Устройства безопасности механизмов передвижения. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов Выключающая линейка

Разработку проекта конструкции рельсового пути и его элементов, устройство рельсовых путей, а также контроль качества устройства рельсового пути и его состояния в период эксплуатации может осуществлять организация, имеющая соответствующую государственную лицензию. При установке крана на эксплуатирующийся крановый путь последний должен быть проверен расчетом на допустимость такой нагрузки.


план


поперечный профиль

Рельсовый путь

1 - рельс,
2 – подрельсовый опорный элемент,
3 – выключающая линейка (копир),
4 – тупиковые упоры,
5 – балластная призма,
К – колея рельсового пути.

В состав рельсового пути козлового крана входит: нижнее строение, верхнее строение, путевое оборудование.

В состав нижнего строения пути входят земляное полотно и водоотвод.

Каждая рельсовая нить размещается на самостоятельном земляном полотне. Площадку под земляное полотно до начала его возведения следует очистить от строительного мусора, посторонних предметов и растительного слоя, а в зимнее время - от снега и льда. Насыпной грунт следует укладывать слоями с обязательным послойным уплотнением. Способ уплотнения и толщина уплотняемого слоя определяются в зависимости от вида грунта, его естественной плотности, а также от вида, типа применяемых грунтоуплотняющих машин и оборудования.

Поверхностные воды с земляного полотна должны отводиться с помощью продольных водоотводных канав, которые необходимо устраивать на всю длину земляного полотна каждой из рельсовых нитей. Водоотводные каналы с уклоном дна не менее 0.003 следует располагать по обеим сторонам земляного полотна и включать в общую систему водоотвода площадки установки крана.

В состав верхнего строения пути входят: балластная призма, подрельсовые опорные элементы, рельсы, стыковые и промежуточные скрепления.

Балластная призма должна обеспечивать стабильное положение рельсовых нитей и передавать от подрельсовых опор давление на земляное полотно. В качестве балласта рельсовых путей следует применять щебень из природного камня, гравий или гравийно-песчаную смесь, крупный или мелкозернистый песок, а также гранулированные и доменные шлаки.

Подрельсовые опорные элементы могут выполняться в виде полушпал, балок, плит различного типа, рам и монолитных железобетонных оснований. В качестве подрельсовых опорных элементов при устройстве верхнего строения используются деревянные полушпалы, изготовленные путем распиливания на две равные части деревянных шпал железных дорог широкой колеи, а также железобетонные полушпалы, балки и монолитные ленты, изготовленные по соответствующим техническим условиям. Допускается изготавливать полушпалы из брусьев.

Для рельсовых путей должны применяться новые рельсы Р43, Р50, Р65, Р75 или старогодные рельсы I и II групп годности в соответствии с классификацией «Технических указаний об использовании старогодных рельсов на железных дорогах широкой колеи».


Соединение рельсов между собой обеспечивается стыковыми скреплениями. В местах стыка рельсов, который устраивают на шпале, предусматривают зазор, который при длине рельса 12.5 м и температуре воздуха 0° С должен быть равен 6мм. При других значениях температуры зазор увеличивается или уменьшается на 1.5мм на каждые 10° изменения температуры. Рельсы между собой соединяются двухголовыми накладками и болтами.

Для прикрепления рельсов к подрельсовым опорным элементам применяются промежуточные скрепления, состоящие из подкладок, прижимов и прикрепителей. Под рельсы на деревянные полушпалы следует устанавливать плоские металлические подкладки с отверстиями для путевых шурупов или костылей.

В состав путевого оборудования входят: тупиковые упоры, специальные лотки для предотвращения износа кабеля, питающего электроэнергией кран, ограничители передвижения, ограждение, заземление, предупреждающие знаки.

Тупиковые упоры должны обеспечивать гашение остаточной скорости крана и предотвращение схода крана с рельсовых путей в аварийных ситуациях (наезд на упоры с включенным механизмом передвижения крана). После аварийного наезда упоры должны подвергаться полному техническому освидетельствованию, о чем делается запись в паспорте тупиковых упоров. На рельсовых нитях должны быть установлены и закреплены четыре тупиковых упора на расстоянии не менее 500 мм от ближайшего конца рельса, железобетонной балки или центра последней полушпалы.

Ограничители передвижения устанавливаются на рельсовом пути для своевременного отключения двигателя механизма передвижения крана. Конструкция ограничителя передвижения зависит от типа конечного выключателя, установленного на кране:

  • конечный выключатель типа КУ-701 - ограничитель передвижения в виде линейки,
  • конечный выключатель типа КУ-704 - ограничитель передвижения в виде копира.

На обоих концах рельсового пути должны быть установлены ограничители передвижения для концевых выключателей механизмов передвижения крана. Ограничители передвижения устанавливаются таким образом, чтобы отключение двигателей механизмов передвижения крана происходило на расстоянии не менее полного пути торможения крана до тупиковых упоров.


Во избежание попадания кабеля на рельс и его быстрого износа на участке расположения кабеля рекомендуется:

  • для кранов с кабельным барабаном - спланировать грунт на уровне верха полушпал (железобетонной балки) или установить специальный лоток из деревянных или полимерных материалов.
  • для кранов без кабельного барабана - установить специальный лоток.

Вдоль рельсового пути необходимо выставить знаки безопасности с поясняющими табличками, имеющими надписи: «Входить на рельсовый путь посторонним запрещается», «Место стоянки крана».

Рельсовый путь должен быть оборудован системой заземления. Рельсы заземляют с помощью перемычек из пруткового материала, которые приваривают к рельсам. Такими же перемычками рельсы соединяют со стержнями длиной 2.5 - 3.5м, забиваемыми в землю.

Контроль за состоянием кранового пути

При эксплуатации необходимо осуществлять постоянный контроль за состоянием рельсового пути и путевого оборудования. Должны проводиться следующие виды контроля:

  • ежесменный - перед каждой сменой работы крана,
  • плановый - один раз в 3 месяца (первый год эксплуатации),
  • один раз в 6 месяцев (после года эксплуатации),
  • дополнительный - при особо неблагоприятных метеорологических условиях (ливнях, таянии снега и т.п.), а также при наличии неустойчивых участков пути,
  • полное техническое освидетельствование - не реже одного раза в 3 года.

Перед каждой сменой работы крана крановщик обязан производить визуальный осмотр рельсового пути и путевого оборудования.

Полное техническое освидетельствование проводится организацией, имеющей государственную лицензию на проверку качества элементов рельсового пути и путевого оборудования. Устанавливается планово-высотное положение рельсовых нитей, определяется величина упругой просадки, а также проводится осмотр состояния элементов верхнего и нижнего строения пути и путевого оборудования. Результаты проверок заносятся в паспорт рельсового пути.

Геодезическая съемка (нивелировка) рельсового пути – установление фактического положения элементов рельсового пути (земляного полотна, балластовой призмы, рельсовых нитей) в вертикальной плоскости, параллельности осям в плане, прямолинейности с использованием геодезических приборов.

В соответствии с требованиями нормативных документов ограничитель верхнего положения крюковой подвески устанавливают на все механизмы подъема груза кранов. Ограничитель автоматически отключает механизм при подходе крюковой подвески к крайнему верхнему положению. При срабатывании ограничителя зазор между верхом крюковой подвески и нижней частью уравнительных блоков, установленных на грузовой тележке (барабана электротали), должен быть не менее 200 мм для кранов и 50 мм для электрических талей. В качестве ограничителя применяют конечные выключатели двух типов: рычажные или шпиндельные.

Рычажный конечный выключатель типа КУ состоит из корпуса, на валу 1 которого закреплены кулачковые шайбы 2 (рисунок 13, а). При повороте вала с шайбами карболитовый рычаг 4 с контактными мостиками 6 замыкает неподвижные контакты 7, установленные на изолирующей подставке 9. Пружина 5 постоянно прижимает ролик 3 рычага 4 к кулачковым шайбам. Для размыкания контактов ролик 3 крепят на рычаге 4 осью 8, а пружину 5 ставят в положение К. Выключатель имеет две цепи управления, два комплекта кулачковых шайб и рычагов с контактами, что обеспечивает различные схемы их замыкания. Например, при срабатывании ограничителя и верхнем положении конечный выключатель размыкает цепь управления приводом механизма для включения его на подъем груза и замыкает ее только для работы в противоположном направлении (на опускание груза).

В механизме подъема груза кранов применяют конечные выключатели КУ-703, установленные на раме грузовой тележки под уравнительными блоками (рисунок 13,б). На валу выключателя закреплен двуплечий рычаг 10 с противовесом, к свободному концу которого на тонком канате (цепи) 2 подвешен вспомогательный груз 12.

Рисунок 13 - Рычажный конечный выключатель: а) принципиальная схема; б) применение выключателя КУ-703; в качестве ограничителя верхнего; положения крюковой подвески крана;

При подходе крюковой подвески 14 к крайнему верхнему положению она приподнимает вспомогательный груз. Противовес поворачивает освободившийся двуплечий рычаг и конечный выключатель размыкает необходимые контакты. Для предотвращения раскачивания вспомогательного груза последний связан скобой 13 с одной из ветвей грузового каната.

Кроме верхнего положения крюковой подвески на практике часто приходится ограничивать ее нижнее положение, лимитируемое длиной грузового каната (необходимо помнить, что на барабане лебедки всегда должны оставаться дополнительные витки, например, при опускании груза в колодцы, приямки и пр.). Очевидно, что рассмотренные выше конструкции конечных выключателей выполнять это не могут. В указанных случаях применяют более сложные по конструкции компактные шпиндельные (приводные) конечные выключатели типа ВУ с встроенным червячным редуктором, связанным с одним из валов механизма подъема груза. Вращающийся вал червяка 14 приводит во вращение червячное колесо 15, на валу которого закреплена кулачковая шайба 2 с включающим 1 и отключающим 13 кулачками (рисунок 13,а). Кулачков на шайбе может быть не больше двух. Подвижные контакты 2 укреплены на изолированном рычаге 10, поворачивающемся относительно оси 9, и замыкают неподвижные контакты 12. Пружина 7 воздействует на рычаг 10 и удерживает контакты в разомкнутом положении 1. При вращении шайбы 2 (направление показано стрелкой) включающий кулачок 1 воздействует на ролик 8, который поворачивает рычаг 10 и замыкает контакты (положение 2). В этом положении рычаг удерживает защелка 6 после поворота относительно оси 3 под действием пружины 5. На защелке 6 закреплен ролик 4, на который воздействует отключающий кулачок 13 при размыкании контактов. Передаточное отношение червячной передачи 1:50 (рисунок 14,6).

Кулачки установлены на шайбе с возможностью перестановки, что позволяет обеспечить размыкание контактов при достижении крюковой подвески крайнего положения. Для двустороннего срабатывания ограничителя устанавливают две кулачковые шайбы и соответствующее число кулачков и контактов. Обычно вал червяка 14 ограничителя соединяют зубчатой (цепной) передачей 17 с валом 16 барабана механизма подъема груза (рисунок 14,в). Конечные выключатели ВУ-150А предназначены для одностороннего ограничения верхнего положения крюковой подвески, а ВУ-250А -- для двустороннего ограничения верхнего и нижнего положений.

В соответствии с требованиями Правил по кранам во избежание удара об упоры или опасного сближения двух кранов, работающих на одном крановом пути, предусмотрена установка ограничителей пути движения крана и грузовой тележки, если скорость их движения превышает 32 м/мин (по СТ СЭВ 725--77 -- 0,5 м/с) и с поста управления нельзя надежно определить расстояние до упоров.

Kaк правило, применяют ограничители механического типа, состоящие из рычажного конечного выключателя КУ-701 с самовозвратом рычага 2 в исходное положение и выключающей линейки 3 (рис.12, а). Конечный выключатель / механизма передвижения крана устанавливают на самом кране 4, а выключающую линейку закрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения пути движения выключатель также устанавливают на металлоконструкции крана, а выключающую двустороннюю линейку (с двумя загнутыми концами) -- на тележке.


Рисунок 14 - Шпиндельный конечный выключатель типа ВУ: а - принципиальная схема; б - устройство; в применение выключателя ВУ-250А в качестве ограничителя верхнего и нижнего положений крюковой подвески крана;

При воздействии линейки на ролик рычага конечного выключателя рычаг поворачивается по ходу механизма (из положения 1 в положение 2) и размыкает контакты.

У кранов большой грузоподъемности с высокими скоростями рабочих движений, имеющих большой выбег (путь движения после выключения механизма), выключающая линейки должна иметь большую длину, что неудобно. Поэтому в этом случае применяют конечный выключатель КУ-702, двуплечий рычаг которого не имеет самовозврата и возвращается в исходное положение при обратном ходе механизма принудительно при помощи отключающего упора, имеющего малые по сравнению с линейкой размеры. В отдельных случаях применяют конечный выключатель КУ-704 с зубчатым сектором, управляемым специальным упором (рисунок 14, б).

С целью исключения наезда крана на упоры и удара о буфер выключающую линейку необходимо устанавливать таким образом, чтобы отключение привода механизма происходило на расстоянии от тупикового упора не менее половины пути торможения механизма (у козловых кранов -- не менее полного пути торможения). Пути торможения механизмов указывает завод-изготовитель крана в его паспорте. Длина выключающих линеек, воздействующих на конечные выключатели, должна быть такой, чтобы на длине пути торможения был обеспечен надежный контакт между рычагом конечного выключателя и линейкой.

В случае применения двухскоростных приводов механизмов передвижения устанавливают два конечных выключателя для одного рабочего движения крана, один из которых переключает привод на движение с меньшей скоростью (посадочной, установочной), а другой автоматически выключает привод при достижении крайнего положения механизма. Расстояние между конечными выключателями должно быть не менее соответствующего тормозного пути механизма.

Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых и консольных кранов, приближающихся друг к другу по одному крановому пути, должно происходить на расстоянии не менее 0,5 м между ними. Для этого также применяют ограничители пути движения кранов механического типа. В этом случае на поворотном рычаге конечного выключателя 1, установленного на одном кране 4, закрепляют удлинитель 2, взаимодействующий при сближении кранов с установленной на другом кране скобой 3 (рисунок 16).

Следует помнить, что, управляя грузоподъемными кранами со скоростью движения менее 32 м/мин, не оборудованными ограничителями пути движения, крановщик должен быть предельно внимателен, так как именно от его внимания зависит безопасность крана.

С целью недопущения схода крана (грузовой тележки) с рельсового пути по его концам устанавливают концевые упоры, воспринимающие нагрузки при остановке.


Рисунок 15 - Ограничитель пути движения грузовой тележки крана: а - с выключающей линейкой; б - с отключающим упором;

Для смягчения возможного удара крана о концевые упоры, а также одного крана о другой, при работе нескольких кранов на одном крановом пути применяют упругие элементы-- буфера, устанавливаемые на ходовых тележках (концевых балках) кранов или рамах грузовых тележек. Буферы выполняют эластичными, пружинными либо гидравлическими (рисунок 17). Типовые эластичные буферы имеют литые амортизаторы, изготовленные из морозостойкой резины средней твердости. Также применяют буферы с составными амортизаторами из резиновых дисков.

На кранах большой грузоподъемности при высоких скоростях рабочих движений применяют буферы с упругими элементами в виде спиральных пружин сжатия, навитых из круглой стальной проволоки. Так как при сжатии пружины большая часть кинетической энергии переходит в потенциальную, такие буферы имеют резкую отдачу. На грузовые тележки ставят буферы с одной пружиной, а на краны -- составные концентрические упругие элементы из двух пружин, обладающих при тех же габаритах большей энергоемкостью. В силу конструктивной сложности гидравлические буферы распространения не получили. Иногда в качестве упругих элементов буферов применяют мягкие породы дерева. Замедление крана при взаимодействии с концевым упором не должно превышать 4 м/с2.

Рисунок 16 - Установка ограничителей пути движения на двух работающих в одном пролете мостовых кранах


Рисунок 17 - Буферы с амортизатором: а) -- литым; б) -- составным; в) и г) -- пружинным; 1- упругий элемент; 2 - корпус; 3- крепежные болты; 4- стальной диск; 5- шток; 6 - пружина;

При необходимости в механизм поворота колонны крана встраивают ограничители пути движения с регулируемым углом поворота, представляющие собой конечные выключатели с воздействующими на них упорами. Учитывая возможность упирания грузозахватного устройства крана в стеллаж при повороте колонны, рекомендуется встраивать в механизм поворота фрикционную муфту предельного момента.

кран тележка тормоз грузовой

Устройства безопасности механизмов передвижения


Предохранительными устройствами, обеспечивающими безопас­ность передвижения крана (грузовой тележки) в рабочем и нерабо­чем состояниях являются опорные детали, ограничители передвиже­ние и перекоса, противоугонные устройства, буфера, анемо­метры.

Перед ходовыми колесами кранов и их тележек должны быть установлены щитки, предотвращающие возможное попадание посто­ронних предметов под колеса. Наибольший зазор между предохра­нительными щитками и рельсом не должен превышать 10 мм.

Для обеспечения безопасности работы кранов, управляемых из кабины и имеющих скорость передвижения моста (тележки) 0,5 м/с и более, устанавливают ограничители передвижения, при необходимости автоматически отключающие механизм передвиже­ния.

Рис. 52. Ограничители передвижения

Рис. 53. Установка ограничителей пере­движения на двух работающих в одном пролете кранах: 1 - конечный выключатель, 2 - удлинитель, 3 - скоба, 4 - металлоконструкция крана

Работа ограничителя передвижения тележки показана на рис. 52. При наезде отключающей линейки на ролик рычаг конечного вык­лючателя поворачивается по ходу ее движения (положение II), что вызывает размыкание его контактов. После схода линейки с ролика (при движении крана в обратном направлении) рычаг пружиной возвращается в исходное положение I, и ограничитель вновь готов к работе. Так же работают ограничители взаимного пе­ремещения кранов, работающих на одних путях.

Как правило, ограничитель передвижения механиче­ского типа состоит из рычажного конечного выключателя с само­возвратом в исходное положение и отключающей линейки. Конечный выключатель механизма передвижения крана устанавливают на самом кране, а отключающую линейку укрепляют на крановом пути перед тупиковым упором. Для ограничения хода крановой тележки приближении к другому крану с закрепленной на нем скобой. От­ключение механизма передвижения последнего крана производится устройством, показанным на рис. 53.

Рис. 54. Эластичный буфер:
1-упругий элемент, 2- корцус, 3-крепежные болты

Отключающую линейку необходимо устанавливать таким обра­зом, чтобы отключение механизма происходило на расстоянии от тупикового упора, равном не менее половины тормозного пути машины. Взаимное отключение механизмов передвижения мостовых (консольных) кранов, приближающихся друг к другу по одному подкрановому пути, должно производиться на расстоянии не менее 0,5 м.

Для смягчения последствий возможного удара о тупиковые упоры или кранов друг о друга при подходе крана (тележки) к краю пути предназначены бу­фера. Упругие элементы - буфера выполняют эластич­ными, пружинными, пружинно- фрикционными и гидравличе­скими и устанавливают на ме­таллоконструкции крана или раме тележки. Два последних типа буферов применяют на кранах большой грузоподъем­ности при высоких скоростях передвижения. Эластичный буфер с монолитным резиновым элементом обладает высокой упругостью (рис. 54). В последнее время в эластичных буферах в качестве рабочего элемента вместо резины применяют полимерный материал.

Рис. 55. Пружинные буфера:
а-для крановых тележек, б-для кранов; 1 - корпус, 2 - пружина, 3 - упор, 4 - дополни­тельная концентрнчно установленная пружина

Допускается применение в качестве буферов мягких пород дерева. Пружины для буферов тележек изготовляют навивкой из круглой стальной проволоки (рис. 55, а). В крановых буферах применяют составные (концентрические) пружинные упругие элементы, имею­щие при тех же габаритах большую энергоемкость (рис. 55, б).

Под противоугонными устройствами следует пони­мать механизмы, предназначенные для удержания крана от угона при воздействии ветрового давления, величина которого регламен­тируется требованиями ГОСТ 1451-77. Указанными устройствами оборудуют все краны, имеющие запас удерживающей силы меха­низма передвижения менее 1,2 и работающие на открытом воздухе.

По принципу действия противоугонные устройства подразделяют на стопорные (фиксаторы), со­единяющие кран с неподвижной опорой с помощью закладных пальцев, крюков или выдвижных упоров; остановы (нажимного ти­па) , действие которых основано на создании сил трения между рельсом и заторможенным коле­сом кцана; клещевые захваты, основанные на непосредственном зажатии рабочими поверхностями головки кранового рельса. Наи­большее распространение полу­чили именно клещевые захваты.

По типу привода противоугон­ные клещевые захваты делят на ручные и машинные, а по харак­теру нагружения - на захваты с постоянным и переменным по ве­личине усилием торможения и соответственно с плоскими или эксцентричными рабочими по­верхностями. Замыкание захватов с ручным приводом производят только принудительным порядком, тогда как машинный привод пред­усматривает как принудительное, так и автоматическое замыкание. Простой по конструкции и надежный в работе противоугонный кле­щевой захват с плоскими рабочими поверхностями и постоянным уси­лием торможения показан на рис. 56. Захват состоит из двух сим­метричных рычагов (клещей), шарнирно закрепленных на осях. Нижние концы рычагов снабжены сменными губками, взаимодей­ствующими с боковыми гранями голозки рельса, а верхние выпол­нены в форме двусторонних балок, связанных с гайками. Послед­ние имеют правую и левую внутреннюю резьбу и связаны с ходо­вым винтом, при вращении которого гайки перемещаются поступа­тельно вдоль оси винта в противоположные стороны, управляя по­ложением рычагов.

Существуют и другие конструкции противоугонных захватов (эксцентриковые, с гидротолкателем и пр.).

Рис. 56. Противоугонный захват:
1-крановый рельс, 2-серьга, 3-рычаги, 4-концевая балка, 5-гайки, 6-конечный выключатель, 7-винт с правой и левой резьбой, 8-цепь, 9-звездочка

Для предупреждения возможного угона крана ветром, оповеще­ния крановщика звуковым сигналом об опасных для работы ско­рости или давлении ветра и автоматического включения привода противоугонных устройств на козловых кранах грузоподъемностью более 8 т рекомендуется устанавливать специальные устройства-- анемометры. Наибольшее распространение получил прибор, из­меряющий силу ветра,- сигнальный анемометр типа М-95 Рижского опытного завода гидрометеорологических приборов. Прибор состоит из датчика (трехлопастной вертушки, совмещенной с тахогенера- тором), устанавливаемого на наиболее высокой части крана, не на­ходящейся в аэродинамической тени (в закрытой зоне), и указа­тельного пульта (регистрирующего прибора), размещаемого в кабине в поле зрения машиниста.

При допустимой скорости ветра на шкале прибора регистри­руются ее абсолютные значения. В случае достижения скорости, близкой к предельной, на пульте управления включаются сигналь­ные лампы и срабатывает реле управления, контакты которого включают звуковой предупредительный сигнал и отключают все механизмы крана. При этом остается возможным только опускание груза. В данной ситуации крановщик обязан прекратить работу, обесточить кран и закрепить его всеми имеющимися противоугон­ными устройствами за рельсовый путь.

К атегория: - Остальное о мостовых кранах

Как устроен и работает мостовой кран?

Мостовые краны (рис. 2.5) устанавливают в заводских цехах и на скла­дах. Мост 4 крана перемещается по надземному крановому пути 2, который уложен на колоннах, поэтому кран не занимает полезную площадь помещения. Мостовые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность от 5 до 50 т и пролет до 34,5 м.

Рис. 2.5. Мостовой кран:

1 - кабина; 2 - крановый путь; 3 - грузовая тележка; 4 - мост

Мостовой кран состоит из двух основных частей: моста и перемеща­ющейся по нему грузовой тележки 3. На тележке расположены меха­низм подъема и механизм передвижения тележки. Кроме основного механизма подъема на тележке может быть установлен вспомогатель­ный механизм, грузоподъемность которого в 3 - 5 раз меньше грузо­подъемности основного механизма.

Механизмы крана имеют электрический привод. Они обеспечивают три рабочих движения крана для перемещения груза в любую часть цеха: подъемопускание груза, передвижение грузовой тележки, пере­движение моста.

Кран-балка - это мостовой кран, у которого грузовой тележкой яв­ляется электрическая таль. Выпускают кран-балки грузоподъемностью до 5 т. Управление такими кранами осуществляется с пола с исполь­зованием подвесного пульта.

Как устроен козловой кран?

Мост козлового крана (рис. 2.6) опирается на наземный крановый путь 1 при помощи опор 2 и ходовых тележек 7. Консоли 3 - это части мо ста, выступающие за опоры, консоли увеличивают зону обслуживания крана. На рисунке изображен козловой кран с подвесной грузовой те­лежкой 5, совместно с которой перемещается кабина управления 6.

Рис. 2.6. Козловой кран:

1 - крановый путь; 2 - опора; 3 - консоль; 4 - мост; 5 - грузовая тележка; 6 - кабина; 7 - ходовая тележка

Козловые краны применяют для погрузочно-разгрузочных работ на открытых складах. Козловые краны общего назначения могут иметь грузоподъемность до 60 т и пролет до 34,5 м.

Как устроены башенные краны?

Башенные краны (рис. 2.7) различаются по конструкции, типу стрел, способу установки.

1. По конструкции:

    кран с поворотной башней (рис. 2.7, а);

    кран с неповоротной башней (рис. 2.7, б).

2. По типу стрел:

    кран с подъемной стрелой (рис. 2.7, a);

    кран с балочной стрелой (рис. 2.7, б).

Рис. 2.7. Башенные краны:

а - кран с поворотной башней и подъемной стрелой; б - кран с неповоротной башней и балочной стрелой; 1 - рама; 2 - опорно-поворотное устройство; 3 - платформа; 4 - противовес; 5 - башня; 6 - кабина; 7 - стрела; 8 - ходо­вая тележка; 9 - консоль; 10 - оголовок; 11 - грузовая тележка

3. По способу установки:

    кран стационарный;

    кран передвижной (см. рис. 2.7, а, 6).

Башенные краны выполняют четыре рабочих движения: подъем-опу­скание груза, изменение вылета, поворот крана, передвижение крана.

Поворотная платформа 3 кранов с поворотной башней опирается на ходовую раму 1 с помощью опорно-поворотного устройства 2. На поворотной платформе таких кранов смонтированы башня 5 со стре­лой 7, противовес 4 и механизмы крана. К поворотной части кранов с неповоротной башней относятся оголовок 10 со стрелой и консолью 9 противовеса. У кранов с подъемной стрелой вылет изменяется по­воротом (подъемом) стрелы относительно опорного шарнира. У кра­нов с балочной стрелой вылет изменяется за счет передвижения гру­зовой тележки 11 по неподвижно закрепленной стреле.

Передвижные башенные краны перемещаются по крановым путям с помощью ходовых тележек 8. Краны с высотой подъема более 70 м изготавливают стационарными (приставными), их устанавливают на фундамент и закрепляют к строящемуся зданию.

В настоящее время в строительстве в основном работают башенные краны грузоподъемностью 5... 12 т. Высота подъема некоторых пере­движных кранов может достигать 90 м, а приставных 220 м.

Как устроены стреловые краны?

Все стреловые краны (рис. 2.8) имеют собственный источник энергии (силовую установку) - дизельный двигатель, поэтому они могут ра­ботать там, где отсутствует электроэнергия.

Рис. 2.8. Стреловые краны:

а - автомобильный кран; б - гусеничный кран; в - кран на специальном шас­си; г - пневмоколесный кран; 1 - стрела; 2 - гидроцилиндр; 3 - платформа; 4 - опорно-поворотное устройство; 5 - ходовая рама; 6 - выносная опора; 7 - башенно-стреловое оборудование; 8 - гусек; 9 - выдвижные секции

Стрела 1 таких кранов шарнирно закреплена на поворотной платфор­ме 3, которая с помощью опорно-поворотного устройства 4 разме­щается на ходовом устройстве 5. На поворотной платформе разме­щаются механизмы крана: механизм подъема груза, механизм изме­нения вылета, механизм поворота. Краны большой грузоподъемно­сти могут оборудоваться основным и вспомогательным механизмами подъема.

Автомобильные краны (рис. 2.8, а), краны на специальном шасси (рис. 2.8, в), короткобазовые краны являются наиболее мобильными, они перемещаются по автомобильным дорогам в транспортном положе­нии, но могут выполнять подъем груза только на выносных опорах.

Гусеничные (рис. 2.8, б) и пневмоколесные (рис. 2.8, г) краны могут перемещаться по строительной площадке с грузом на крюке, при этом грузоподъемность пневмоколесных кранов примерно в 2 раза мень­ше, чем на выносных опорах.

Стреловые краны различаются по исполнению стрелового оборудова­ния и типу привода механизмов.

1. По исполнению стрелового оборудования различают краны:

    с гибкой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, б, г);

    жесткой подвеской стрелового оборудования (см. рис. 2.8, а, в).

2. По типу привода механизмов различают краны:

    с электрическим приводом механизмов;

    гидравлическим приводом механизмов.

Стрела кранов с гибкой подвеской удерживается и изменяет угол на­клона с помощью канатов. В этом случае применяется стрела решетча­той конструкции. Для увеличения зоны обслуживания стрела снабжа­ется гуськом 8 или применяется башенно-стреловое оборудование 7.

Стрела кранов с жесткой подвеской удерживается и изменяет угол наклона с помощью гидроцилиндров 2. В этом случае применяется телескопическая стрела, состоящая из основной секции и двух-четырех выдвижных секций 9. Изменение вылета у кранов с жесткой под­веской осуществляется за счет изменения угла наклона стрелы, а так­же за счет выдвижения секций стрелы (телескопирования).

Гусеничные и пневмоколесные краны имеют обычно электрический привод механизмов и гибкую подвеску стрелового оборудования. Гид­равлический привод механизмов и жесткую подвеску стрелового обо­рудования имеют автомобильные краны, короткобазовые краны и краны на специальном шасси автомобильного типа.

Какие приборы и устройства безопасности обеспечивают безопасность работы кранов?

    ограничитель грузоподъемности;

    ограничители рабочих движений для автоматической остановки механизмов подъема грузозахватного органа в его крайнем верх­ нем и крайнем нижнем положениях, изменения вылета, передвижения рельсовых кранов и их грузовых тележек;

    ограничители рабочих движений для автоматического отключения механизмов крана на безопасном расстоянии до проводов линий электропередачи (ЛЭП). Устанавливаются на стреловых кранах;

    регистратор параметров работы крана;

    координатная защита для предотвращения столкновения с препят­ствиями в стесненных условиях работы. Устанавливается на стре­ловых и башенных кранах;

    звуковой сигнал;

    указатель грузоподъемности, соответствующей вылету;

    указатель угла наклона крана (креномер).Устанавливается на стреловых кранах;

    анемометр - указатель скорости ветра, автоматически включа­ющий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, опасной для работы крана. Устанавливается на башенных, портальных и козловых кранах;

    противоугонные устройства. Устанавливаются на кранах, передвигающихся по крановому пути на открытом воздухе. В качестве противоугонных устройств применяют рельсовые захваты и кли­новые упоры.

В каком случае ограничитель грузоподъемности выключает механизмы крана?

Все краны стрелового типа оборудуют ограничителем грузоподъем­ности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема и изменения вылета. Отключение происходит при подъеме груза, масса которого превышает грузоподъемность для данного вы­лета:

более чем на 15 % - для портальных кранов и башенных с грузовым моментом до 20 т м включительно;

более чем на 10 % - для стреловых кранов и башенных с грузовым моментом более 20 т м.

Краны мостового типа оборудуют ограничителем грузоподъемности, если возможна их перегрузка по технологии производства. Ограничи­тель грузоподъемности таких кранов не должен допускать перегруз­ку более чем на 25 %.

После срабатывания ограничителя грузоподъемности возможно опу­скание груза и уменьшение вылета.

Как работает ограничитель механизма подъема?

Ограничитель механизма подъема груза предназначен для автомати­ческой остановки механизма в крайнем верхнем положении грузозах­ватного органа.

Рис. 2.9. Устройства безопасности кранов:

а - ограничитель механизма подъема; б - указатель грузоподъемности; 1 - крюковая подвеска; 2 - груз; 3 - концевой выключатель; 4 - стрела; 5 - шкала; 6 - стрелка

Ограничителем является концевой выключатель 3 (рис. 2.9, а), элект­рические контакты которого замкнуты под весом небольшого груза 2. Перемещаясь вверх, крюковая подвеска 1 поднимает груз, размыкает электрические контакты концевого выключателя, в результате чего выключается двигатель механизма подъема.

Грузозахватный орган должен останавливаться на расстоянии не ме­нее 200 мм до упора. После автоматической остановки механизма при работе на подъем он может быть включен на опускание.

Как определить грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета?

Согласно производственной инструкции стропальщик должен уметь определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зави­симости от вылета и положения выносных опор.

На кранах с гибкой подвеской стрелового оборудования указатель грузоподъемности (рис. 2.9, б) устанавливают в нижней части стрелы 4. Такой указатель имеет стрелку 6, которая всегда располагается в вер­тикальном положении независимо от угла наклона стрелы. Стрелка указывает значение грузоподъемности на шкале 5, соответствующее данному вылету и положению выносных опор.

Современные стреловые краны с жесткой подвеской стрелового оборудования имеют указатель грузоподъемности, который располагает­ся в кабине крановщика. В этом случае стропальщик должен уточнить грузоподъемность крана на данном вылете у крановщика.

Какие бывают грузозахватные органы?

Грузозахватные органы - это устройства, предназначенные для подвешивания или захватывания груза. Наиболее распространенными из них являются крюк, грейфер, электромагнит. В зависимости от вида грузозахватного органа различают краны:

    крюковой;

    грейферный;

    магнитный.

Для обслуживания грейферных и магнитных кранов стропальщики не требуются.

Как устроены грузовой крюк и крюковая подвеска?

Грузовой крюк (рис. 2.10) предназначен для подвешивания грузов с помощью съемных грузозахватных приспособлений, например стро­пов, которые размещаются в его зеве 1. Предохранительный замок 2 удерживает стропы от самопроизвольного выпадения из зева.

Крюки изготовляют из малоуглеродистой стали (сталь 20), которая пластична, не склонна к хрупкому разрушению под нагрузкой. По способу изготовления крюки бывают следующих видов: кованые, штампованные, пластинчатые.

Краны грузоподъемностью более 30 т комплектуются двурогим крю­ком (рис. 2.10, б), имеющим два зева для размещения большего числа стропов.

Рис. 2.10. Однорогий (о) и дву­рогий (б) грузовые крюки:

1 - зев; 2 - замок; 3 - хво­стовик; h- высота рабочего сечения

Рис. 2.11. Крюковая подвеска:

1 - канат; 2 - щека; 3 - блок; 4 - ось; 5 - гайка; 6 - подшипник; 7 - траверса; 8 - крюк

Крюковая подвеска изображена на рис. 2.11. Она соединяет крюк 8 с грузовыми каната­ми 1 крана. Подвеска состоит из двух щек 2, соединенных болтами. В верхней части под­вески располагается ось 4 канатных блоков 3, в нижней части - траверса 7, на которой ус­тановлен крюк.

Крюк крана устанавливают на упорном под­шипнике 6, что позволяет ему вращаться и исключает закручивание грузовых канатов при перемещении груза. Гайка 5 крепления крюка должна быть укреплена стопорной планкой для исключения самопроизвольно­го свинчивания.

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крюка:

    трещины и надрывы на поверхности крюка;

    крюк не вращается;

    отсутствует или неисправен предохранительный замок;

    крюк разогнут;

    износ зева составляет более 10% от первоначальной высоты h (см. рис. 2.10) рабочего сечения крюка.

Как устроены грузоподъемные электромагниты?

Грузоподъемные электромагниты предназначены для перемещения проката черных металлов, чугунных чушек, стружки, металлолома и других грузов, обладающих магнитными свойствами.

Грузоподъемный электромагнит (рис. 2.12) подвешивают с помощью цепей 4 на крюк крана. В корпусе 1 расположены электромагнитные катушки 2, на которые по кабелю 3 подается постоянный электриче­ский ток напряжением 220В. Электрический ток создает сильное маг­нитное поле, удерживающее груз.

ВНИМАНИЕ! В качестве грузозахватных органов электромагниты недоста­точно надежны из-за возможного отключения электроэнергии, поэтому при их использовании необходимы дополнительные меры безопасности.

Какие бывают грейферы?

Грейфер - это двухчелюстной или многочелюстной ковш для переме­щения сыпучих, крупнокусковых грузов и круглого леса. Грейферы различаются по конструкции и типу привода.

1. По конструкции различают следующие виды грейферов:

    двухчелюстные, предназначенные для сыпучих грузов (рис. 2.13);

    многочелюстные, предназначенные для крупнокусковых грузов и металлолома;

    трех- и четырехпалые, предназначенные для круглого леса.

2. По типу привода механизма замыкания челюстей:

    канатные (см. рис. 2.13);

    моторные.

Грейферы с канатным замыканием челюстей бывают одноканатные и двухканатные. Двухканатные грейферы устанавливают на грейферных кранах, которые предназначены для перегрузки больших объемов сыпучих грузов.

Рис. 2.12. Грузоподъемный электромагнит:

1 - корпус; 2 - катушка; 3 - кабель; 4 - цепь

Рис. 2.13. Двухчелюстной канатный грейфер

Одноканатные грейферы применяют в случае пере­мещения небольших объемов сыпучих грузов, например в строитель­стве. Такой грейфер навешивается на крюк крана и является съемным грузозахватным приспособлением.

Каждый грейфер должен быть снабжен табличкой с указанием пред­приятия-изготовителя, номера, объема, собственной массы, вида ма­териала, для которого он предназначен, и наибольшей допустимой массы зачерпнутого материала. При утрате таблички она должна быть восстановлена. Масса грейфера с грузом не должна превышать грузо­подъемность крана на рабочем вылете.

Как устроен рельсовый крановый путь?

Для башенных, козловых и других рельсовых кранов укладывают рель­совый путь (рис. 2.14) на подготовленное земляное полотно с водоот­водными канавками 1. Крановый путь состоит из балластного слоя (призмы) 2, деревянных или железобетонных шпал 3 и рельсов 4. Рель­сы прикрепляют к деревянным шпалам костылями или путевыми шу­рупами, а к железобетонным - болтами с гайками. В стыках рельсы соединяют накладками 7.

На концах пути устанавливают тупиковые упоры 6, предотвращающие сход крана с рельсов. Перед тупиковыми упорами закрепляют выключающие линейки 5, предназначенные для автоматической остановки механизма передвижения крана.

Рис. 2.14. Крановый путь:

1 - канавка; 2 - балластный слой; 3 - шпала; 4 - рельс; 5 - выключающая линейка; 6 - тупиковый упор; 7 - накладка; 8 - перемычка

Работа крана не допускается при следующих неисправностях крано­вых путей:

    трещины и выколы рельсов;

    отсутствие, разрушение или неполный комплект крепежных дета­лей;

    излом, поперечные трещины, гниль в деревянных шпалах;

    сплошные опоясывающие трещины, обнажения арматуры в железобетонных шпалах;

    отсутствие или неисправность тупиковых упоров;

    неисправное заземление кранового пути.

Что такое защитное заземление? Как оно защищает человека?

Защитное заземление - это преднамеренное соединение корпуса электроустановки с заземляющим устройством. Заземление необходимо для защиты обслуживающего персонала, так как в случае нарушения изоляции частей электроустановки, находящихся под напряжением, корпус электроустановки также оказывается под напряжением.

В трехпроводных электрических сетях (рис. 2.15, а) корпус электроустановки 1 соединяют заземляющим проводником 2 с заземляющим устройством. Электрическое сопротивление тела человека R 4 не менее 1 000 Ом. Электрическое сопротивление заземления R 3 должно быть не более 4 Ом. В таком случае человек, прикоснувшийся к корпусу электроустановки под напряжением, окажется присоединенным параллельно малому электрическому сопротивлению защитного зазем­ления. Сила тока обратно пропорциональна сопротивлению, поэтому через тело будет протекать ток, не являющийся опасным для жизни и здоровья человека.

Рис. 2.15. Схемы устройства защитного заземления в трехпроводной (а) и четырехпроводной (б) электрических сетях:

1 - электроустановка; 2, 3 - проводники; 4 - нулевой провод

При включении электроустановки в четырехпроводную сеть (рис. 2.15, б) с заземленным нулевым проводом 4 корпус электроустановки соеди­няют с этим проводом проводником 3. Такой способ защитного зазем­ления называют занулением. В этом случае пробой на корпус превра­щается в короткое замыкание, при котором срабатывает предохрани­тель, поврежденная цепь размыкается, предупреждая поражение человека.

Как выполняют заземление крана?

У рельсовых кранов заземляется крановый путь. Все рельсы соединя­ют стальными перемычками 3, 4 (рис. 2.16) с помощью сварки. Кра­новый путь соединяют с заземлителями 6 не менее чем двумя зазем­ляющими проводниками 5. Заземлителями являются стальные трубы или уголки, вбитые в грунт. При подключении к четырехпроводной сети крановый путь также соединяют стальным проводником 7 с кор­пусом рубильника 1, подающего напряжение на кран.

Стреловые краны с электроприводом должны быть заземлены в слу­чае подключения к внешней электрической сети. Для этого нулевой провод питающего кабеля соединяют с корпусом крана.

ВНИМАНИЕ! При неисправности или отсутствии заземления стропаль­щик, прикоснувшись к любой части крана, может оказаться под действи­ем электрического тока.

Рис. 2.16. Защитное заземление крана:

1 - рубильник; 2 - кабель; 3,4 - перемычки; 5,7 - проводники; 6 - заземлитель

Почему стропальщик должен знать расположение рубильника, пода­ющего напряжение на кран?

При возникновении на кране пожара стропальщик должен отклю­чить источник электропитания. Также необходимо обесточить элек­трооборудование при попадании человека под действие электриче­ского тока.

Рубильник (автоматический выключатель) 1 (см. рис. 2.16) располо­жен на пункте подключения крана к электрической сети.

В строительных и ремонтных работах на смену обычному уровню пришел лазерный. Со временем такой инструмент стал доступен не только профессионалам, но и простым смертным. Если вы интересуетесь покупкой нивелира, то из этой статьи сможете почерпнуть много полезных советов касательно выбора лазерных уровней. Мы предлагаем вам оценить возможности наиболее удачных моделей, вошедших в наш небольшой рейтинг.

Точечный, линейный или ротационный?

Все лазерные уровни в зависимости от конструкции делятся на четыре группы:

  • точечные. В эту группу входит самое простое оборудование, и уже исходя из названия понятно – оно способно строить лишь точки. Самые простые – одну, но их может быть и две, и три. Модели нивелиров такого типа применяются для решения простых задач: разметки под крепления для полок, картин, могут использоваться и при оклейке стен обоями;
  • линейные. Такие устройства проецируют на поверхность линии. Если их две, то они образуют перекрестие. Но таких линий может быть больше и, конечно, с их количеством увеличивается функциональность и стоимость прибора. Часто их называют построителями плоскостей, т.к. с их помощью разметку можно нанести сразу на пол, стены и потолок, сформировав тем самым единое рабочее пространство. Это очень удобно, когда на объекте трудится сразу несколько человек. В данном сегменте находятся уровни профессионального класса, которые могут применяться практически на всех этапах строительства или ремонта. Для большинства людей их польза становится очевидной при облицовке плиткой или отделке гипсокартоном;
  • ротационные. Если приборы линейного типа могут проецировать лучи только на угол в 180°, то ротационные – способны образовать разметку на 360°. Установив такое устройство внутри помещения или на строительной площадке, вы сможете охватить большую площадь, чем при использовании линейных построителей. Эти функциональные уровни стоят дорого и востребованы преимущественно профессионалами.
  • комбинированные. Часто необходимо сочетать функции сразу нескольких типов лазерных нивелиров – так появляются ротационные уровни с возможностью построения дополнительных линий и точек. Неудивительно, что это самые дорогие приборы.

Какие характеристики важны?

По традиции сведем все самые важные параметры в одну небольшую табличку и попробуем описать каждый из них.

Характеристики и возможности лазерных уровней
Критерий сравнения Разновидности Примечание
Температурный диапазон от -10 до +40 °С и от 5 до 40 °С Модели с более узким диапазоном рабочих температур предназначены для работы при положительной температуре. Если же помещение неотапливаемое или объект находится на открытом воздухе, то зимой стоит использовать уровни с более широким диапазоном, захватывающим отрицательные температуры. Последние приборы конструктивно сложнее, поэтому и дороже.
Дальность от 2 до 50 м (без приемника) и до 50-200 м (с приемником) Для работы в помещениях вполне достаточно оборудования первого типа. Оно дешевле и расходует меньше энергии батареи, чем нивелиры, бьющие на 50 м и далее (с приемником лучей). Последние используются сугубо в профессиональной деятельности на больших объектах, например, при строительстве дома и заливке больших площадей.
Точность* отклонение от 0,1 мм/м и больше Самые высокоточные приборы (0,1-0,2 мм/м) применяются в сфере строительства при работе на больших расстояниях, где отклонение в несколько миллиметров может стать катастрофичным. Для отделки подходит техника с точностью от 0,3 мм/м до 0,8 мм/м.
Количество и направление лучей от одного и больше, вертикаль/горизонталь Самое распространенное решение – два луча, образующих перекрестие. Чем больше лучей, тем удобнее разметка. Важно, чтобы производителем была предусмотрена функция работы каждого из лазеров по отдельности.
Тип крепления 1/4″, 5/8″ Определяет резьбу крепления к штативу или держателю. Есть модели с двумя типами крепления. В большинстве случаев можно использовать переходники.
Цвет луча Красный, зеленый Приборы с красным лазером являются наиболее распространенным решением, однако зеленые проекции лучше видны, особенно заметна разница при хорошем освещении. При этом такие устройства дороже, требуют больше электропитания и могут работать только при положительной температуре.
Функциональность Самовыравнивание По умолчанию в обычных моделях перед работой необходимо выровнять устройство по встроенному в него пузырьковому уровню. Функция самовыравнивания или самонивелирования позволяет контролировать ход этого выравнивания с помощью автоматики. Приборы с такой функцией при отклонении от правильного положения более чем на 3-4 градуса подают звуковой сигнал или заставляют лазерный луч мигать. До этих значений он сам выходит на горизонт.
Самоотключение Для экономии заряда батареи нивелир отключается спустя какое-то время.
+дальномер Позволяет не только проводить разметку, но и использовать лазерный луч для измерения длины.

* У любого измерительного оборудования есть предел точности измерения (погрешность). Проверить точность очень просто: достаточно установить прибор на расстоянии 1 м от стены, сделать отметку на линии, потом отодвинуть уровень еще на метр и сделать еще одну. Расстояние между первой и второй отметками не должно превышать паспортного значения.

В наш рейтинг вошли наиболее популярные устройства известных производителей измерительной техники. Здесь нашлось место и простым недорогим приборам, и высокоточным изделиям для профессионального применения. Все цены указаны исключительно для сравнения.

1. DEKO Laser Level – от 660 руб.


Если вас интересует простой и недорогой китайский линейный нивелир, например, для укладки плитки, то можно рассмотреть модель DEKO Laser Level LV-01 с Алиэкспресс. Он строит всего две линии, расположенные под прямым углом друг к другу, т.е. позволяет решать довольно ограниченный круг задач, но ведь это 660 руб!

Крепление возможно как на гвозди или саморезы, так и на штатные присоски. Питание осуществляется от трех элементов АА (в комплекте не идут). Установить правильное положение позволяют два пузырьковых уровня, а наличие встроенного транспортира обеспечивает удобное выставление угла отклонения линии относительно горизонта.

По традиции небольшой обзор от владельца девайса.

2. Ермак 659-022 – от 3000 руб.


Ермак родом из Китая – именно так можно сказать про эту модель бюджетного построителя. Несмотря на то, что устройство пользуется большим спросом, найти в продаже Ермак 659-022 не так-то просто, равно как и подробное описание изделия. Устройство не отличается высокой точностью, поэтому использовать его рекомендуется только в небольших помещениях. По отзывам отделочников желательно еще и проверить качество настройки прибора перед его эксплуатацией.

Учитывайте, что имеющуюся в нем функцию самонивелирования отключить не получится. В указанную стоимость входит штатив, кейс, очки и две батареи АА. С таким прибором можно проводить практически все работы в квартире, начиная выравниванием потолка и заканчивая монтажом полок на стену.

Небольшой обзор от человека, который приобрел этот нивелир для изготовления ниши из гипсокартона.

3. Bosch Quigo II – от 3000 руб.


В первую очередь хочется похвалить производителя за создание этого компактного прибора по более чем приемлемой цене. Не зря его называют карманным построителем, ведь Bosch Quigo II представляет собой куб с гранями 6,5 см и массой всего 250 г. Поставляется в металлической коробке с универсальным креплением. Кстати, сам уровень имеет отверстие с резьбой под 1/4″, т.е. для установки можно использовать практически любой фотоштатив. Энергии для этого малыша хватает от работы двух батареек ААА. Имеется функция самовыравнивания в пределах 4-х градусов, ее можно отключить для решения других задач. Превышение лимита сопровождается световым сигналом.

В общем, must have в любом доме – пригодится и обои правильно поклеить, и с гипсокартоном поработать, и плитку положить. Среди нюансов можно отметить довольно низкую точность, поэтому прибор лучше использовать на небольшом расстоянии от плоскости разметки – чем дальше, тем толще будет линия, и тем хуже ее будет видно. Ну и можно использовать только сразу две линии – отключить одну из них нельзя.

Оценить этот кубик в действии можно по следующему небольшому видео обзору.

4. KaiTian 5 Lines – от 3800 руб.


KaiTian 5 Lines 6 Points – неплохой вариант лазерного построителя плоскостей, который можно заказать на Алиэкспресс с доставкой из Китая. Что можно отметить в первую очередь? Производитель позаботился о комплектации, и в наборе уже имеется удобный компактный кейс, батареи AA (3 шт.), провод зарядки и очки. За такую цену устройство, способное построить 5 линий, – настоящая находка. Вызывает уважение и качество применяемых материалов: внизу – металл, сверху – добротный пластик.

Прибор стоит на ножках, имеет тонкую регулировку и звуко-световую индикацию для уведомления об отклонении от плоскости основания (не более 3 градусов). В нижней части имеется резьбовое крепление на 5/8″.

Учитывая доступную стоимость по сравнению с аналогичными товарами, данную модель на Алиэкспресс заказывают довольно часто. Ниже на видео один из очередных довольных покупателей делится своими впечатлениями.

5. Condtrol MX2 – от 5000 руб.

Интересное решение реализовано в модели Condtrol MX2 с российскими корнями, но китайского производства. Этот компактный прибор строит всего две линии, но чем он по-настоящему хорош, так это работой до 30 часов на двух батарейках АА и пятью различными вариантами креплений: ремешок, саморез, зажим, магнит, штатив. Несмотря на относительно малый угол разверстки луча, его более чем достаточно для ремонта в квартире или небольшом строительстве.

Прибор можно назвать полупрофессиональным, т.к. он допускает использование специального приемника, увеличивающего дальность проецирования. Линии можно строить по отдельности, что также упрощает работу и позволяет экономить заряд. Прочный усиленный корпус, а также возможность устанавливать прибор на штативы 1/4″ и 5/8″ делают этот аппарат поистине незаменимым в наборе инструментов любого мужчины. В стандартную комплектацию входит сумка, переходник крепления, кабельная стяжка и батарейки. Доплатив еще 800-1000 руб., можно приобрести расширенную версию, включающую также штатив, очки, мишень, ремешок и вместо сумки – кейс.

Посмотреть на оборудование в действие и оценить количество возможных способов крепления можно в следующем видео от производителя.

6. ADA 2D Basic Level – от 7000 руб.


Если вы надумали серьезный ремонт, и не планируете тратить на него долгие годы, то существенно ускорить процесс поможет комбинированный нивелир ADA 2D Basic Level. Данное устройство от китайского производителя проецирует всего две линии и отвес, но этого достаточно для полноценной работы в квартире или частном доме. Каждую из линий можно строить по отдельности. Конструкцией предусмотрен пузырьковый уровень для более точного и быстрого предварительного выравнивания устройства, имеется подсветка, что позволяет работать даже в сумерках. Основание поворотное на трех регулируемых ножках.

Прибор оснащен функцией самонивелирования в пределах 3-х градусов (можно отключить). Для крепления на штатив или специальный крепеж предусмотрена резьба на 5/8″. В комплекте кроме самого построителя находится сумка, очки, мишень с магнитным креплением и 3 батареи АА.

Небольшой видео отзыв от владельца, раскрывшего все особенности работы с этим построителем.

7. Bosch PLL 360 – от 9000 руб.


Вращение лазерной головки в ротационной модели Bosch PLL 360 обеспечивает построение горизонтали вокруг прибора. Второй линией можно построить одну вертикаль – этого вполне достаточно для проведения большинства видов строительных и отделочных работ. Устройство оснащено механизмом самовыравнивания в пределах 4 градусов и предназначено для работы при положительных температурах. Речь идет о разметке внутри помещений, т.к. дальность нивелира не превышает 20 м.

Очень популярный вариант среди отважившихся на самостоятельный ремонт и начинающих профи. Для питания нужны 4 батарейки АА. Резьба под штатив – 1/4″. Производитель предлагает две комплектации: 1) с чехлом и держателем; 2) с чехлом и штативом. Комплект 2 стоит дороже в среднем на 600-1000 руб.

Небольшой видео обзор от владельца устройства.

8. KAPRO 888 – от 9300 руб.


Израильский построитель KAPRO 888 подойдет для работы в больших помещениях и на открытых площадках. Защищенный от пыли корпус надежно сохраняет начинку прибора, способную проецировать две вертикали и одну горизонталь. Каждую из линий можно отключать. На одном заряде прибор работает не более 8 часов ввиду большой мощности излучения, питание осуществляется тремя батарейками АА. В комплекте футляр, очки, приспособление для установки на треногу, а также элементы питания и настенный держатель.

Несмотря на минимальный набор функций, его часто используют в своей деятельности профессиональные отделочники, которые ценят такую технику за тонкую четкую линию даже на больших расстояниях.

Ниже небольшой ролик об этом устройстве.

9. ADA Cube 360 – от 10000 руб.


ADA Cube 360 относится к категории компактных профессиональных лазерных нивелиров. Это прибор ротационного типа, способный разметить сразу все помещение по горизонтали и восставить одну вертикальную линию. Среди преимуществ можно отметить обилие функций (самовыравнивание, отключение при бездействии), широкий рабочий диапазон температур, большую дальность и возможность работы в связке с приемником. Прочный корпус с резиновыми прокладками надежно защищает содержимое от ударных и вибрационных воздействий. Он всего лишь в полтора раза больше ранее рассмотренного «кубика» от Бош, но возможности его гораздо шире. Например, он имеет сразу две резьбы крепления на 1/4″. Питание осуществляется стандартными источниками типа АА в количестве 3 штук.

Производитель предлагает сразу четыре комплектации. Самая простая включает только прибор и батарейки (Basic Edition). Можно купить версию с очками, креплением и чехлом, которая обойдется примерно на 500-1000 руб. дороже (Home Edition). Если кроме самого прибора нужен только штатив и чехол, то доплата составит в районе 1000 руб. (Professional Edition). Все ранее обозначенное оборудование, а также кейс – получаем самую навороченную версию, отличающуюся от базовой еще на 2000-3000 руб. (Ultimate Edition).

Небольшой ролик, из которого вы узнаете об особенностях этого прибора.

10. Geo-Fennel – от 28000 руб.


Geo-Fennel FL 250 VA-N – одна из наиболее популярных моделей лазерных нивелиров, применяемых профессиональными строителями и отделочниками. Это устройство ротационного типа, способное строить одну плоскость и точку. При этом можно проецировать либо вертикаль, либо горизонталь (крепление на 5/8″), а также выбирать скорость вращения головки, переключаться в режим наклона или самовыравнивания.

Прибор отличается высокой точностью и самовыравнивается при отклонении на 5 градусов. С помощью пульта можно управлять устройством на большом расстоянии от него. Способен работать как на аккумуляторе, так и на обычных батарейках. В комплект входит прочный и качественный кейс, мишень, пуль дистанционного управления, очки, приемник, крепление на рейку, аккумулятор, зарядка, две батарейки АА.

Каков товар в действии можно посмотреть в следующем ролике.

11. ADA TopLiner – от 30000 руб.


Профессиональный лазерный построитель плоскостей ADA TopLiner 3×360 – это ротационный прибор с тремя вращающимися головками, обеспечивающими проекцию сразу трех линий с разверсткой 360 градусов. Одно это уже является огромным преимуществом перед бюджетными вариантами, а если добавить сюда высокую точность и видимость линии даже на значительном расстоянии, то модель явно обходит аналоги.

Устройство снабжено функцией самоотключения и самонивелирования в пределах 4,5 градусов, способно работать в широком температурном диапазоне. Монтируется на штатив с помощью резьбы 1/4″ или 5/8″. В качестве питающего элемента используется аккумулятор. Зарядка осуществляется непосредственно подключением прибора к сети, в этот момент он может работать без аккумулятора. В комплекте вы также найдете сумку, зарядку, аккумулятор емкостью 3300 мА, специальное крепление и магнитную мишень.

О том, какие возможности раскрываются перед владельцем такого построителя, вы можете узнать из следующего видео.

Выбор редакции

Несмотря на то, что все рассмотренные нами модели относятся к разным сегментам, мы выбрали наиболее удачные на наш взгляд модели исходя из сферы их применения и соотношения цена/качество. В наш ТОП попали недорогой китайский комбинированный лазерный уровень – KaiTian 5 Lines 6 Points , инструмент от небезызвестного производителя – , а также профессиональный построитель – ADA TopLiner 3 x360 .

Сводная таблица по представленным моделям
Модель Тип Точность, мм/м Дальность без приемника, м Рабочая температура, °С Max угол разверстки Самонивелирование
линейный 0,3 10 +5…+40 90
линейный 0,5 10 +5…+40 120
линейный 0,8 7 +5…+35 60
комбинированный 0,2 10 -10…+50 360
линейный 0,3 20 0…+50 120
комбинированный 0,3 20 -5…+45 180
ротационный 0,4 20 +5…+40 360
линейный 0,3 30 -10…+45 120 3,5°
ротационный 0,3 20 -5…+45 360
комбинированный 0,1 20 -20…+50 360
ADA TopLiner 3×360 ротационный 0,2 20 -10…+40 360 4,5°

Одним уровнем не обойтись!

Если вы не приобрели расширенную версию, включающую все необходимое для работы с лазерным уровнем, то вам могут потребоваться штатив, специальное крепление, очки, приемник и элементы питания.


Штатив или тренога нужны для более удобной установки построителя. Производители нивелиров обычно снабжают свои устройства резьбовым соединением на 1/4″ или 5/8″. К слову, если вы увлекаетесь фотографией и ранее приобретали для съемки штатив, то его можно также задействовать в работе с разметкой – он обычно имеет стандартный разъем под 1/4″. Стоимость самых дешевых треног стартует с отметки в 1000 руб. Можно подобрать параметры треноги исходя из условий эксплуатации лазерного уровня.

В продаже имеются и специальные разборные штанги с телескопической ступенью, которые устанавливаются враспор между стенами или полом и потолком. Стоят они наш взгляд неоправданно дорого, а их применение не всегда удобно. Смотрите сами на примере из видео ниже.

Держатель


Более доступный вариант крепления представляет собой небольшое приспособление с фиксацией к основанию с помощью клипсы или путем подвешивания на саморезы, гвозди, магнит и т.п. Как правило, имеют универсальные размеры и могут применяться для различных моделей построителей плоскостей. Стоимость таких держателей начинается в районе 500 руб., но нужно учитывать, что для тяжелых ротационных нивелиров они не подходят. На примере следующего видео можно оценить удобство использования крепления.


Специальные очки с цветными стеклами нужны лишь для того, чтобы лучше видеть разметку в условиях яркого освещения. Сразу предупреждаем, что они не работают как защитное оборудование для ваших глаз. В зависимости от цвета лазера используют изделия с зелеными или красными стеклами. Чаще всего последние, просто потому что лазеры красного цвета являются наиболее распространенными. Рекомендуем купить очки в первую очередь, ведь цена стартует всего лишь с 170 руб., а удобство работы – бесценно.

Приемник


При работе на большой площади, особенно это касается открытых объектов с хорошим освещением, увидеть луч глазом просто невозможно, даже с помощью очков. Выручают высокочувствительные детекторы-отражатели лазерного уровня или приемники. Такие приборы позволяют определить место прохождения разметки и перенести ее на рабочую поверхность, увеличивая тем самым дальность нивелира до 100 и более метров. Попадание луча на детектор сопровождается звуком и/или световой индикацией. Нужно помнить, что каждый приемник подходит сугубо к тем моделям, для которых он адаптирован. Цены на такие устройства стартуют с отметки 3000 руб. и могут достигать стоимости самого построителя.


Если вы не собираетесь часто использовать лазерный уровень, то для сохранения прибора можно задействовать коробку, в которую он упакован производителем. В ином случае желательно приобрести чехол или кейс, т.к. точный инструмент чувствителен к внешним воздействиям и защита для него будет вовсе не лишней. Цена первого стартует от 1000 руб., кейс дороже – от 2000 руб. Обращаем ваше внимание, что многие производители выпускают модели девайсов с разной комплектацией. Например, в базовом комплекте – только нивелир, в более продвинутом – уровень и штатив, в полном – все, включая кейс.

Аккумулятор

В качестве источников питания могут использоваться элементы АА и ААА, а также фирменные аккумуляторы. Стандартные батарейки удобны и универсальны, их легко заменить новыми. Другое дело – аккумулятор. Он может выйти из строя и исчезнуть из продажи. Поэтому, если у вас есть выбор, делайте ставку на лазерные уровни, питающиеся от стандартных батареек.