, их языках. традициях, обычаях;
- дети знают и любят родной посёлок, знают его историю и достопримечательности;
- дети знакомы с республикой Мордовия, её столицей, знают герб, флаг, гимн РМ, знакомы с природными и географическими особенностями родного края;
- различают знакомые мордовские фольклорные жанры (сказки, колядки, считалки, потешки);
- владеют несложными образцами мордовской речи;
- знают мордовские песни и танцы, мордовские игры и с удовольствием играют в них;
- знают названия и элементы мордовской народной одежды;
- дети способны самостоятельно выделять характерные особенности мордовской вышивки передавать их в рисунке, аппликативной работе, создавать композиции;
- знакомы с некоторыми видами мордовского декоративно прикладного искусства.

Юденко Ольга Николаевна

Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение самосознания человека является фундаментальной проблемой психологической науки. Пристальный интерес ученых к этой проблеме объясняется ее большой значимостью в контексте решения тех задач, которые связаны с разработкой обшей теории личности. В отечественной и зарубежной психологии имеется немало научных работ, в которых обстоятельно рассматривается происхождение и сущность самосознания (Б.Г.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, И.С.Кон, А.Г. Спиркин, П.Р.Чамата), его структура (У.Джемс, К.Роджерс, А.Маслоу. Э.Эриксон, Р. Берне, В.С. Мерлин, К.К.Платонов, В.В. Столин), эмоционально-ценностные характеристики самосознания (В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова, М. Розенберг, И.С. Кон) и другие аспекты.

Большое внимание в научной литературе уделяется и проблеме национального самосознания, как одного из важнейших компонентов самосознания личности Эта проблема рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях в русле изучения наций и национальных отношений, национальных особенностей самосознания, характеристик этнического самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования национального характера и национальной психологии (Л. Гумилев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Дашдамиров, Ю.В. Бромлей, Г.В. Старовойтова, В.Р. Филиппов, Э.А. Баграмов, И.С. Кон, М.В. Крюков, А.А. Леонтьев, А.П. Оконешникова, А.Д. Карнышев, Р.Д. Санжаева и другие)

На современном этапе развития межнациональных отношений, который характеризуется обострением этнических противоречий как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность. Жизнь показывает, что при определенных условиях рост национального самосознания может играть деструктивную роль и углублять межнациональные конфликты и противоречия Напротив, своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению.

К сожалению, приходится констатировать, что в научной литературе почти нет работ, посвященных развитию национального самосознания в процессе онтогенеза. Имеются лишь единичные публикации (А.П. Оконешникова, И.А. Снежкова, Г.В. Залевский), в которых рассматриваются вопросы этнических стереотипов у детей, возрастные особенности национального самосознания школьников, межэтническое восприятие и понимание подростками друг друга. Есть также научно-методические разработки по отдельным компонентам проявления национального самосознания (отношение детей к Родине и родному краю, понимание ими национальной символики и т.д.), но целостная картина его формирования и возрастной динамики в этих работах не прослеживается.

Особенно мало внимания в работах по вопросам развития национального самосознания уделяется дошкольному возрасту. Между тем, этот возраст, как известно, представляет собой такой период в становлении личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, уважение и понимание других людей, независимо от их социального происхождения, национальной

принадлежности, языка и вероисповедания, а также интенсивно формируется самосознание ребенка. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных духовно-нравственных ценностей может предотвратить возможное отчуждение детей от отечественных и национальных идеалов.

Актуальность изучения содержания и возможностей развития национального самосознания в дошкольном возрасте, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической психологии послужили основанием выбора темы нашего диссертационного исследования.

Цель исследования - изучить содержание и динамику национального самосознания у дошкольников.

Объект исследования - национальное самосознание личности.

Предмет исследования - особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности (целенаправленной системы обучающих и игровых занятий по разработанной нами программе).

Гипотезы исследования:

1. Национальное самосознание у детей дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые проявляются в разной степени выраженности его содержательных и структурных компонентов.

2 Включение детей в специально организованную деятельность положительно влияет на процесс формирования национального самосознания.

Задачи исследования"

1 Изучить состояние проблемы национального самосознания в современной психолого-педагогической, философской и этнографической литературе.

2.Разработать методики и процедуры экспериментального исследования национального самосознания в дошкольном возрасте.

4.Исследовать влияние специально организованной деятельности на процесс развития и формирования национального самосознания дошкольников.

Теоретико-методологической основой исследования были общенаучные принципы отечественной психологии, в частности, культурно-историческая теория развития психики человека (Л.С. Выготский); принцип деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); социально-психологическая теория личности (Г.М.Андреева, А В.Петровский). Мы опирались также на теоретическую концепцию этноса (Ю.В. Бромлей) и основные положения педагогической и возрастной психологии (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В.С. Мухина).

Методы исследования. В соответствии с задачами исследования в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, этнографической литературы; проективные методы, беседа, анализ продуктов деятельности. Кроме того нами был разработан и модифицирован комплекс диагностических методик, с помощью которых изучались содержательные компоненты, характеризующие развитие самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе дошкольников. При обработке полученных данных использовались методы математической статистики, а также качественный анализ результатов исследования.

База исследования. Работа проводилась в течение 1996-1999 годов на базе дошкольных образовательных учреждений NN 49, 120, 140 г. Красноярска. Общий объем выборки составил 143 ребенка в возрасте от 5 до 7 лет. Исследование проходило в три этапа. На первом (1996-97 гг.) был проведен теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и этнографической литературы по проблеме исследования. Отобраны имеющиеся и разработаны авторские методики для изучения выделенных компонентов национального самосознания. На втором этапе (1997-98 гг.) изучались особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности, проводилась коррекция диагностических процедур и осуществлялось основное исследование в старших и подготовительных группах детских садов. На третьем этапе (1998-99 гг.) были обобщены результаты исследования и оформлен текст диссертации.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась опорой на совокупность исходных методологических и теоретических положений отечественной психологии, комплексом научных методов и методик, адекватных задачам и гипотезе исследования, апробацией результатов исследования в практической деятельности, а также проверкой статистической значимости полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость. В исследовании уточнено понятие «национальное самосознание». Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими. Выявлены и охарактеризованы содержательные компоненты национального самосознания дошкольников: национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности.

Обнаружено, что у детей в возрасте 7 лет (в сравнении с детьми 5 лет) проявляются более адекватные представления и более осознанное эмоционально-ценностное отношение к сущностным проявлениям национального самосознания, что свидетельствует о более высоком уровне его развития. Выявлены позитивные возможности влияния специально организованной деятельности на развитие национального самосознания детей дошкольного возраста. Это влияние выражается в развитии у детей 7 лет обобщенных, осознанных, мотивированных представлений и эмоционально-ценностного отношения к своей и другим этническим общностям, характеризующим национальное самосознание.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации авторские и модифицированные методики изучения национального самосознания у детей дошкольного возраста могут быть использованы в курсах педагогической и возрастной психологии, в системе повышения квалификации работников детских дошкольных учреждений. Основные результаты и выводы исследования были использованы автором для разработки «Психологического практикума», который проводится в лицейских классах школы № 27 г. Красноярска. Кроме того, они легли в основу спецкурса «Формирование национального самосознания», читаемого для студентов дошкольного факультета Красноярского госпедуниверситета.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В дошкольном возрасте открываются возможности для целенаправленного формирования национального самосознания детей, хотя имеются и некоторые возрастные ограничения. Это связано с тем, что в старшем дошкольном возрасте сложившееся отношение к своей личности перестает соответствовать новым представлениям и возникает новое эмоциональное отношение к национальным ценностям.

2. Выделенные в исследовании содержательные компоненты национального самосознания (национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная общность, государственная общность, культурно-духовные ценности) можно с полным основанием рассматривать как показатели его сформированности у дошкольников,

3. Динамика национального самосознания характеризуется неравномерностью развития содержательных компонентов и разными уровнями их проявления у детей. В детских дошкольных учреждениях, где осуществляется специально организованная деятельность по формированию национального самосознания, происходит более успешное его становление и развитие

Апробация результатов исследования. Ход и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях аспирантскою семинара кафедры психологии Красноярского государственного педагогического университета Материалы исследования апробированы на республиканских научно-практических конференциях "Образование и социализация личности в современном обществе" (1997 и 1999 гг.); на конференции "Молодежь и образование" Сибирского института бизнеса, управления и психологии (1999 г.). По материалам диссертации опубликовано 6 научных работ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 120 источников, и двух приложений. Объем диссертации - 172 страницы машинописного текста. В работе содержится 13 таблиц и одна диаграмма.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы исследования, определяются его цели, объект, предмет, гипотеза, задачи, указывается база, методы, этапы теоретико-экспериментальной работы, а также сфера апробации полученных результатов.

В первой главе «Проблема национального самосознания в современных психолого-педагогических, философских, этнографических и исторических исследованиях» раскрываются теоретические подходы к решению данной проблемы. В зарубежной психологии можно выделить несколько направлений в ее исследовании. Так, в рамках психоаналитической концепции (З.Фрейд, К.Юнг и др.) самосознание и сознание выступают как определенная сфера психики, отличная от бессознательной. По З.Фрейду, сознание и самосознание четко не разграничиваются между собой и занимают второстепенное место по отношению к бессознательной сфере, которая, по существу, управляет ими. Сторонники бихевиоризма (Б.Скиннер, Дж Брунер), подчеркивая влияние внешней окружающей среды на психическую деятельность человека, вообще устранили

сознание и самосознание из сферы психической жизни. Они отказались от этих понятий как ненаучных, сведя всю психическую деятельность к механически толкуемым реакциям организма на внешние стимулы. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Р. Бернс и др.) самосознание рассматривается как центральный конструкт личности, который обозначается понятием «Я-концепция». Следует отметить, что зарубежные ученые внесли значительный вклад в исследование структуры и содержания этого психологического образования.

Отечественная психология рассматривает самосознание как особую качественно своеобразную форму психического, тесно связывая ее с сознанием, но не отождествляя с последним При этом выделились три основные точки зрения на соотношение сознания и самосознания. Первая состоит в признании того, что простейшее самосознание в виде неясного чувствования собственного существования в развитии ребенка предшествует сознанию (В.М.Бехтерев). Вторая точка зрения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.) выражается в том, что самосознание - это этап в развитии сознания, подготовленный развитием произвольных движений, речи и ростом самостоятельности личности. Третья точка зрения, которой придерживаемся и мы, заключается в том, что самосознание возникает и развивается одновременно с сознанием, когда к ощущениям, которые возникают под воздействием внешних предметов, "примешиваются" ощущения, вызываемые собственной активностью организма (И.М.Сеченов).

Рассматривая вопрос о структуре самосознания, отечественные психологи выделяют в нем разные стороны: когнитивный, эмоциональный и волевой компоненты (Г.А.Урун1аева); самопереживание самопознание, уровень притязаний и самооценки (К.К.Платонов); осознание собственного «Я», своих психических свойств и определенной системы социально-нравственных ценностей (В.С Мерлин); самочувствие, самопознание, самооценку, самокритичность, самоконтроль и саморегуляцию (Л.Д. Олейник).

Мы в своей работе придерживаемся концепции И.И. Чесноковой, согласно которой в структуре самосознания выделяются три компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляция поведения личности. Первый из указанных компонентов представляет собою процесс получения знаний о своей личности (через сравнение себя с другими, проекцию своих качеств на других, устремление внимания на другого с постановкой себя на его место) с постепенным усложнением способов изучения собственного мира. В результате сначала складываются отдельные стороны представления о своем «Я», а затем понимание требований общества и собственных требований к себе Второй компонент - это эмоциональные переживания человека, отражающие разные уровни отношения к тому, что он узнает относительно самого себя. В процессе формирования эмоционально-ценностного отношения к себе происходит осознание ценности и смысла собственных отношений к своей личности. И, наконец, третий компонент - это процесс включения в поведение результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения человека к своей личности. Зрелость данного компонента самосознания выражается в расширении познавательной и эмоционально-ценностной сфер, появлении собственной оценки поведения, в адекватности осознанных поведенческих реакций, поступков и действий

Рассмотренные структурные компоненты самосознания - самопознание, эмоционально-ценностное отношение личности к себе и саморегуляция поведения выступают в глубоком внутреннем единстве, создавая тем самым единство существования" самосознания личности. В главе прослеживается основная линия развития самосознания в единстве его трех сторон в рамках дошкольного возраста. Показано, что особенность развития самопознания проявляется в том, что ребенок познает себя, начиная с познания внешнего мира, других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими, Процесс изучения себя проходит у ребенка те же стадии, что и познание человеком объективного мира: от простых самоощущений (сначала чисто органических) к самовосприятию, самопредставлению, мнениям и понятиям о себе.

В начале своего развития самопознание осознается лишь как внешняя, видимая сторона собственных действий и поступков. Отграничения себя от внешнего мира еще четко не фиксируются. В дальнейшем в результате сопоставления себя с другими людьми и обобщения того, от чего ребенок отграничивается, происходит выделение собственного «Я». Определенной ступенью развития самопознания ребенка является возникновение у него способности самостоятельно передвигаться в пространстве. Это дает начало новым формам взаимоотношения со взрослыми и углубляет осознание себя как самостоятельного субъекта. С возникновением и развитием речи ребенка сфера его взаимоотношений с людьми значительно расширяется.

Развитие эмоционально-ценностного отношения происходит в зависимости от эмоциональной сферы ребенка и его эмоционального опыта в целом. Сначала эмоции ребенка ситуативны и неглубоки. Однако, постепенно расширяясь, эмоциональная сфера ребенка начинает более адекватно отражать связь отдельных эмоций с предметами переживаний; что приводит в конечном итоге к формированию эмоционально-ценностного отношения к своей личности. Поскольку отношение более инертно, чем знание, оно постепенно начинает отставать в своем развитии от конкретных представлений и знаний, которые постоянно обновляются. Наступает такой период, когда аффективная сторона перестает соответствовать когнитивной, что приводит к определенному конфликту между ними, который разрешается с помощью возникновения нового содержания самосознания.

Способность обобщать ребенком собственные переживания, по мнению Л С. Выготского, к 6-7 годам достигает достаточно высокой ступени развития, что приводит к оформлению регулятивной функции самосознания. Эта функция развивается во взаимосвязи с самопознанием и эмоционально-ценностным отношением и находит свое выражение в формировании произвольного поведения ребенка. Если на ранних этапах развития произвольное поведение опосредовалось через выполняемую ребенком роль, то к 6-7 годам он начинает регулировать свое поведение через отношение к себе и своим возможностям. Произвольное поведение, основанное на осознании своих возможностей и включающее различные формы мыслительной деятельности, является признаком регулятивной функции самосознания ребенка.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте возникают все предпосылки для развития национального самосознания, а именно: в сфере самопознания происходит накопление знаний о себе и своих возможностях, выделяется собственное «Я», расширяются границы отношений ребенка с внешним миром; в сфере самоотношений значительно увеличивается круг общения, расширяется общий эмоциональный опыт ребенка и формируется эмоционально-ценностное отношение к себе; в сфере саморегуляции происходит осознание своих возможностей, соотнесение их с условиями реализации своих действий, усиливается регулирование своего поведения через отношение к себе и своим возможностям, развивается способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане.

Далее в главе рассматривается сущность и содержание национального самосознания. Термин «национальное самосознание» появился в связи с исследованиями национальной психологии, которая существует в виде специфических черт национального характера, национальных чувств и настроений, национальных интересов, ориентации, традиций, привычек и т.д. (Б.Ф. Поршнев, А.Ф. Дашдамиров, Н.Д. Джанилъдин).

В сущность национальной психологии пытались проникнуть еще ученые древности, начиная с Геродота и Тацита Гиппократ физические и психологические особенности разных наций и народов объяснял через специфику их географического положения и климатических условий. Большой интерес к изучению национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма, когда на смену старой национальной замкнутости пришла всесторонняя связь и зависимость наций друг от друга.

В исследованиях первой половины XX в. развитие научных представлений о сущности национальной психологии шло под сильным влиянием американской «этнопсихологической школы» (А. Кардинер, Р. Линтон, Э. Сэпир, Р. Бенедикт, И. Холлоуэлл), в рамках которой изучались особенности формирования национального характера, конкретные национально-психологические особенности представителей различных народов и наций, формирование личности представителя той или иной национальной общности.

В 50-60-е годы получила распространение теория «модальной личности», то есть такой личности, которая в абстрактно-общем виде выражает главные характеристики психологии того или иного народа (Дейкер, Снайдер) На основе этой теоретической модели в 70 -90-е гг. на Западе были развернуты широкие исследования, которые в последнее время приняли форму кросскультурного изучения психологии представителей различных национальных общностей в процессе их общения и взаимодействия с людьми из других этнических обшностей

В России национальная психология стала объектом научного интереса, начиная с трудов М В.Ломоносова, а позднее Н.И.Новикова, Д.И.Фонвизина, Н М Карамзина, А.Н.Радищева. Славянофилы (Д.В.Веневитинов, А.С.Хомяков, И В.Киреевский) утверждали, что становление национального самосознания - это путь к достижению национальной самобытности, созданию своей культуры и искусства. Западники (А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.) усматривали начало истинного развития России в петровских преобразованиях, связывая воедино национальное и общественное самосознание.

К началу XX в. в России появился ряд самостоятельных научных исследований (В.В.Ивановский, П.И.Ковалевский, В.В.Мавродин), в которых национальное самосознание трактуется как самосознание народа, народности или нации, единства их интересов и психического склада. Значимым этапом в изучении национального самосознания стала дискуссия по теории этноса и теории нации (60-70 гг.). В материалах дискуссии (В.И. Козлов., П.И. Кушнер, К.В. Чистов и др.) проявились разные подходы к решению данной проблемы: ученые, придерживающиеся так называемого функционально-исследовательского подхода, уделяли основное внимание эмпирическому изучению психологических особенностей представителей различных национальных общностей, формулируя на основе полученных выводов конкретные теоретические и методологические положения (Ю.В. Бромлей, С.И. Королев, Г.У. Кцоева). Приверженцы другого подхода (теоретико-аналитического) изучали данный вопрос с точки зрения теоретического уровня познания общественных явлений (С.А. Арутюнов, Л М. Дробижева, А.Ф Дашдамиров и др.).

Опираясь на имеющиеся исследования, мы в своей работе рассматриваем национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, а также понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими. В структуре национального самосознания, как и. в структуре самосознания личности, основными компонентами выступают: самопознание своей этнической принадлежности, эмоционально-ценностное отношение к этой принадлежности и саморегуляция поведения личности в условиях своей этнической общности. Анализ этих исследовании послужил для нас основанием сделать предположение, что национальное самосознание детей старшего дошкольного возраста находится в стадии становления и выделить следующие его содержательные компоненты: национальную идентификацию., национальные стереотипы, осознание общности исторического прошлого, территориальной и государственной общности, культурных ценностей. Результаты этих исследований позволили также сделать вывод о возможности развития национального самосознания в старшем дошкольном возрасте

Во второй главе «Организация и анализ результатов исследования психологических особенностей развития национального самосознания дошкольников» излагаются исходные положения, методики, процедура и результаты исследования особенностей развития национального самосознания у дошкольников

При разработке программы и методик исследования мы опирались на принципиальные положения деятельностного подхода, сформулированные в отечественной психологии. Процедура обследования детей заключалась в следующем Им предлагалось нарисовать на определенную тему ряд рисунков, выполнить специальное игровое задание, ответить на поставленные взрослым вопросы и т.д. По окончании выполнения заданий с каждым ребенком проводилась индивидуальная целенаправленная беседа. Ответы детей фиксировались в письменном протоколе и на магнитофонной ленте. Полученные материалы затем обрабатывались. В качестве основной единицы измерения было избрано наличие или отсутствие в ответах детей адекватных представлений о тех или иных содержательных компонентах национального самосознания. Все использованные методики были нацелены на выявление уровня развития таких его компонентов как национальная идентификация, национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная и государственная общность, культурн-духовные ценности.

Полученные результаты показали, что в идентификационном ряду национальная идентификация, т.е. представления дошкольников о своей этнической принадлежности, почти не проявляется. В самосознании детей представлены лишь половая и родственная принадлежность, причем выраженность первой значительно сильнее. При изучении национальных стереотипов было выявлено наличие представлений о своей и других этнических группах, но такой компонент как дифференциация отношений к своей и другим этническим группам, а также их оценка, еще отсутствует.

Общность исторического прошлого проявляется в представлениях детей об исторических событиях, о великих людях и в позитивном отношении к ним Достаточно полные представления имеются у них и о территориальной общности, размерах своей страны. Дошкольники неплохо определяют и дифференцируют понятия «Родина», «Родной край», «страна»; у них проявляется эмоционально-ценностное отношение к этим понятиям, Складываются у дошкольников и отдельные единичные представления об основных понятиях, характеризующих государственную общность, однако, еще нет четких представлений о государственной символике Что касается культурно-духовных ценностей, то настораживает тот факт, что в старшем дошкольном возрасте они в основном формируются под влиянием зарубежной культуры, а национальный слой культуры нередко смещается в сторону от российской действительности.

Обобщенные данные о динамике развития отдельных компонентов национального самосознания в рамках дошкольного возраста представлены в таблице 1. В ней показано распределение детей по уровню развития самосознания. Первый уровень определялся нами на основании наличия в ответах детей признаков, адекватных сущности содержательных компонентов, второй - по наличию несущественных признаков и третий - при отсутствии в ответах детей как существенных, так и несущественных признаков.

Как видно из таблицы, первого уровня развития национального самосознания в возрасте 5 лет достигло 19% детей. В возрасте 7 лет количество таких детей почти вдвое больше - 36% Значительное число детей (41%) находится на втором уровне развития как в старшей, так и в подготовительной группах Число детей, находящихся на третьем уровне развития, среди семилеток почти в два раза меньше, чем в возрасте 5 лет,

Качественный анализ содержания и динамики национального самосознания показал, что развитие основных его содержательных компонентов выражается в формировании личностно-позитивного отношения и обогащении представлений. Так, процесс национальной идентификации идет по линии усиления восприятия внешних, конституциональных особенностей представителей разных этнических групп, обогащаются и расширяются представления дошкольников об историческом прошлом страны; у детей 7 лет, в сравнении с детьми 5 лет, проявляется дифференциация в определении основных понятий (Родина, родной край, страна), а также осознание их значимости.

Таким образом, поуровневая количественная и качественная характеристика детей разных возрастных групп позволила сделать вывод, что дети 5 лет в своем большинстве не имеют еще адекватных представлений о существенных признаках национального самосознания. Напротив, дети 7 лет обнаруживают уже значительное продвижение в развитии когнитивной составляющей национального самосознания.

Таблица 1

Распределение дошкольников по уровню развития национального самосознания (в %)

Компоненты

Показатели

Национальная идентификация

Идентиф. ряд

Антроп. призн.

Качества

Национальные стереотипы

Представления о своей этн. гр.

Представления о др. эта гр.

Дифферен. Представлений

Общность исторического прошлого

Возраст страны

Истор. события

Великие люди

Памятники

Территориальная общность

размер страны

Пространств, представления

Государственная общность

Представления о флаге

Представл. о гербе, гимне

Патриотизм

Культурно-духовные ценности

Мультфильмы

Мотивы выбора

Среднестат. величина

Ее динамика характеризуется процессом появления национальной идентификации, расширением представлений о разных этнических группах, обогащением и расширением представлений детей об историческом прошлом страны, проявлением дифференциации в определении основных понятий Эмоционально-ценностное отношение детей-семилеток к своей этнической общности также развивается, причем это развитие идет на фоне позитивного отношения к своей и другим этническим общностям.

В третьей главе «Формирование национального самосознания дошкольников в условиях специально организованной деятельности» представлена опытно-экспериментальная программа формирования национального самосознания дошкольников и изложены результаты работы по этой программе в условиях специально организованной деятельности

В теории и практике дошкольного образования наиболее известны программы «Радуга», «Детский сад - дом радости», «Развитие», «Истоки», «Я -человек», «Родной край», «Наследие». Некоторые из концептуальных положений, на которых они построены, были учтены нами при разработке нашей собственной опытно-экспериментальной программы. Кроме того, мы придерживались положения, что формирование у дошкольников национального самосознания должно строиться на тесном сочетании чувства национальной гордости и уважения к другим народам, т.к. состав большинства детских садов нашей страны многонационален. Мы также исходили из того, что программа должна предусматривать ознакомление детей с трудом, бытом, искусством, историей, географией народов, населяющих ту страну, область или край, в котором проживают дети, и подводить их к пониманию значения межнациональных связей.

Разработанная нами программа была нацелена на проверку рабочей гипотезы исследования о положительном влиянии специально организованной деятельности на формирование национального самосознания дошкольников. Ее содержание было направлено на развитие основных структурных компонентов национального самосознания (самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе). В соответствии с этим программа включала четыре раздела. Первый раздел «Специально организованные занятия» посвящен формированию у ребенка представлений о своей и других национальностях: их историческим, географическим, государственным, культурным особенностям. Второй раздел «Проведение народных праздников, посвященных культуре, быту разных национальностей» направлен на воспитание интереса и уважения к людям своей и других национальностей, их деятельности, культуре, быту; развитие чувства гражданственности, патриотизма; формирование представлений о своей стране и о своем крае. Третий раздел «Знакомство с литературой и произведениями фольклора разных этнических групп» имел целью ввести детей в традиционную русскую культуру и культуру других народов, посредством их приобщения к ценностям национальной культуры через художественную литературу и музыкальные произведения. И, наконец, четвертый раздел «Формирование некоторых навыков народных ремесел» был посвящен приобщению детей к элементам декоративно-прикладного искусства и ремесел.

Содержание программы реализовывалось на доступных для понимания дошкольников сведениях из этнографии, литературы, искусства, географии, истории. Работа строилась на разнообразном по объему и значению материале национальной культуры. Были разработаны методические материалы к разным разделам, сценарии праздников и формы работы с детьми. Предусматривалась также организация детской жизни на занятиях, в разнообразных нерегламентированных видах деятельности и в свободное время. При этом осуществлялось сочетание индивидуальной и совместной деятельности в разных ее видах (игре, лепке, изобразительном искусстве, музыке и т.д.). Для проверки выдвинутой нами гипотезы было проведено исследование в двух детских садах г Красноярска, где реализовывалась опытно-экспериментальная программа Результаты, полученные в этих детских садах до осуществления программы, сравнивались с результатами, полученными после ее проведения.

Диаграмма 1

Представленность содержательных компонентов структуры национального самосознания у дошкольников до осуществления экспериментальной программы и после нее.


Как видно из диагр. 1, у детей направленных детских садов под влиянием специально организованной деятельности значительно успешнее развиваются все компоненты национального самосознания Исключение составляют лишь национальные стереотипы Заметно увеличивается идентификационный ряд наряду с половой принадлежностью и родственными связями появляется указание на свою национальную принадлежность По компоненту «общность исторического прошлого» появляется новое качественное наполнение дети уже не только «узнают» великих людей и называют их, но и относятся к ним как к великим основываясь прежде всего на их внутренних качествах В представлениях о Родине, Родном крае, стране, у детей направленных садов также заметно опережение Наблюдается рост патриотизма (однако представления об основной государственной символике и обобщенные образы характеризующие государственную общность, остаются прежними) Изучение и сравнение культурно-духовных ценностей отличий не выявило

Анализ уровней развития национального самосознания в данныхдетских садах также подтверждает положительное влияние специально организованной деятельности. Из таблицы 2 видно что в направленных детских садах количество детей с первым (более высоким) уровнем развития национального самосознания значительно увеличилось после проведения экспериментальной программы. Это значит что деятельность в которую были включены дети направленных детских садов, обеспечила формирование более обобщенных и дифференцированных представлений о своей личности и об этнических группах, а также способствовала развитию осознанного мотивированного эмоционально-ценностного отношения к явлениям, характеризующим национальное самосознание

Распределение дошкольников по уровням развития национального самосознания до и после осуществления экспериментальной программы (в %)

Таблица 2

Компоненты

Показатели

После программы

До программы

Национальная идентификация

Идентифик. ряд

качества

Общность исторического прошлого

знание памятников

поставили бы памятник

Мотивация

Территориальная общность

Пространств представления

отношение к Родине

Государств общность

Патриотизм

Культурно духовные

ценности

Мультфильмы

мотивы выбора

Среднестатистич. величина

В заключении диссертации подводятся итоги выполненной работы намечаются перспективы дальнейших исследований и делаются следующие

выводы.

1 Теоретический анализ изученной научной литературы позволил уточнить сущность феномена самосознания Мы рассматриваем его возникновение как результат накопления активного опыта человека в познании внешнего и внутреннего мира который возникает и развивается одновременно с сознанием В соответствии с этим мы определяем понятие «национальное самосознание» как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности своего положения в этой этнической общности и системе общественных отношений, понимание национальных интересов и взаимоотношений данной этнической группы с другими

2 Структура национального самосознания соответствует структуре целостного самосознания личности (самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе саморегуляция поведения) Она реализуется через следующие содержательные компоненты национальная идентификация национальные стереотипы, общность исторического прошлого, территориальная и государственная общность, культурно-духовные ценности

3 В рамках изученного возрастного периода наблюдается существенное отличие между дошкольниками пяти и семи лет. У семилетних детей структурные составляющие национального самосознания характеризуются достаточно высоким уровнем развития национальной идентификации, расширением представлений о разных этнических группах и об их историческом прошлом, проявлением дифференциации в определении основных понятий (Родина. Родной край, страна), осознанием их значимости, а также формированием адекватного сущностного отношения к разным этническим группам.

4 Полученные в результате исследования данные подтвердили гипотезу о том, что специально организованная деятельность позитивно влияет на процесс формирования национального самосознания дошкольников. Это влияние выражается в опережающем развитии у детей более обобщенных, осознанных, мотивированных представлений и эмоционально-ценностного отношения к своей и другим этническим группам.

5. Использованные в диссертации авторские и модифицированные методики можно оценить как достаточно информативные и адекватные для изучения особенностей национального самосознания детей дошкольного возраста. Эти методики могут быть применены и в других аналогичных исследованиях.

6 Проведенная апробация диссертационного исследования дает основание говорить о том, что его результаты и выводы могут быть использованы в практике работы детских дошкольных учреждений

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. К постановке проблемы самосознания в дошкольном возрасте. // Пути совершенствования партийного руководства осуществлением перестройки: опыт и проблемы: Тезисы докладов и сообщений краевой научно-практической конференции. - Красноярск: Изд-во КГПИ, 1989.

2. Влияние анализа поступков сказочных героев на развитие самооценки дошкольников. // Гуманизация и демократизация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа: Тезисы конференции. - Красноярск Изд-во КГПИ, 1992.

3. К исследованию психологической готовности детей к обучению в школе. // Проблема обновления образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа: Тезисы конференции. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1995,

4. Методические разработки к семинарским и лабораторным занятиям по социальной психологии. - Красноярск: Изд-во КГПУ, 1996.

5. К вопросу о структуре национального самосознания. // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы республиканской научно-практической конференции. Часть 1. -Красноярск: изд-во КГПУ, 1997.

6. Влияние специально организованной деятельности на развитие национального самосознания дошкольников. // Образование и социализация личности в современном обществе: Тезисы научно-практической конференции. -Красноярск: Изд-во КГПУ, 1999.