Согласительная комиссия может образовываться по инициативе. Разрешение разногласий по рассматриваемым законопроектам, создание согласительных комиссий. Возможно ли превратить конфликт в сотрудничество, недоверие в доверие, а отчуждение в продуктивный чело

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)

БК РФ Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период

1. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и передачи его в согласительную комиссию в течение 10 дней указанная комиссия разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (далее - стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

3. По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета.

(см. текст в предыдущей редакции)

Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.

4. По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается повторно отклоненным в первом чтении.

(см. текст в предыдущей редакции)

При повторном отклонении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума не имеет права повторно направить указанный законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство Российской Федерации. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон после отклонения Советом Федерации поступает в Совет Государственной Думы, а затем в ответственный думский комитет, который по итогам рассмотрения может в соответствии со ст. 127 Регламента Государственной Думы рекомендовать палате одно из следующих решений:

  • а) создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий;
  • б) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции;
  • в) снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по поводу федерального закона, принятого Государственной Думой и отклоненного Советом Федерации может быть создана согласительная комиссия на паритетных началах.

Согласно ст. 111 Регламента Совета Федерации согласительная комиссия создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной второй палатой.

Постановление одной из палат о создании согласительной комиссии направляется в другую палату, а если необходимо участие в работе комиссии представителей Президента и Правительства - и в эти органы.

Депутаты, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях с правом совещательного голоса. Кроме этого, комиссия вправе при необходимости привлекать работников Правового управления и других подразделений Аппарата Государственной Думы и Аппарата Совета Федерации, приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов для содействия в выработке единого текста федерального закона.

Комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст обсуждаемого закона. В соответствии со ст. 129 Регламента ГД она может принять решение об изменении редакции отдельных статей, в отношении которых не имелось возражений верхней палаты, если такое изменение обусловлено новой редакцией закона.

Необходимо отметить, что решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутаций Государственной Думы и Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовали большинство членов каждой депутации. Оно принимается открытым голосованием, но согласительная комиссия может установить и иной порядок голосования.

Все заседания согласительной комиссии стенографируются. По итогам заседания согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые вносятся изменения. Мнения представителя Президента и представителя Правительства России, участвующих в заседании согласительной комиссии с правом совещательного голоса, фиксируются в протоколе отдельно по каждому принятому комиссией решению. После этого все названные выше документы вместе с протоколом согласительной комиссии, в котором фиксируются предложения о преодолении возникших разногласий или обосновывается невозможность преодоления разногласий, данным составом согласительной комиссии передаются в палаты для рассмотрения на ближайших заседаниях. 1

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие дополнительные поправки Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить данной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления согласительной комиссией новых предложений.

В случае принятия Государственной Думой закона в редакции согласительной комиссии он в течение пяти дней направляется на рассмотрение Совета Федерации.

Если Государственная Дума при повторном рассмотрении не приняла обсуждаемый закон в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации о его отклонении, то федеральный закон считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в таком порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Президенту России для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. 1

Если при голосовании в Государственной Думе в соответствии со ст. 132 Регламента предложение о принятии отклоненного Советом Федерации закона не набрало необходимого числа голосов, то рассматриваемый закон считается не принятым. Если протокол согласительной комиссии будет содержать обоснование невозможности преодоления разногласий данным составом комиссии, то в соответствии со ст. 115 Регламента СФ при его рассмотрении на заседании Совета Федерации палата вправе принять одно из следующих решений:

  • а) изменить предложения Совета Федерации о редакции отдельных положений обсуждаемого федерального закона;
  • б) изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии;
  • в) отказаться от участия в работе согласительной комиссии.

Принятое палатой решение оформляется постановлением, которое в течение пяти дней после его принятия должно быть направлено в Государственную Думу.

Если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет палаты, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения о преодолении возникших разногласий на рассмотрение палаты.

По итогам рассмотрения законопроекта ответственный комитет может рекомендовать Государственной Думе создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции; снять федеральный закон с повторного рассмотрения Государственной Думой.

Для преодоления возникших разногласий по федеральному закону, принятому Государственной Думой и отклоненному Советом Федерации, может быть образована согласительная комиссия. Она создается как по инициативе Совета Федерации, поддержанной Государственной Думой, так и по инициативе Государственной Думы, поддержанной Советом Федерации.

Члены согласительной комиссии от Совета Федерации избираются им и образуют депутацию от Совета Федерации в согласительной комиссии. Избранными считаются те члены Совета Федерации, которые получили наибольшее число голосов из всех предложенных на заседании палаты кандидатур, но не менее половины от числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

Решение об избрании депутатов Государственной Думы в состав согласительной комиссии принимается на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов. 13

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Совета Федерации в отдельности, стремясь выработать единый текст соответствующего федерального закона. Решения комиссии принимаются раздельным голосованием членов комиссии от каждой из палат. Комиссия принимает решение открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По итогам работы согласительная комиссия составляет протокол и сопоставительную таблицу статей закона, в которые были внесены изменения. В этой таблице содержатся предложения о преодолении разногласий. Протокол согласительной комиссии и сопоставительная таблица, а также федеральный закон в редакции, предлагаемой согласительной комиссией, и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы на рассмотрение Совета Государственной Думы для определения даты повторного рассмотрения федерального закона.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе Согласительной комиссии. Никакие поправки, выходящие за пределы этих предложений, Государственная Дума не рассматривает.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Государственная Дума может предложить продолжить ее работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления комиссией новых предложений. Совет Федерации вправе принять решение о продлении срока работы согласительной комиссии либо отказаться от участия в ее работе. Государственная Дума принимает решение по предложению согласительной комиссии большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Федеральный закон в редакции, учитывающей предложения согласительной комиссии, которые были одобрены Государственной Думой, направляется в Совет Федерации в течение пяти дней с приложением необходимых материалов.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый в таком порядке федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту, Российской Федерации для подписания и обнародования. Председатель Государственной Думы уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого закона Президенту Российской Федерации. 14

Следовательно, данная стадия позволяет урегулирование отношений между двумя палатами.

Для любого конфликта важно подобрать алгоритм решения. Как разрешить конфликтную ситуацию с обоюдной выгодой?

Большинство проблем в организациях связано с нарушениями взаимоотношений между сотрудниками. В условиях неразрешенного конфликта, как правило, невозможно принять оптимальное решение.

Существует множество разных взглядов на конфликт. Одни считают, что конфликт - это противоборство, в котором выигрывает только одна сторона, а вторая несет неизбежные потери. Другие полагают, что конфликт позволяет обнажить и решить возникшие проблемы. Как бы то ни было, конфликт - это следствие непонимания и напряженности, возникших между сторонами. Существует несколько способов преодоления разногласий при развитии конфликта.

1. Избавьтесь от иллюзий

Во время конфликта мы считаем свою позицию единственно верной. В связи с этим у нас могут возникнуть распространенные иллюзии - иллюзия «плохого человека», «камня преткновения» или «выигрыша-проигрыша».

Иллюзия «плохого человека» означает, что в нашем сознании оппонент выступает как человек, обладающий недостаточной компетентностью и не способный принять правильное решение. Наше мнение о противнике невысоко, и он отвечает нам взаимностью. Многим свойственно во время конфликта демонстрировать оппоненту свои далеко не лучшие стороны. Мы прощаем себе недостойное поведение, но выходим из себя, когда противник использует аналогичные методы борьбы. Считаете, что он в своих попытках доказать вам что-то выглядит смешно? Стоит встать на место оппонента и взглянуть на себя со стороны. Нам кажется, что оппонент является живым воплощением всех существующих недостатков. Обоюдность ваших представлений доказывает, что они иллюзорны.

Спровоцировать конфликт может также иллюзия «камня преткновения». Нам кажется, что возникшая проблема невероятно сложна, а интересы оппонента настолько разительно отличаются от наших, что компромисс невозможен. В этой ситуации полезно представить проблему как нечто, случившееся с кем-то другим. Такой способ поможет абстрагироваться от проблемы и найти обходной путь.

Третья распространенная иллюзия - иллюзия «выигрыша-проигрыша», которая заключается в том, что каждый из оппонентов уверен: победа одного из них непременно означает поражение другого.

2. Склоните к переговорам

Часто бывает так, что оппонент не согласен обсуждать возникшие проблемы. Для того чтобы начать переговоры с партнером, стоит убедить его, что он будет в выигрыше, поучаствовав в обсуждении. Поинтересуйтесь, затрагивает ли предмет спора его интересы. Если ответ будет утвердительным, то уклоняться от участия ему смысла нет. Объясните оппоненту: все, что от него требуется, - это высказать свое видение ситуации, воздержаться от проявлений агрессии и внимательно выслушать вас.

3. Выберите место

Условия встречи нужно подготовить заранее. Вам следует выбрать такое помещение, где никто не будет вас отвлекать. Посторонние люди, телефонные звонки, шум - все это может помешать разговору. Постарайтесь найти для беседы отдельную комнату, где сможете обсудить свои проблемы тет-а-тет.

Желательно, чтобы обстановка была предельно комфортной. Плохое освещение, неудобные стулья, а также холод могут нервировать собеседника и сбивать с мысли.

4. Постройте диалог

Беседа обычно состоит из четырех частей: вступление, приглашение к разговору, диалог и прорыв.

Вступление нужно для того, чтобы установить контакт с собеседником. Прежде всего оппонента нужно поблагодарить за то, что тот согласился прийти на встречу.

Покажите, что настроены оптимистично, выразите надежду на успешный исход беседы. Затем сформулируйте вопрос: определите, в чем состоит суть ваших разногласий.

Во время диалога важно не отвлекаться на посторонние вещи. Если замечаете, что собеседник уходит в сторону от предмета разговора, можете осторожно вернуть его к теме вашей беседы. Это сработает лучше, чем критика.

5. Демонстрируйте открытость

Слушать партнера нужно терпеливо, высказывая искренний интерес. Вы должны отметить тот момент, когда ваш собеседник будет готов перейти от противостояния к совместным действиям по преодолению конфликта.

Как только ваш оппонент переключился с противостояния на сотрудничество, в диалоге происходит перелом. Если результаты диалога оказались неудовлетворительными, вы можете взять небольшую паузу, после которой уместно будет сделать шаг к примирению.

Чтобы продемонстрировать открытость в диалоге, также важно поддерживать зрительный контакт с оппонентом, не перебивать и, что особенно важно, не давать советов.

Позвольте собеседнику выговориться. Вы должны взять на себя роль «поглотителя стрел». Ваша задача - дать оппоненту выразить негативные эмоции. Важно удержаться от желания ответить колкостью на претензии партнера. Его высказывания не нанесут вам вреда, зато эмоциональное напряжение будет снято, что позволит быстрее достичь компромисса.

Ваше молчаливое согласие с доводами оппонента должно убедить его в вашей искренности и открытости. Вы же должны понимать, что уступчивость хороша до известных пределов, и оставаться непреклонным, когда речь зайдет о принципиальных для вас вопросах. Ваше мягкое поведение, в свою очередь, сделает собеседника более уступчивым в тех вопросах, которые важны для вас.

Межличностные взаимоотношения, как и всё в природе, требуют постоянного интереса и профилактики. Без внимания к критическим точкам этих отношений межличностные связи могут нарушаться и превращаться в конфликт.

Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если стороны не владеют элементарными психологическими познаниями и пренебрегают великим искусством общения.

Возможно ли превратить конфликт в сотрудничество, недоверие в доверие, а отчуждение в продуктивный человеческий контакт?

Человеческая природа заставляет нас стремиться к контакту, к общению с другими людьми. Отсутствие взаимодействия, неразрешённые межличностные конфликты вызывают ненужные страдания, заставляют непродуктивно использовать жизненную энергию людей и ресурсы организаций.

Межличностные разногласия можно успешно преодолевать. Что же мешает?

Психологи выделяют множество препятствий, ухудшающих нашу способность преодолевать разногласия в длительных взаимозависимых отношениях, что может привести к эскалации конфликта и даже к разрыву, увольнению с работы. А в семейных делах к разводу.

Почему люди преувеличивают трудности, почему не видят возможности обойти Камень преткновения?

Безвыходных ситуаций не бывает. Если есть вход, то обязательно есть выход. Даже в тех случаях, когда интересы кажутся несовместимыми.

Английский психолог Даниэль Дэн предложил 4-шаговый Метод улучшения взаимоотношений. В основе этого метода лежит выполнение двух обязательных правил:

  • Нельзя прерывать общение ни из-за фрустрации или чувства безнадёжности.
  • Нельзя применять принуждения, угрозы или физическую силу.

Шаг 1. Нахождение времени для беседы.

Вспомните, что «уход от общения» является «ложным рефлексом». Страх разговора, беседы настолько велик, что человеку менее опасно спасаться за неприступной стеной молчания. Только беседа может решить конфликт. Обязательными правилами в диалоге являются: выслушивать друг друга, не прерывать общение; не пользоваться Силовыми играми (начальник - подчинённый).

Шаг 2. Подготовка условий для беседы.

Условия заключаются в определении времени и места, в которых происходит диалог. Во вступительной части необходимо выразить признательность за готовность встретиться и обсудить вопрос, выразить оптимизм для возможности нахождения обоюдного решения. Далее вспомнить обязательные правила (выслушивать друг друга, не прерывать разговор и не пользоваться «силовыми играми») и сформулировать вопрос.

Во время диалога каждый должен иметь возможность выразить свои мнения, чувства, взгляды, суждения на спорные вопросы. В большинстве случаев определённое соглашение может быть достигнуто после единичного диалога. Стороны готовы к обсуждению проблемы.

Шаг 3. Обсуждение проблемы.

Для обсуждения проблемы необходимо владеть определёнными навыками. Основными составляющими процесса вербальной коммуникации являются умение слушать и умение говорить. Умение слушать и слышать - более благородная и трудная составляющая. Слушание показывает нашу открытость тому, что говорит Другой. Существуют приёмы, показывающие восприимчивость слушателя в диалоге:

  • Поддерживание контакта глаз.
  • Непрерывание речи.
  • Отсутствие советов.
  • Подведение итога услышанному.

Непримиримые враги не слушают.

В результате диалога собеседники могут услышать, что они оба ценят имеющиеся взаимоотношения, узнать о требованиях и желаниях другого, могут обнаружить, что многие предположения и представления о том, что он думал и чувствовал, неправильны и являются плодом страха и воображения. Это поможет усилить взаимное желание идти на компромисс, чтобы поддержать взаимоотношение и взаимодействие.

Таким образом, ведение диалога при обсуждении проблемы позволяет слушать, отстаивать свои интересы и находить взаимовыгодные решения.

Шаг 4. Заключение договора.

Сдвиг позиции с «я против тебя» на «мы против проблемы» открывает возможные пути обхода «Камня преткновения». Соперники уже готовы объединить усилия для совместного поиска лучшего пути.

4-шаговый Метод помогает перейти от конфликта к сотрудничеству, от напряжения к гармонии.

Для разрешения конфликта необходимо, чтобы хотя бы один из участников проявил стремление к компромиссу, согласию, примирению, прекращению борьбы.

Какой же вклад вносит каждый Шаг, предложенный Даниэлем Дэном в преобразование конфликта в сотрудничество?

Нахождение времени для беседы обеспечивает возможность для общения - самого основного и существенного требования для установления мирных взаимоотношений устанавливается атмосфера оптимизма и взаимного доверия и создаётся надежда на мирное разрешение конфликта.