Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава. VIII. Сигналы, применяемые для обозначения поездов, локомотивов и другого железнодорожного подвижного состава I. Общие положения

Заградительный огонь
ЗОМ-80LED >10cd, 30-235V AC/DC, IP65.
ТУ 3461-001-69016606-2010

Назначения прибора:

Заградительные огни (светильники сигнальные) ЗОМ-80LED >10cd ТУ 3461-001-69016606-2010, предназначены для обозначения высотных объектов (препятствий) представляющих опасность для передвижения воздушного транспорта (крановые установки, высотные сооружения и дома, дымоходные трубы, ретрансляционные мачты, аэродромы), световой маркировки протяженных объектов и для постоянного свечения на наземных объектах в качестве сигнального огня.

Технические характеристики:

Данный прибор спроектирован специально для сложных климатических условий республик бывшего СССР, успешно прошёл, климатические испытания и рассчитан на эксплуатацию при низком качестве электроэнергии. Прибор оснащён встроенной системой контроля состояния, с возможностью подачи сигнала на внешнее устройство мониторинга или передающее устройство, а также специализированным контролером источника питания, который обеспечивает:

  • Защиту от перенапряжений;
  • Защиту от колебаний напряжения питания;
  • Грозовую защиту;
  • Защиту от КЗ в одном из кластеров, что повышает «живучесть» модуля.

Характеристики прибора красного цвета, постоянного свечения полностью соответствуют требованиям ICAO (международным нормам), предъявленным к заградительным огням малой интенсивности тип А, установленных на неподвижных объектах.

  • Климатическое исполнение: УХЛ1 по ГОСТ 15150;
  • Группа условий эксплуатации М3 по ГОСТ 17516.1;
  • Степень защиты: IP65 по ГОСТ 14254;
  • Огни устойчивы к воздействию: инея, дождя, соляного тумана, динамического действия пыли, вибрационных нагрузок, солнечной радиации, резкой смены температуры (теплового удара);
  • Светофильтр: прозрачный, красный;
  • Материал корпуса: поликарбонат;
  • Масса: не более 1.2 кг;

Электрические характеристики:

    Входное напряжение питания любой полярности, Uвх.: 30-235V, AC/DC.

    Входной ток любой полярности, Iвх. (мА): 140…45;

    Постоянный ток через светодиод Iсв., не менее (мА): 20;

    Максимальная потребляемая мощность, не более (Вт): 6;

    Максимальное коммутируемое напряжение контактами «Kontr», (В): 350;

    Максимальное коммутируемый ток контактами «Kontr», (мА): 90.

Светотехническая характеристика:

    Источник света – устройство светодиодное полупроводниковое.

    Количество светодиодов: 80 шт. по 12 кд, угол 40°;

    Средний срок службы светодиодного устройства: 80 000 часов.

    Излучение: всенаправленное, цвет-красный;

    Угол рассеивания: нормированное значение 10°, фактическое 30°;
    Сила света в направлении +6°: нормированное значение 10 кд, фактическое 13 кд;

    Сила света в направлении +10°: нормированное значение 10 кд, фактическое 10 кд;

    Сила света в направлении -6°: значение не нормируется, фактическое значение 13.5 кд;

    Средняя сила света в направлениях -50° + 50°: значение не нормируется, фактическое значение 10.4 кд

Преимущества конструкции:

    Широкий диапазон напряжения питания позволяет коммутировать заградительные огни «ЗОМ-80LED» с источниками питания как переменного, так и постоянного тока напряжением 30-235В, при этом не требуется соблюдение полярности.

    Встроенная система мониторинга состояния, позволяет дистанционно контролировать работоспособность, как всего комплекса заградительных огней, так и каждого отдельного светильника.

  • Система мониторинга состояния содержит гальванически-развязанные, нормально-замкнутые контакты, что позволяет с лёгкостью интегрировать её в любую структуру дистанционного мониторинга.

Ни один из представленных на рынке Российской Федерации светодиодных источников света, применяемых в заградительных огнях, не обладает всем перечнем преимуществ реализованных в ЗОМ-80LED

Комплектность:

Основные требования к монтажу и эксплуатации:

Светильники ЗОМ крепятся при помощи держателя (штанги) на крышах зданий, столбах, мачтах и т. д. При смене лампы необходимо верхнюю часть огня отвернуть от его основания и проследить за тем, чтобы при сборке прокладка была установлена на место. Протирку светофильтра производить по мере загрязнения чистой ватой, мягкой фланелью или замшей без использования растворяющих и абразивных веществ. После очистки плафон следует протирать ватой, смоченной в спирте.

Упаковка:

Упаковка заградительного огня по ГОСТ 23216 для условий хранения 2 (с) ГОСТ 15150. Светильники ЗОМ упаковывают в транспортную тару, обеспечивающую их сохранность и защиту от механических повреждений и атмосферных осадков.

Техника безопасности:

Для обеспечения безопасности при эксплуатации заградительного огня ЗОМ запрещается:

  • Производить замену лампы на источник света с боле низким показателем силы света;
  • Производить любые работы с заградительными огнями ЗОМ при включённом напряжении;
  • Сборку и эксплуатацию заградительного огня с повреждённой изоляцией.
    При монтаже и эксплуатации заградительного огня ЗОМ необходимо руководствоваться правилами устройств электроустановок (ПУЭ).

Гарантии изготовителя:

Завод гарантирует безотказную работу изделия при соблюдении правил эксплуатации на протяжении 1 года!

10cd, 30-235V AC/DC, IP54" src="http://zom-sdzo.ru/images/banner-a1-4.jpg" width="690" hspace="0" height="687" border="0">

Россия. Заградительные огни, сигнальные светильники ЗОМ, ЗОМ-СД, ЗОМ-48LED, ЗОМ-80LED, ЗОМ-ППМ и СДЗО. ООО «АЭРОСИГНАЛ» г. Москва, РФ, является ведущим производителем заградительных огней, сигнальных светильников ЗОМ, ЗОМ-СД, ЗОМ-48LED и ЗОМ-80LED и предлагает своим клиентам десять модификаций сигнальных светильников. Осуществляет поставки заградительных огней, сигнальных светильников ЗОМ, ЗОМ-СД, ЗОМ-48LED и ЗОМ-80LED в любую точку Российской Федерации и СНГ. Заградительный огонь, сигнальный светильник ЗОМ с лампой 60 Вт, является лучшим ценовым предложением на рынке России в данном сегменте.

85. В этой главе все указания по размещению сигналов с правой или левой стороны даны по направлению движения.

86. Голова поезда при движении на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначается: днем – одним прозрачно-белым огнем прожектора; ночью дополнительно обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса (рис. 188).

Голова поезда при движении по неправильному железнодорожному пути обозначается: днем и ночью – красным огнем фонаря с левой стороны, с правой стороны – прозрачно-белым огнем фонаря (рис. 189).

На локомотиве, следующем в голове поезда или без вагонов, мотор-вагонном поезде, при движении по железнодорожным путям общего пользования на однопутных и по правильному и неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках днем и ночью должен быть включен сигнальный прозрачно-белый огонь прожектора. Голова мотор-вагонного поезда ночью может обозначаться и одним прозрачно-белым огнем прожектора.

87. Голова грузового поезда при движении вагонами вперед на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках днем сигналами не обозначается, ночью обозначается прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса (рис. 190).

При движении вагонами вперед по неправильному железнодорожному пути голова грузового поезда обозначается: днем – развернутым красным флагом, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником, находящимся на передней переходной площадке; ночью – прозрачно-белым огнем фонаря у буферного бруса и красным огнем ручного фонаря, показываемым с левой стороны сопровождающим поезд работником (рис. 191).

88. Хвост поезда при движении на однопутных и по правильному и неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначается:

1) грузового и грузопассажирского днем и ночью – красным диском со светоотражателем у буферного бруса с правой стороны (рис. 192);

2) пассажирского и почтово-багажного днем и ночью – тремя красными огнями (рис. 193).


Рис. 192 Рис. 193

Локомотив, находящийся в хвосте грузового поезда, а также локомотив, следующий без вагонов, сзади обозначаются: днем и ночью – красным огнем фонаря у буферного бруса с правой стороны (рис. 194).

Порядок обозначения сигналами поездов при движении вагонами вперед и не сопровождаемых составителем, обеспечивающий при этом безопасность движения поездов и безопасность работников организаций железнодорожного транспорта, устанавливается владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

На железнодорожных путях необщего пользования специализированные поезда (вертушки), обращающиеся на открытых горных разработках при движении на однопутных, двухпутных и многопутных участках при движении локомотивом вперед и вагонами вперед обозначаются:

1) голова поезда:

днем – локомотив сигналами не обозначается, а вагон обозначается диском красного цвета у буферного бруса вагона с правой стороны (рис.195);

ночью – двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса локомотива (рис. 188) или одним прозрачно-белым огнем у буферного бруса вагона с правой стороны, при этом головной вагон дополняется устройством звуковой сигнализации;

Рис. 195 Рис.196

2) хвост поезда:

днем – диском красного цвета у буферного бруса вагона с правой стороны (рис. 196), локомотив в хвосте поезда сигналами не обозначается;

ночью – одним прозрачно-белым огнем фонаря на буферном брусе вагона с правой стороны (рис. 197) или двумя красными огнями на буферном брусе локомотива (рис. 198).

Рис. 197 Рис. 198

89. Подталкивающий локомотив и специальный самоходный железнодорожный подвижной состав обозначаются сигналами так же, как и локомотив без вагонов.

Подталкивающий локомотив и хозяйственный поезд при возвращении с двухпутного перегона по неправильному железнодорожному пути обратно на железнодорожную станцию отправления обозначаются сигналами следования по неправильному железнодорожному пути.

90. В случае разрыва на перегоне грузового поезда хвост части поезда, отправляемой на железнодорожную станцию, обозначается: днем – развернутым желтым флагом у буферного бруса с правой стороны; ночью – желтым огнем фонаря (рис. 199).

Последняя убираемая часть поезда обозначается так же, как хвост грузового поезда.

91. Поезда на многопутных участках обозначаются так же, как на однопутных и двухпутных в зависимости от установленного порядка движения по одному или другому железнодорожному пути многопутного участка.

92. Снегоочиститель при движении на однопутных и по правильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначается:

1) если в голове снегоочиститель:

днем – два желтых развернутых флага на боковых крюках;

ночью – два желтых огня боковых фонарей, а в сторону локомотива – два прозрачно-белых контрольных огня (рис. 200);

2) если в голове локомотив:

днем – два желтых развернутых флага у буферных фонарей;

ночью – два желтых огня буферных фонарей (рис. 201).

Хвост снегоочистителя обозначается как хвост одиночно следующего локомотива.

93. Снегоочистители при движении их в голове по неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках обозначаются:

днем – два желтых развернутых флага и красный развернутый флаг под желтым слева на боковых крюках;

ночью – соответственно два желтых и один красный огни фонарей, а в сторону локомотива – три прозрачно-белых контрольных огня (рис 202).

Если в голове локомотив, то он обозначается так же, как снегоочиститель при движении в голове (рис. 202).

94. Локомотив при маневровых передвижениях, в том числе при следовании к составу и от состава поезда, ночью должен иметь по одному прозрачно-белому огню впереди и сзади на буферных брусьях со стороны основного пульта управления локомотивом.

95. Дрезины съемного типа, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы при нахождении на перегоне должны иметь:

на однопутных и при движении по неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках: днем – прямоугольный щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или развернутый красный флаг на шесте; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте;

на двухпутных участках при следовании по правильному железнодорожному пути: днем – прямоугольный щит, окрашенный с передней стороны в белый и с задней в красный цвета; ночью – впереди прозрачно-белый огонь и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

Съемные ремонтные вышки на электрифицированных участках при работе на перегоне должны иметь:

на однопутных и при движении по неправильному железнодорожному пути на двухпутных участках: днем – развернутый красный флаг с двух сторон; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря;

на двухпутных участках при следовании по правильному железнодорожному пути: днем – развернутый красный флаг с правой стороны по ходу движения поездов; ночью – спереди прозрачно-белый огонь фонаря, сзади – красный огонь фонаря.

Сигналы во всех случаях должны быть закреплены на верхнем уровне заземленного пояса съемной ремонтной вышки.

Съемные ремонтные вышки и путевые вагончики на перегоне должны быть, кроме того, ограждены с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением ремонтной вышки и вагончика, на расстоянии Б, указанном в графе 4 таблицы 1, в зависимости от руководящего спуска и максимальной допускаемой скорости движения на перегоне.

При работе на железнодорожной станции:

съемная ремонтная вышка должна иметь: днем – развернутый красный флаг с двух сторон; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря;

путевой вагончик: днем – щит, окрашенный с обеих сторон в красный цвет, или красный флаг на шесте; ночью – спереди и сзади красный огонь фонаря, укрепленного на шесте.

При движении по станционным железнодорожным путям и стрелочным переводам съемная ремонтная вышка и путевой вагончик, кроме того, должны быть ограждены на железнодорожных путях общего пользования на расстоянии не менее 50 м, а на железнодорожных путях необщего пользования – не менее 15 м с обеих сторон переносными или ручными красными сигналами, переносимыми одновременно с передвижением съемной ремонтной вышки и путевого вагончика.

Ограждение с обеих сторон путевых тележек разного типа и других съемных подвижных единиц, применяемых при работах, производится в случаях, установленных владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Если на двухпутном или многопутном участке по смежному железнодорожному пути будет следовать встречный поезд, то красный сигнал, ограждающий съемную ремонтную вышку, путевой вагончик или другую съемную подвижную единицу с передней стороны, до прохода поезда снимается.

На двухпутных электрифицированных участках, кроме участков, оборудованных двухсторонней автоблокировкой, и участков, где пассажирские поезда обращаются со скоростью более 120 км/ч, допускается ограждение съемных ремонтных вышек только со стороны движения поездов по правильному железнодорожному пути.

Порядок организации работы съемных ремонтных вышек на таких участках, обеспечивающий безопасность движения поездов, устанавливается с учетом местных условий владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Работники подразделений железнодорожного транспорта, ограждающие съемные ремонтные вышки, путевые вагончики и другие съемные подвижные единицы, а также работники, руководящие передвижением съемных единиц, должны быть снабжены, кроме переносных щитов, ручных флагов и сигнальных фонарей, петардами и духовыми рожками для подачи сигналов о приближении поезда, а также сигналов для остановки поезда, если это потребуется.

Приказ Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119
"Об утверждении Федеральных авиационных правил судов"

Зона "затенения" от протяженных препятствий, расположенных в пределах внутренней горизонтальной и конической поверхностей, представляет собой полосу шириной 100 м по периметру препятствия. "Затеняющая" поверхность проходит через верх препятствия с нисходящим уклоном 15% (рис 1).

"Тень" от препятствий, расположенных вблизи границ поверхности захода на посадку, переходных поверхностей или поверхности взлета, не распространяется на зоны этих поверхностей (рис 1).

Высота "затеняющей" поверхности на расстоянии L от "затеняющего" препятствия равна

H = Hп - 0,15L, где Нп - высота "затеняющего" препятствия; L - расстояние от "затеняющего" препятствия.

Расстояние L определяется по плану внутренней горизонтальной и конической поверхностей.


3. Поверхность захода на посадку

Точечные препятствия, расположенные в пределах поверхности захода на посадку, не могут рассматриваться в качестве "затеняющих" препятствий.

Для вычерчивания зоны "затенения" от протяженных препятствий на плане поверхности захода на посадку (рис. 2) от краев "затеняющего" препятствия проводятся линии, параллельные боковым границам поверхности захода на посадку.

"Затеняющая" поверхность образуется двумя плоскостями, одна из которых проходит через верх "затеняющего" препятствия с нисходящим уклоном 15% в направлении к ВПП, вторая - горизонтально в направлении от ВПП (рис. 2). "Затеняющая" поверхность продолжается или до точки пересечения с поверхностью захода на посадку, или до точки, в которой пересекаются линии, проведенные от краев "затеняющего" препятствия (линии, образующие зону "затенения") - в зависимости от того, что ближе к "затеняющему" препятствию (рис. 2).

Высота "затеняющей" поверхности в направлении к ВПП равна:

H = Hп - 0,15L.

Высота "затеняющей" поверхности в направлении от ВПП равна:


4. Поверхность взлета

В пределах поверхности взлета зона "затенения" создается любым неподвижным препятствием (точечным или протяженным, но не легким и ломким), превышающим наклонную поверхность 1,6% или 1,2% в соответствующих случаях, установленных Нормами годности к эксплуатации аэродромов.

Внутренняя граница ее начинается от линии, проведенной через верх "затеняющего" препятствия перпендикулярно к оси зоны поверхности взлета. "Затеняющая" поверхность образуется плоскостью, проведенной горизонтально от внутренней границы зоны в направлении от ВПП до пересечения с поверхностью взлета, имеющей в соответствующих случаях наклон 1,6% или 1,2% (рис. 3).

Высота "затеняющей" поверхности равна: Н = Нп.


ж) Помимо указанных значений огни должны иметь достаточную интенсивность для обеспечения заметности при углах превышения в диапазоне между + 0 град и 50 град.

з) Пиковая интенсивность должна достигаться при вертикальном угле, примерно составляющем 2,5 град.

и) Пиковая интенсивность должна достигаться при вертикальном угле, приблизительно составляющем 17 град.

fpm - вспышек в минуту; N/A - не применимо.

Приложение N 6
к
"Размещение маркировочных знаков и устройств
на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях
электропередачи, радиотехническом оборудовании
и других объектах, устанавливаемых в целях
обеспечения безопасности полетов воздушных
судов", утвержденным приказом Росаэронавигации
от 28 ноября 2007 г. N 119




Приложение N 7
к Федеральным авиационным правилам
"Размещение маркировочных знаков и устройств
на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях
электропередачи, радиотехническом оборудовании
и других объектах, устанавливаемых в целях
обеспечения безопасности полетов воздушных
судов", утвержденным приказом Росаэронавигации
от 28 ноября 2007 г. N 119

Параметры поверхностей ограничения препятствий

Поверхность и ее параметры

Направление ВПП для захода на посадку по приборам

Направление ВПП для захода на посадку по минимумам I, II, III категорий

Класс ВПП

Класс ВПП

Коническая:

высота, м (относительно внутренней горизонтальной поверхности)

Внутренняя горизонтальная:

радиус (R), м

высота, м (относительно высоты аэродрома)

Захода на посадку:

длина нижней границы, м

расстояние от порога ВПП, м

расхождение в каждую сторону, %

первый сектор: длина, м

Горизонтальный сектор, длина

Переходная: наклон, %

Внутренняя переходная: наклон, %

Класс ВПП

Длина нижней границы, м

Расхождение в каждую сторону, %

Приложение N 8
к Федеральным авиационным правилам
"Размещение маркировочных знаков и устройств
на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях
электропередачи, радиотехническом оборудовании
и других объектах, устанавливаемых в целях
обеспечения безопасности полетов воздушных
судов", утвержденным приказом Росаэронавигации
от 28 ноября 2007 г. N 119

ранспортная прокуратура Новосибирска составила черный список высотных зданий, где нет сигнальных огней для самолетов. А это создает серьезную угрозу воздушной безопасности. Таких сооружений в нашем городе насчитывается несколько десятков. Среди них есть и жилые дома.

Проблема в том, что за внешнее освещение должны расплачиваться собственники квартир. Многих жильцов такое положение дел не устраивает. О том, что кроме коммунальных услуг и электричества придётся заплатить ещё и за безопасность полётов, жильцы домов на Челюскинцев и Нарымской узнали недавно. В 15-этажке с зелёными башнями уже всё посчитали: примерная сумма расходов составит 200 тысяч рублей. То есть, по три тысячи с каждого квартиранта.

«Жильцы просто не готовы к этому. Это очень ударит по их карману и, в общем-то, проблема, это проблема. Как её решить, я не знаю. Это как снежный ком, вот свалилось людям на голову », — говорит председатель правления ТСЖ дома на Нарымской 17/2 Лариса Шеремет .

Нарекания у транспортной прокуратуры вызвал и жилой дом через дорогу, но там все нарушения устранили за полтора месяца. Установка сигнальных фонарей на этой высотке обошлась в 75 тысяч рублей. Чтобы оборудовать крышу маяками, пришлось пожертвовать пандусом, который планировали построить в этом году. Прежде, чем выложить эту сумму, председателю правления ТСЖ пришлось прочитать весь воздушный кодекс. После этого оспаривать тот факт, кто должен платить, отпал сам собой.

«Другой разговор — может быть не надо штрафовать, это другой разговор. Потому что сначала человек должен понимать за что его штрафуют. Получается, что заплатишь штраф, а потом разъяснят, что есть такой воздушный кодекс. Вот я, например, простой обыватель советский, ну, не обязана знать воздушный кодекс », — говорит председатель правления ТСЖ дома на Челюскинцев 48/2 Марина Гейх .

По федеральному законодательству здания, над которыми самолёты начинают снижение, должны оборудовать сигнальными фонарями за счет собственника. Даже если их высота не превышает нескольких этажей.

«Подобных высотных препятствий в Новосибирске порядка восьмисот. В приаэродромной территории Толмачёво. Поверка нами только начата, поэтому в любом случае, если это здание является высотным препятствием, будете приняты меры прокурорского реагирования », — говорит помощник новосибирского транспортного прокурора Евгения Жбирь .

Прокурорская комиссия проверяет все дома, расположенные в радиусе тридцати километров от Толмачёво. Четких критериев нет. Свою роль играет и рельеф местности и такое понятие как «затенение», когда дом прячется за более высоким. На крыше такого здания маркировочные огни можно не устанавливать. Но в любом случае последнее слово за прокурором и воздушным кодексом.

«У нас в Новосибирске уж не так много небоскрёбов, которые обычный летящий самолёт может задеть крылом. НО. Бывают ситуации нештатные, когда лётчики, ну, образно говоря, в ручном режиме, когда в ручном режиме задают какие-то данные, они должны видеть. Они должны видеть вот эти здания, сооружения, которые имеют определённую высоту », — комментирует начальник управления информационной политики аэропорта Толмачёво Ирина Левит .

В чёрном списке прокуратуры оказалась и гостиница Новосибирск. На крыше 23-х-этажного здания специальные огни установлены были, но только частично. Нарушителям пришлось заплатить штраф и срочно исправить замечания. Как нам сообщили в транспортной прокуратуре, в самое ближайшее время гостиницу ждёт очередная проверка.

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(Утверждено приказом директора департамента воздушного транспорта от 19.09.1994 № ДВ-96)

З.З. ДНЕВНАЯ МАРКИРОВКА И СВЕТООГРАЖДЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ

3.3.1. Дневная маркировка и светоограждение высотных препятствий предназначены для информации о наличии этих препятствий.

3.3.2. Препятствия подразделяются на препятствия, расположенные на приаэродромной территории, и на местности в пределах воздушных трасс.

3.3.3. Высотой любого препятствия следует считать его высоту относительно абсолютной отметки участка местности, на которой оно находится.

Если препятствие стоит на отдельной возвышенности, выделяющейся из общего ровного рельефа, высота препятствия считается от подошвы возвышенности.

3.3.4. Препятствия могут быть постоянными и временными. К постоянным препятствиям относятся стационарные сооружения с постоянным месторасположением, к временным – все временно установленные высотные сооружения (строительные краны и леса, буровые вышки, опоры временных линий электропередач и т.п.).

3.3.5. Дневной маркировке подлежат:

Все неподвижные постоянные и временные препятствия, расположенные на приаэродромной территории и воздушных трассах, возвышающиеся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объекты, расположенные в зонах движения и маневрирования ВС, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов,

Расположенные на территории полос воздушных подходов на следующих расстояниях:

o до 1 км от ЛП все препятствия,

o от 1 км до 4 км высотой более 10 м,

o от 4 км до конца ПВП высотой 50 м и более,

Объекты УВД, радионавигации и посадки независимо от их высоты и места их расположения,

Объекты высотой 100 м и более независимо от места их расположения.

3.3.6. Маркировку объектов и сооружений должны выполнять предприятия, а также организации, которые их строят или эксплуатируют.

3.3.7. Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых зданий и сооружений определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.

3.3.8. Радиотехнические объекты, расположенные на приаэродромной территории, подлежат специальной маркировке и светоограждению по требованию ДВТ и МО РФ.

3.3.9. Препятствия, особо опасные для полетов ВС, независимо от места их расположения, должны иметь средства радиомаркировки, состав и тактико-технические данные которых в каждом отдельном случае должны согласовываться с ДВТ н МО РФ.

3.3.10. Дневной маркировке не подлежат объекты, которые затенены более высокими маркированными объектами.

Примечание. Затененным препятствием является любой объект или сооружение, высота которого не превышает высоты, ограниченной двумя плоскостями:

Горизонтальной, проведенной через вершину маркированного объекта в направлении от ВПП;

Наклонной, проведенной через вершину маркированного объекта и имеющей нисходящий уклон 10 % в направлении к ВПП.

3.3.11. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.

3.3.12. Объекты, которые по своему функциональному назначению должны находиться вблизи ЛП н на территории ПВП, предназначенные для обслуживания полетов (объекты УВД, БПРМ, ДПРМ, ГРМ, КРМ и др., исключая КДП):

Проекция которых на любую вертикальную плоскость имеет ширину и высоту менее 1,5 м, должны окрашиваться в один хорошо заметный цвет (оранжевый или красный) в соответствии с рис. 3.26, а;

Имеющие сплошные поверхности, проекция которых на любую вертикальную плоскость составляет или превышает 4,5 м в обоих измерениях, должны маркироваться квадратами со стороной 1,5 – 3,0 м в виде шахматной доски, причем углы должны окрашиваться в более темный цвет (рис. 3.26, б);

Имеющие сплошные поверхности, одна сторона которых в горизонтальном или вертикальном измерении превышает 1,5 м, а другая сторона в горизонтальном или вертикальном измерении составляет менее 4,5 м, должны окрашиваться чередующимися по цвету полосами шириной 1,5 – 3,0 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению и крайние окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, в).

3.3.13. На приаэродромной территории аэропортов и воздушных трассах РФ и МВЛ сооружения высотой до 100 м маркируют от верхней точки на 1/3 высоты горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 0,5 – 6,0 м (рис. 3.26, г).

Число чередующихся по цвету полос должно быть не менее трех, причем крайние полосы окрашивают в темный цвет.

На приаэродромной территории международных аэропортов и воздушных трассах международного значения эти объекты маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами той же ширины сверху до основания (рис. 3.26, д.).

3.3.14. Сооружения высотой более 100 м, а также расположенные в аэропортах сооружения каркасно-решетчатого типа (независимо от их высоты) маркируются от верха до основания чередующимися полосами шириной, принимаемой в соответствии с табл. 3.6, но не более 30 м. Полосы наносят перпендикулярно большему измерению, крайние полосы окрашивают в темный цвет (рис. 3.26, е, ж).

Размеры объектов, м

Ширина полосы, м

Не превышая

1 / 7 высоты объекта

1 / 9 высоты объекта

1 / 11 высоты объекта

1 / 13 высоты объекта

1 / 15 высоты объекта

1 / 17 высоты объекта

1 / 19 высоты объекта

1 / 21 высоты объекта

Примечание: Полосы должны быть равны по ширине; ширина отдельных полос может отличаться от ширины основных полос до ±20 %.

3.3.15. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.

3.3.16. Световое ограждение должно быть предусмотрено на всех препятствиях, указанных в п.п. 3.3.2 – 3.3.14, с целью обеспечения безопасности при ночных полетах и полетах при плохой видимости.

3.3.17. Для светового ограждения должны быть использованы заградительные огни. На особо опасных препятствиях устанавливаются высокоинтенсивные огни.

Рис. 3.26 Схема маркировки высотных препядствий

Основные схемы маркировки

Примеры маркировки и светового ограждения высоких сооружений

* Один или несколько заградительных огней низкой, средней или высокой интенсивности устанавливаются как можно ближе к самой высокой точке объекта. Верхние огни располагаются таким образом, чтобы по крайней мере обозначать точки или края объекта, имеющие самое большое превышение по отношению к поверхности ограничения препятствий. Рекомендация: При светоограждении трубы или другого сооружения аналогичного назначения верхние огни следует устанавливать ниже высокой точки препятствия на 1,5 - 3,0 м для уменьшения их загрязнения дымом.

Световое ограждение зданий

3.3.18. Препятствия должны иметь световое ограждение на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми.

На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5 – 3,0 м. Схемы маркировки и светоограждения приведены на рис. 3.26, з, и. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней.

3.3.19. Сооружения, превышающие угловые плоскости ограничения высоты препятствий, дополнительно светоограждаются сдвоенными огнями на уровне пересечения их плоскостями.

3.3.20. В верхних точках препятствия устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня. Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба заградительных огня.

3.3.21. Если в каком-либо направлении заградительный огонь закрывается другим (ближним) объектом, то на этом объекте должен быть предусмотрен дополнительный заградительный огонь. В этом случае заградительный огонь, закрытый объектом, если он не обозначает препятствия, не устанавливается. Протяженные препятствия или их группа, расположенные близко один от другого, светоограждаются в самых верхних точках с интервалами не более 45 м по общему контуру. Верхние точки наиболее высоких препятствий внутри огражденного контура и угловые точки протяженного препятствия должны обозначаться двумя заградительными огнями в соответствии с правилами, предусмотренными в п. 3.3.19 (см. рис. 3.26, и).

3.3.22. Для протяженных препятствий в виде горизонтальных сетей (антенн, линий электропередач и др.), подвешенных между мачтами, заградительные огни устанавливаются на мачтах (опорах) независимо от расстояния между ними.

3.3.23. Высокие здания и сооружения, расположенные внутри застроенных районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки.

В отдельных случаях, когда расположение ярусов заградительных огней нарушает архитектурное оформление общественных зданий, расположение огней по фасаду может быть изменено по согласованию с соответствующими отделами Департамента воздушного транспорта.

3.3.24. Светораспределение и установка заградительных огней должны обеспечивать наблюдение их со всех направлений в пределах от зенита до 50 ниже горизонта. Максимальная сила света заградительных огней должна быть направлена под углом 4 – 150 над горизонтом.

3.3.25. Заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10 кд в горизонтальной плоскости.

3.3.26. Для светоограждения отдельно стоящих препятствий, расположенных вне зон аэродромов и не имеющих вокруг себя посторонних огней, могут быть применены огни белого цвета, работающие в проблесковом режиме. Сила заградительного огня в проблеске должна быть не менее 10 кд, а частота проблесков – не менее 60 в мин.

В случае установки на объекте нескольких проблесковых огней должна быть обеспечена одновременность проблесков.

3.3.27. Световое ограждение должно включаться для работы на период темного времени суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь и т. п.).

3.3.28. Включение и выключение светового ограждения препятствий в районе аэродрома должны производиться владельцами объектов и диспетчерским пунктом УВД по заданному режиму работы.

На случай отказа автоматических устройств для включения заградительных огней необходимо предусмотреть возможность включения заградительных огней вручную.

3.3.29. Средства светового ограждения аэродромных препятствий по условиям электропитания должны относиться к потребителям электроэнергии первой категории.

Допускается электропитание заградительных огней по одной кабельной линии с шин питания электроприемника первой категории надежности.

3.3.30. Заградительные огни и светомаяки должны питаться по отдельным фидерам, подключенным к шинам распределительных устройств. Фидеры должны быть обеспечены аварийным (резервным) электроснабжением.

3.3.32. Средства светового ограждения должны иметь надежное крепление, подходы для безопасного обслуживания и приспособления, обеспечивающие точную их установку в первоначальное положение после обслуживания. Участки аэродрома, не пригодные для эксплуатации в ночное время, должны быть обозначены заградительными огнями у начала и конца участков. При этом на непригодных участках РД рулежные огни выключаются. Заградительный огонь должен быть постоянного излучения, красного цвета и иметь силу света не менее 10 кд.

3.3.33. Заградительные огни, устанавливаемые на объектах, находящихся на курсах взлета и посадки ВС (ДПРМ, БПРМ, КРМ и т. п.), должны быть размещены из линии, перпендикулярной оси ВПП, с интервалом между огнями не менее 3.0 м. Огонь должен быть сдвоенной конструкции и силой света не менее 30 кд.

Ведомственные строительные нормы ВСН 332-88 Минсвязи

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ПРЕДПРИЯТИЙ И СООРУЖЕНИЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ,
ПРОВОДНОГО ВЕЩАНИЯ, РАДИОВЕЩАНИЯ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

(Дата введения 1994-01-01)

9. НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ СВЕТООГРАЖДЕНИЯ АНТЕННЫХ ОПОР

9.1. На передающих радиоцентрах при мощности передатчиков более 10 кВт для защиты сети 0,4 кВ и ламп светоограждения от воздействия токов высокой частоты должны применяться следующие меры:

установка блокировочных конденсаторов у ламп светоограждения;

установка блокировочных конденсаторов у отключающих аппаратов при переходе питающего кабеля с подземной прокладки на воздушную;

прокладка воздушного участка питающего кабеля в металлическом заземленном экране.

Примечания.

1. В качестве экрана воздушного участка кабеля может быть использована металлическая оболочка или броня кабеля.

2. Прокладка кабеля питания светоограждения по деревянным мачтам в целях защиты от возгорания древесины должна осуществляться по изоляторам на красках, неимеющих острых углов.

9.2. На приемных радиоцентрах воздушные участки питающего кабеля светоограждения должны выполняться в металлическом экране (см. примечание 1 к п.9.1.).

9.3. Во избежание снижения эффективности антенн не разрешается размещать заградительные огни светоограждения на неметаллических опорах, устанавливаемых в тупых углах коротковолновых антенн типа РГД, если расстояние от полотна антенн до опоры менее 6 м.

9.4. При переходе питающего кабеля с подземного участка на воздушный должен устанавливаться отключающий аппарат.

9.5. Количество групп, питающих светильники светоограждения, должно быть не менее двух, при этом каждая группа должна иметь независимый аппарат защиты. Допускается объединение проводников этих групп в одном кабеле или прокладка в одной трубе.

9.6. Ручное или дистанционное управление светоограждением антенных опор должно производиться из мест, в которых находится постоянный дежурный персонал, при отсутствии постоянного дежурного персонала в дополнение к дистанционному может предусматриваться автоматическое управление.

9.7. На лампах светильников светоограждения допускается снижение напряжения не более, чем на 5% от номинального.

9.8. Необходимо предусматривать защиту светильников светоограждения от падения льда при гололеде.

Правила устройства электроустановок (ПУЭ)
Сближение ВЛ с аэродромами и вертодромами

2.5.291. Размещение ВЛ в районах аэродромов, вертодромов и воздушных трасс производится в соответствии с требованиями строительных норм и правил на аэродромы и планировку и застройку городских и сельских поселений.

2.5.292. В соответствии с Руководством по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ) в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов опоры ВЛ, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс и нарушающие или ухудшающие условия безопасности полетов, а также опоры высотой 100 м и более независимо от места их расположения должны иметь дневную маркировку (окраску) и светоограждение.

Маркировку и светоограждение опор ВЛ должны выполнять предприятия и организации, которые их строят и эксплуатируют.

Необходимость и характер маркировки и светоограждения проектируемых опор ВЛ определяются в каждом конкретном случае соответствующими органами гражданской авиации при согласовании строительства.

Выполнение дневной маркировки и светоограждения опор ВЛ производится в соответствии с РЭГА РФ. При этом следует соблюдать следующие условия:

1) дневная маркировка должна иметь два маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый. Опоры высотой до 100 м маркируют от верхней точки на 1/3 высоты горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 0,5-6 м. Число полос должно быть не менее трех, причем крайние полосы окрашивают в красный (оранжевый) цвет. На приаэродромной территории международных аэропортов и воздушных трассах международного значения опоры маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами той же ширины сверху до основания.

Опоры высотой более 100 м маркируются от верха до основания чередующимися по цвету полосами шириной, определяемой РЭГА РФ, но не более 30м;

2) для светоограждения опор должны быть использованы заградительные огни, которые устанавливаются на самой верхней части (точке) и ниже через каждые 45 м. Расстояния между промежуточными ярусами, как правило, должны быть одинаковыми. Опоры, расположенные внутри застроенных районов, светоограждаются сверху вниз до высоты 45 м над средним уровнем высоты застройки;

3) в верхних точках опор устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного. Автомат включения резервного огня должен работать так, чтобы в случае выхода его из строя остались включенными оба заградительных огня;

4) заградительные огни должны быть установлены так, чтобы их можно было наблюдать со всех направлений в пределах от зенита до 5 град ниже горизонта;

5) заградительные огни должны быть постоянного излучения красного цвета с силой света во всех направлениях не менее 10 кд.

Для светоограждения опор, расположенных вне зон аэродромов и не имеющих вокруг себя посторонних огней, могут быть применены огни белого цвета, работающие в проблесковом режиме. Сила заградительного огня должна быть не менее 10 кд, а частота проблесков - не менее 60 1/мин.

При установке на опоре нескольких проблесковых огней должна быть обеспечена одновременность проблесков;

6) средства светового ограждения аэродромных препятствий по условиям электроснабжения относятся к потребителям I категории, и их электроснабжение должно осуществляться по отдельным линиям, подключенным к подстанциям.

Линии должны быть обеспечены аварийным (резервным) питанием.

7) включение и отключение светового ограждения препятствий в районе аэродрома производится владельцами ВЛ и диспетчерским пунктом аэродрома по заданному режиму работы. На случай отказа автоматических устройств для включения заградительных огней следует предусматривать возможность включения заградительных огней вручную;

8) для обеспечения удобного и безопасного обслуживания должны предусматриваться площадки у мест размещения сигнальных огней и оборудования, а также лестницы для доступа к этим площадкам.

Для этих целей следует использовать площадки и лестницы, предусматриваемые на опорах ВЛ.

Правила безопасности при эксплуатации дымовых вентиляционных промышленных труб
Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

7. Промышленные трубы должны иметь маркировочную окраску и светоограждение. На дымовых трубах верхние огни размещаются ниже обреза трубы на 1,5 - 3,0 м. Количество и расположение заградительных огней на каждом ярусе должно быть таким, чтобы с любого направления полета (под любым углом азимута) было видно не менее двух заградительных огней. Световое ограждение должно включаться для работы на период темного времени суток (от захода до восхода солнца), а также на период светлого времени суток при плохой и ухудшенной видимости (туман, дымка, снегопад, дождь и т.п.). В верхних точках труб устанавливается по два огня (основной и резервный), работающих одновременно, или по одному при наличии устройства для автоматического включения резервного огня при выходе из строя основного огня. Наблюдение за исправностью осветительной арматуры производится ежедневно при включении светоограждения.

8. Порядок эксплуатации и технического обслуживания труб должен отвечать требованиям действующих нормативных актов, а также отраслевых нормативных документов, позволяющих учитывать специфические условия производства, не противоречащим настоящим Правилам.