Как сделать самодельный трактор чертежами. Минитрактор своими руками: как сделать, лучшие варианты самоделок. Принципы изготовления конструкции

В качестве альтернативы заводскому трактору для небольших фермерских хозяйств можно использовать «народные» конструкции.

Описываемый ниже самодельный мини-трактор из мотоблока создан из деталей грузового мотороллера «Муравей» — он отлично зарекомендовал себя при работе на малогабаритных сельских участках. Создать такой мини-трактор своими руками можно при наличии небольшой мастерской и достаточной доли умения.

Конструкция самодельного мини-трактора

Данная конструкция была разработана и испробована на практике студентами Харьковского института механизации и электрификации сельского хозяйства.

Сделать самому такой мини-трактор можно из утиля: различных узлов и деталей от старых серийных машин, выпускаемых отечественной промышленностью.

Агрегат может быть оснащен большим набором сменных прицепных и навесных орудий. Благодаря этому мотоблок можно считать универсальным помощником в приусадебном хозяйстве. Его можно использовать для вспашки и боронования, культивации и окучивания, а также для других операций, связанных с обработкой почвы и уходом за растениями.

Этот трактор можно также применять в сцепке с одноосной тележкой, чтобы перевозить различные хозяйственные грузы, мусор с участка, грунт, песок. Для этого производится небольшая модификация трактора, и водитель размещается на подрессоренном сиденье спереди тележки.

Главные детали самодельного мини-трактора - двигатель ВП-150М, трансмиссия, система отбора мощности, ходовая часть, система управления и прицепное устройство. Все они компонуются на прямоугольной раме из швеллера. Наиболее подходящим для мотоблока этого аппарата можно считать двигатель ВП-150М от мотороллера «Электрон» или его аналог, обладающий мощностью в 7,5 л. с. (5,5 кВт), одноцилиндровый, двухтактный и карбюраторный. Он имеет компактную встроенную коробку передач и муфту сцепления, а также снабжен электронным зажиганием. Также ценно и то, что данный мотор оснащен центробежным вентилятором, ведь прочие двигатели приходится охлаждать различными «кустарными» принудительными способами.

Можно, конечно, использовать и другие двигатели. Но для сравнения достаточно привести основные данные по двигателю ВП-150М. Здесь передача крутящего момента к коробке передач осуществляется косозубой парой шестерен с передаточным числом 3,045.

Коробка передач - трехступенчатая - с шестернями постоянного зацепления. Передаточные числа по ступеням следующие: для первой передачи - 4,883, для второй - 2,888, для третьей - 1,800. Двигатель и коробка передач сделаны в одном моноблоке. Особых требований по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателя в комплекте с муфтой сцепления и коробкой передач нет, в данном случае они регламентируются только рекомендациями завода-изготовителя.

Трансмиссия мотоблока механическая, шестеренчато-цепная, состоящая из серийного дифференциала с реверсом (от грузового мотороллера «Муравей»), промежуточного вала, двух конечных передач и механизма блокировки колес. Промежуточный вал в этом механизме одновременно служит для отбора мощности и для навесных орудий. Поэтому крутящий момент передается от двигателя на промежуточный вал с помощью цепи с шагом 12,75, ас него далее - на дифференциал с помощью цепи с шагом 15,875 мм. И далее, снова по цепям конечных передач с шагом 15,875 мм, - к ведущим колесам. Звездочка Z1 относится к двигателю, Z4 составляет комплект вместе с дифференциалом, a Z2 и Z3 - от мотоцикла «Восход».

Промежуточный вал сделан из стали 40, он установлен в двух шарикоподшипниках № 180205. Для них можно использовать стандартные фланцевые корпуса (например, от списанных сельхозмашин); крепление к боковым щекам кожуха трансмиссии.

Диаметры посадочных мест вала следует выбирать по размерам ступиц звездочек. Длина зависит от ширины кожуха трансмиссии плюс небольшой запас (для установки с правой стороны двухручьевого приводного шкива диаметром 100-120 мм).

Фотогалерея

Как видно на фото, этот самодельный мини-трактор представляет собой двухколесную машину, управляемую идущим за ней человеком.

Как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства

Раму мотоблока можно сварить из имеющихся под рукой подходящих профилей. Для продольных лонжеронов рамы можно использовать швеллер № 6, а для поперечных - № 8. Снизу к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам необходимо прикрепить корпуса подшипников полуосей с помощью болтов. Здесь требуется поставить подшипники № 180207 (по два на каждую полуось). Корпуса к ним следует подобрать стандартные (лучше со списанных сельхозмашин).

Установка этих элементов на кронштейны должна осуществляться с особенной тщательностью: необходимо соблюдать соосность колес и перпендикулярность полуосей относительно продольной оси рамы. Это важно для последующей разметки отверстий под крепление корпусов с подшипниками и дальнейшего насаживания их на целиковую ось-оправку, которая впоследствии должна быть распилена на две полуоси.

При правильной установке корпусов оправка в подшипниках полуосей будет свободно вращаться.

После этого к раме в ее задней части следует приварить уголки 25 х 25 мм. Далее к ним привинчивается кожух трансмиссии, сделанный из стального листа толщиной 5-6 мм. Этот элемент необходим в качестве основания для установки промежуточного вала, дифференциала и механизма управления. Задняя сторона кожуха должна иметь съемную крышку, а передняя - кронштейн для крепления топливного бака.

Передняя часть рамы изнутри оснащается приваренными уголками, которые будут служить кронштейном под двигатель с вентилятором принудительного охлаждения.

Ось (или полуоси) необходимо делать из качественной стали. Размеры этого элемента можно корректировать в зависимости от имеющихся в наличии подшипников и размеров ступиц колес. Далее на полуоси с внутренней стороны нужно насадить две полумуфты.

Правая полумуфта должна свободно перемещается на квадрате, а с помощью рычага, установленного на штанге управления, должна вводится в зацепление с левой полумуфтой. Таким образом, обеспечивается жесткое соединение полуосей, т. е. блокировка колес.

Траверса должна поворачиваться на 180° или на требуемый промежуточный угол, чтобы были возможны дополнительные удобства при управлении мотоблоком в процессе работы.

Посмотрите видео «Самодельный мини-трактор», чтобы наглядно увидеть, как конструируется эта сельскохозяйственная машина:

Приспособление к мини-трактору для быстрого полива

Для быстрого полива земельного участка большого размера народными умельцами предлагается еще одна разновидность самодельного трактора. Вернее, это приспособление, которое присоединяется к мини-трактору. В данном случае используется четырехколесный вариант мини-трактора.

Помимо полива, мини-трактор для домашнего хозяйства с помощью этого приспособления и с помощью различных прицепных и навесных устройств можно использовать для различных работ по обработке почвы.

Данная конструкция была разработана на базе двигателя УД-2 с мощностью в 8 л. с. Раму трактора рекомендуется сварить из труб диаметром 40 мм. Для ее жесткости нужно по бокам приварить угольники размером 35 х 35. Задний мост и карданную передачу можно взять от автомобиля «Шкода». Эти детали требуется немного урезать и подогнать по чертежу. Коробку передач также можно взять от этого автомобиля (она имеет три скорости для движения вперед и одну для движения назад). Передний мост вполне можно рассчитать и изготовить самостоятельно из трубы 40 мм в виде коромысла. Тяги берутся от мотоколяски, а рулевая колонка - от автомобиля «Волга». Тормозная система должна быть гидравлической, тормозной цилиндр - от автомобиля ГАЗ-51, бензобак - от зернопогрузчика. А сиденье трактора можно взять от свеклоуборочного комбайна и немного переделать. Колеса для данного трактора, передние и задние, были взяты от тракторных граблей.

В итоге получился полноценный механизм. На передней части рамы собранного трактора требуется расположить только поливной узел. Он должен состоять из шестеренчатого насоса, взятого от гидравлической системы трактора МТЗ-5, который будет работать от привода тракторного двигателя.

В завершение сборки нужно установить на раме трактора бак для воды емкостью не менее 200 л. В процессе работы насос будет качать воду, и подавать ее по шлангу, поливая, таким образом, землю в радиусе до 10 м.

Многие дачники желают знать, как сделать самодельный полноприводный минитрактор своими руками. Стоит понимать, что работы, связанные с хозяйством, можно проводить гораздо быстрее с помощью использования техники небольших размеров. К подобным работам можно отнести уборку сена, транспортировку, обработку почвы и другие.

Для данных целей можно купить небольшую конструкцию или соорудить самостоятельно, сэкономив немалое количество денежных средств. Выбор нужно делать исходя из финансовых возможностей.

Подобная техника не отличается существенными габаритами, однако ее мощности и производительности достаточно для перевозки практически любых грузов и обработки почвы на собственной территории.

Первым делом следует разобраться в устройстве подобной конструкции. Это позволит определить правильное расположение основных элементов (двигателя, трансмиссии, механизмов управления, ходовой части и т. д.).

Далее надо будет рассчитать затраты на покупку и монтаж главных узлов, а также дополнительных навесных и прицепных деталей. Количество элементов будет зависеть от того, какие работы планируется выполнять с помощью самодельного минитрактора. Далее можно будет выполнить поиск нужных рабочих механизмов и собрать их в единую конструкцию.

Устройство на основе мотоблока

Хороший функционал имеет самодельный минитрактор 4х2 м на основе мотоблока небольших размеров. Практически каждый дачник хочет узнать, как сделать самодельный минитрактор своими руками. Стоит знать, что обязательно нужно подготовить такие элементы:

  1. Рама, сооруженная из профильных труб или уголков из металла.
  2. Колеса.
  3. Тяги.
  4. Ступицы.
  5. Сигнальные фонари.
  6. Водительское сиденье небольших размеров.

Мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками дополнительно можно снабдить гидравлическим навесным механизмом. В результате появится возможность использовать различные навесные приспособления для того, чтобы производить земляные и другие работы.

Самодельный минитрактор и все к нему соорудить просто. Когда все необходимые детали будут подготовлены, можно будет перейти к процессу сборки. Для этого надо будет подготовить такие инструменты: молоток, гаечный ключ, электродрель и устройство для сварки. Собрать самодельный полноприводный минитрактор с электрическим двигателем можно будет за несколько дней.

Что нужно учитывать при сооружении трактора из мотоблока?

Рисунок 1. Чертеж самодельного минитрактора.

Сложнее всего изготовить своими руками в домашних условиях кузов и присоединить его к мотоблоку. Чтобы правильно сделать минитрактор своими руками, понадобится использовать готовые схемы и чертежи, которые были разработаны профессионалами, имеющими большой опыт работы.

Только в таком случае получится правильно сделать полноприводный минитрактор и соединить все основные детали. Рекомендуется также посмотреть обзоры самодельных минитракторов.

Также надо будет разработать детальную кинематическую схему. Следует позаботиться о том, чтобы в процессе передачи от двигателя к колесам устройства крутящего момента нагрузка на ведущую ось распределилась равномерно.

Чертежи самодельных минитракторов подобного типа помогут в работе. Рис. 1.

На следующем этапе можно приступать к сборке главных узлов. Для того чтобы создать безопасные условия использования конструкции, особое внимание рекомендуется уделить размещению системы торможения и рычага переключения передач.

Когда данные работы будут выполнены, понадобится оборудовать рабочее пространство водителя.

Самодельные минитрактора из мотоблока легко управляются. Они имеют маленькие размеры, поэтому их можно использовать на неровном рельефе, возле строений и внутри производственных зданий.

Какие детали можно использовать для сооружения трактора?

Подобную конструкцию можно соорудить из неиспользуемых приспособлений от старых автомобилей, которые выпускались отечественной промышленностью.

Конструкцию можно оснастить большим количеством прицепных и навесных приспособлений. Именно поэтому мотоблок является универсальным помощником в приусадебном хозяйстве. Данный элемент может использоваться для вспашки, культивации и других работ, которые связаны с обработкой земли и уходом за растениями.

Трактор можно эксплуатировать и вместе с телегой с одной осью. Это позволит перевозить различные элементы, большое количество мусора, почву или песок. Для этого понадобится произвести маленькую модификацию трактора. Водитель в этом случае будет находиться на сиденье с рессорами в передней части тележки.

Основными деталями трактора-самоделки подобного типа являются следующие:

  • электродвигатель ВП-150М;
  • трансмиссия;
  • устройство по отбору мощности;
  • ходовой механизм;
  • приспособление для управления;
  • прицепной механизм.

Элементы размещаются на раме квадратной формы, которую можно соорудить из швеллера. В качестве мотоблока рекомендуется использовать электродвигатель ВП-150М от мотороллеров отечественного производства. Можно применить и аналоги мощностью 5,5 кВт. Двигатель должен быть одноцилиндровым.

Преимуществом является то, что эта модель имеет встроенную коробку передач, муфту сцепления и снабжается электронным зажиганием. Приспособление снабжается центробежным вентилятором. Это является большим преимуществом, так как другие электродвигатели нужно будет постоянно охлаждать различными методами.

В этом случае крутящий момент передается к коробке передач с помощью косозубой пары шестеренок. Коробка передач должна быть трехступенчатой, с шестеренками непрерывного зацепления. Электродвигатель и коробка передач должны находиться в одном моноблоке. В таком случае особых требований к использованию и техническому обслуживанию электродвигателя и коробки передач не будет.

Нюансы, которые следует учесть при выборе деталей

Трансмиссия мотоблока должна быть механической. Конструкция должна состоять из стандартного дифференциала, промежуточного вала, передач и приспособления для фиксации колес.

Промежуточный вал будет необходим для отбора мощности и навесных изделий. Крутящий момент будет передаваться от электродвигателя на промежуточный вал при помощи цепочки с шагом 12 мм. После этого крутящий момент будет передаваться на дифференциал при помощи цепочки с шагом 15,5 мм. Размер колеи должен быть примерно 700 мм.

Промежуточный вал можно изготовить из стали 40, после чего установить в шариковых подшипниках. В данном случае можно применить обыкновенные фланцевые корпуса, которыми снабжаются сельскохозяйственные машины.

После этого понадобится выполнить фиксацию кожуха трансмиссии к боковым щекам.

Диаметр мест для посадки определяется исходя из размеров ступиц звездочек. Длина будет зависеть от ширины кожуха трансмиссии.

В данном случае важно оставить маленький запас для монтажа шкива привода диаметром 10-12 см в правой части.

Принципы изготовления конструкции

Раму мотоблока проще всего сварить из металлических профилей. Для продольных лонжеронов подойдет швеллер № 6, для поперечных — № 8. В нижней части к горизонтальным лонжеронам рамы и к кронштейнам надо будет присоединить подшипники полуосей при помощи болтов небольших размеров. Понадобится установить по 2 подшипника на каждую ось. Корпуса подойдут стандартные — их можно демонтировать с сельскохозяйственных машин.

Если двигатель размещается спереди, ширина колеи обусловливается базовыми колесами мотоблока. При заднем размещении двигателя ширину колеи надо увеличить, в противном случае устройство не получит необходимой балансировки.

Говоря о том, как сделать мини-трактор своими руками, стоит знать, что монтаж элементов на кронштейны должен выполняться с особой тщательностью.

Обязательно следует соблюдать соосность колес и перпендикулярность полуосей по отношению к продольной оси рамы. В итоге будет возможность правильно выполнить разметку углублений под фиксацию корпусов с подшипниками, после чего насадить элементы на ось, которую в дальнейшем нужно будет распилить на 2 полуоси.

В случае правильного монтажа корпусов оправка в подшипнике сможет с легкостью вращаться. На следующем этапе к раме понадобится приварить металлические уголки 25х25 мм. После этого к ним прикручивается кожух, который изготавливается из металлического листа толщиной 4-5 мм.

Данная деталь будет использоваться в качестве основы для промежуточного вала и элементов управления. Заднюю часть кожуха следует оснастить съемной крышкой, а переднюю — кронштейном для фиксации топливного бака.

Переднюю часть рамы изнутри нужно снабдить металлическими уголками, которые фиксируются с помощью сварки. Данные элементы можно будет использовать в качестве кронштейнов для электрического двигателя с вентилятором небольших размеров.

Оси должны изготавливаться из качественного металла. Размеры данных элементов корректируются исходя из того, какие подшипники имеются в наличии. Следует учитывать и габариты ступиц колес. На оси понадобится насадить несколько муфт.

Правая муфта должна с легкостью перемещаться по квадрату. При помощи рычага, который монтируется на штангу управления, муфту можно будет ввести в зацепление с элементом, расположенным в левой части конструкции. В результате можно будет обеспечить жесткое скрепление осей и блокировку колес.

Следует позаботиться о том, чтобы траверса поворачивалась на 180°. В таком случае будет удобно управлять мотоблоком во время выполнения всех работ.

Приспособления для мини-трактора, которые можно изготовить самостоятельно

Как уже говорилось ранее, самодельный полноприводный минитрактор и все к нему можно изготовить своими руками из «Москвича». Для того чтобы была возможность быстро поливать участок больших размеров в селе, можно изготовить специальное приспособление, которое прикрепляется к мини-трактору.

Благодаря этому элементу самодельный минитрактор в деревне можно использовать не только для полива, но и для различных работ, связанных с земельной обработкой.

Изделие разрабатывается на основе электродвигателя УД-2. Рама конструкции сваривается из трубок диаметром 40 мм. Для увеличения жесткости конструкции необходимо в боковых частях зафиксировать металлические уголки размером 35х35 мм. Задний мост и карданная передача подходят от автомобиля «Шкода». Данные элементы обязательно нужно будет урезать, после чего подогнать по схеме. Коробка передач тоже подойдет от данного автомобиля. Можно использовать и аналоги, однако должно быть несколько скоростей для движения вперед и одна — для движения назад. Передний мост можно соорудить своими руками из трубки 40 мм. Тяги подходят от мотоколяски, а рулевая колонка — от автомобилей отечественного производства.

Тормозную систему нужно брать гидравлическую, цилиндр для тормоза подходит от автомобиля «Волга». Бензобак можно взять с погрузчика зерна. Сиденье водителя подходит от комбайна для уборки свеклы, однако его нужно будет слегка переделать. Колеса подходят от граблей обыкновенного трактора.

В результате можно будет получить полноценное устройство. На передней части рамы понадобится разместить узел для полива, который состоит из насосной конструкции, снабжающей гидравлическую систему трактора МТ3-5. Элемент будет функционировать от привода электродвигателя.

Обязательно понадобится разместить на раме бак для жидкости емкостью минимум 200 л. Во время работы насосная конструкция будет качать воду, после чего подавать ее по длинному шлангу. Таким способом можно будет поливать почву в радиусе порядка 10 м.

Заключение

Изготовление мини-трактора в домашних условиях не отличается особой сложностью, процесс занимает несколько дней. Устройство подобного типа сможет изготовить даже человек без опыта работы, однако следует подготовить все необходимые элементы.

Мини-трактор для домашнего хозяйства - весьма полезная техника. При помощи нее можно с легкостью перемещать и поднимать любые грузы, собирать, к примеру, сено или же возделывать участок. При этом диапазон возможностей данной техники можно существенно расширить, для этого достаточно лишь оборудовать его несколькими дополнениями. Однако сегодня речь пойдет не о навесном оборудовании, а о том, как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками.

Рама

Данный элемент является наиболее важным и необходимым для большинства единиц спецтехники (в том числе и такой, как мини-трактор). Поэтому, дабы избежать неприятных последствий, необходимо заранее составить чертеж или схему будущей конструкции. После этого можно смело приступать к ее изготовлению. Для рамы следует подобрать несколько облегченных металлических швеллеров и соединить между собой методом автоматической или полуавтоматической сварки. Обратите также внимание на длину данного элемента. Размеры рамы должны быть пропорциональны габаритам мини-трактора. Чем длиннее данный элемент, тем габаритнее и вся техника.

Остальные детали

После сварки швеллеров по контуру проделываются отверстия, которые будут служить для крепления различного навесного оборудования и иных элементов конструкции. Следует подумать и о подножках, они цепляются по обе стороны рамы. В качестве основного материала здесь применяется 8-миллиметровый лист стали "Ст-3", который также будет использован для поперечного кронштейна рулевой колонки. Для дополнительной прочности соединений поперечные отрезки снабжаются "косынками" из той же стали, которая применялась ранее для подножек (однако ширина листа здесь будет немного меньше, 5 миллиметров).

Как далее изготовляется После этого к передней поперечной балке привариваются втулки навески моста. Они также будут изготовлены из листового металлопроката "СТ-3". Толщина листа - 2 сантиметра. После этого к раме присоединяются мосты (передний и задний соответственно).

Самоделки: мини-тракторы и детали для них. Более подробно о мостах и балке

Мост изготовляется из отдельно взятых деталей и агрегатов, снятых с подобной земледельной техники. Некоторые используют мосты от 24-й «Волги»
или же «Москвича». Но в нашем случае такие детали использоваться не будут, потому что они попросту не вписываются в габариты мини-трактора. Исключение составляет Более детально о нем мы поговорим немного позже.

Детали, которые нужно делать самостоятельно

Такие детали, как втулки поворотных, колесных и опорных полуосей, необходимо сделать своими руками. Также самостоятельно изготовляется и поперечная балка. Для этого берется отрезок трубы с квадратным сечением размером 65х65х5 миллиметров.

Если такой нет, балку можно изготовить из Втулки полуосей делаются из Опорно-поворотные механизмы изготовляются из отрезков металлической трубы. Для этого берется труба сечением 70х14 миллиметров и нарезается на несколько кусков длиной 120 миллиметров каждый. Также в них необходимо проделать посадочные места для подшипников. После этого полученная деталь прикрывается металлическими приварными крышками. В центр балки вваривается собранный узел (он должен состоять из 2 роликовых подшипников и цилиндрической обоймы), при помощи которого будет допущено качение данного моста.

В качестве крепежных элементов данного узла следует использовать болты и гайки маркировки «М-30». Ими крепится полностью вся передняя балка. При затягивании необходимо подложить под гайку специальную пружинную шайбу. Стоит отметить, что с каждым затягиванием болтового соединения вы уменьшаете величину люфта передней оси относительно мини-трактора. Таким образом, у вас будет возможность регулировать данный узел при необходимости перед каждым новым выполнением с/х работ.

Про задний мост

Его в отличие от переднего не обязательно изготавливать своими руками. Здесь вполне достаточно установить стандартный «Волговский» элемент. Но, поскольку ширина мини-трактора не соответствует габаритам моста от ГАЗ-24, его нам придется укоротить до 80 сантиметров. Для этого убирается фиксация «чулок», срубаются головки заклепок, а оставшаяся часть проталкивается глубже. Разъединение моста с картером редуктора производится при помощи кувалды с фиксацией первого элемента в специальной оправке.

Благодаря этим действиям вы обеспечите стыковку с реверс-редуктором, благодаря чему излом кардана будет исключен. Также у вас отпадет необходимость в балансировке и установке противовесов на мини-тракторы для дачи, что значительно ускорит время выполняемых работ.

Чтобы укороченные "чулки" зафиксировать в отверстиях, нарезается резьба ("М-12") и вкручиваются туда винты. Полученный мост крепится к 8 пластинам. Последние привариваются болтами ("М-10" по 4 на каждую пластину) и гайками к лонжеронам. Пружинной шайбой выполняется контровка соединений. Для этого на мост привариваются идентичные пластины. На завершительном этапе под крепление навесной рамы устанавливаются самодельные кронштейны. Для подъемного механизма к картеру моста приваривается корпус вала подъемника.

Заключительный этап

Теперь дело осталось за малым: к полученной конструкции приваривается сидение, и вся техника окрашивается в один монотонный цвет (по желанию можно использовать несколько разных по оттенку аэрозольных баллончиков). Сзади к технике устанавливается для возможности работы в сцепке с плугом.

Как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками? Способ № 2

Данный способ является более простым, нежели предыдущий, однако здесь для выполнения работ вам необходимо будет иметь свой собственный мотоблок. При этом не обязательно приобретать новый, для трактора вполне сойдет какой-нибудь старый советский «Урал» или «Нева».

Что берем от мотоблока?

Из данного агрегата будет извлечено «сердце», то есть мотор, который и будет основным тяговым устройством трактора. Все остальные детали можно пустить на запчасти. Кроме этого, в ходе работ вам понадобятся пусковое устройство, мосты и колеса к ним.

Дальнейшая технология сборки практически не отличается от предыдущей, здесь также задействуется сварочный аппарат, металлические трубы и

Приступаем к работе

Итак, как делаются Сначала проектируется кинематическая система техники. Тяговые усилия, идущие от ДВС мотоблока, должны передаваться через роликовую цепь на промежуточный вал. Также при помощи предпоследнего устройства будет передаваться мощность и на ведущие колеса. На выходном валу располагается тормоз (ленточный), а по оси устанавливается рычаг КПП. Пуск ДВС будет осуществляться через педаль стартера. В принципе, мини-трактор для домашнего хозяйства - не такая уж и сложная техника, как кажется на первый взгляд, поэтому делать его можно на основе всего лишь одного чертежа.

Рама будет изготавливаться из стальных труб и уголков. Также следует предусмотреть вилку с втулкой для поворота прицепа (в случае работы трактора в сцепке с ним или плугом). К корпусу подшипникового узла крепятся так называемые "щечки", а выходной вал наглухо приваривается к "косынкам" гнезда. Передняя балка и задний мост делаем аналогично предыдущему способу.

Далее мини-трактор самодельный снабжается металлическим кузовом с бортом высотой не мене 30 см. Все это необходимо изготовить из листовой стали. На расстоянии 80-85 сантиметров от конца хребтовой балки устанавливается мягкое сидение из тонкого листа фанеры (дополнительно можно обшить кожзаменителем с наполнением из поролона).

На завершительном этапе мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками оборудуем прицепным устройством. После этого техника проходит процедуру грунтовки и покраски.

Итак, мы выяснили, как сделать мини-трактор для домашнего хозяйства своими руками.

В сельском хозяйстве не обойтись без трактора. Однако удовольствие это дорогое, поэтому самодельный трактор своими руками может стать достойным решением этой проблемы. Дело это непростое и требует наличия инструментария, необходимых материалов и знаний, однако и результат приятно порадует.

Как сделать минитрактор своими руками: что для этого нужно?

Наиболее доступным вариантом для минитрактора своими руками является трактор с так называемой ломаной рамой. Такая рама состоит из 2 частей, которые соединены специальным механизмом, основанным на шарнирах. В передней части машины расположено все управление и ходовая. Управление основано на гидравлике, при повороте руля выгибается вся передняя часть, в результате чего осуществляется поворот. Такой подход позволяет упростить конструкцию и сэкономить на некоторых деталях.

Задняя часть проще по конструкции, на ней расположено рабочее место для машиниста трактора, заднего моста и различных приспособлений для установки навесных частей, которыми производится обработка почвы.

Преимущества, которыми обладает самодельный мини-трактор для домашнего хозяйства:

  1. При своих небольших размерах и простой конструкции способен давать результаты, сопоставимые с промышленной техникой.
  2. Имеет отличную маневренность, способен совершить разворот практически на одном участке земли, что для обработки почвы является довольно важным качеством.
  3. Низкий расход топлива. Конечно, потребление топлива зависит от конструкции машины и выполняемой работы, тем не менее обычно расход топлива минимален.
  4. Низкая стоимость, несравнимая с покупным агрегатом. Невысокая стоимость обеспечена дешевизной узлов и деталей, которые часто можно купить с рук или вообще найти.

Недостатки самодельных тракторов:

  • агрегат выполняется из старых, порой отживших свой век деталей, поэтому рекомендуется регулярно проводить техобслуживание машины (в любом случае нет гарантии, что старый узел не выйдет из строя);
  • при выходе из строя старого узла или детали не всегда удается найти замену, так как такие комплектующие в большинстве случаев уже сняты с производства.

Перед тем как начинать поиск запчастей и механизмов, необходимо обдумать конструкцию машины и найти чертежи. Чертежи можно придумать самостоятельно, но лучше всего воспользоваться проектами народных умельцев, которые уже имели опыт сборки подобной техники. Можно заранее посоветоваться с опытным слесарем, который поможет учесть и устранить возможные проблемы заранее и посоветует, как собрать трактор.

Необходимые материалы и инструменты

Для работы понадобятся следующие инструменты:

  • сварочный аппарат с запасом электродов;
  • отрезная машинка с набором отрезных и шлифовальных дисков, хард-щетка для зачистки металла;
  • гаечные ключи, молоток с зубилом;
  • электрическая дрель и набор сверл;
  • оборудование для покраски;
  • может понадобиться токарный станок для расточки некоторых деталей.

Материалы, которые придется найти для того, чтобы собрать минитрактор:

  • металлический швеллер для рамы;
  • ось с колесами;
  • гайки, болты и шайбы различных размеров;
  • водительское сиденье;
  • двигатель, коробка передач, трансмиссия;
  • материалы для создания корпуса, крыши, крыльев;
  • расходные материалы для покраски;
  • смазка для узлов трактора.

Поиск необходимых запчастей и сборка конструкции

Перед тем как начать поиск всех узлов и механизмов, следует знать, что коробка передач, двигатель и ходовая часть должны быть взяты с одного трактора — это позволит избежать сложной работы по подгонке узлов друг к другу.

Какой двигатель наиболее предпочтителен для самодельного трактора? Здесь выбор невелик: рекомендуется найти двигатель УД-2 или УД-4, неплохим вариантом станет двигатель М-67, так как он довольно экономичен и долговечен, требует минимального участия в обслуживании и ремонте. Некоторые народные умельцы в качестве силовой части использовали двигатели от автомобиля Жигули. В этом случае из автомобиля вынимается двигатель с коробкой передач и трансмиссией, отпадает необходимость подгонки механизмов друг к другу, что значительно облегчает сборку.

Перед тем как установить такой двигатель, следует его модернизировать. В нем отсутствует система охлаждения, для этого можно использовать вентилятор, который устанавливается на коленчатый вал. Необходимо установить и кожух, который будет направлять потоки холодного воздуха.

Если используется двигатель от легкового автомобиля, необходимо снизить его обороты в 3 раза с помощью соответствующих шестерней, так как для трактора не нужны такие высокие обороты.

Выбор колес зависит от того, для каких целей предназначен самодельный мини-трактор. Если целью использования машины является перемещение различных грузов, то можно обойтись и колесами на 16 дюймов. Если же трактор будет работать на поле и обрабатывать почву, рекомендуется использовать колеса большего диаметра — это обеспечит лучшее сцепление с грунтом. Если есть желание сэкономить на колесах, можно использовать и автомобильные покрышки, однако следует учитывать, что в этом случае сцепление с почвой может быть недостаточным, а управление может осложниться.

Рама, задний мост и внешняя отделка для мини-трактора

Рама собранного мини-трактора состоит из 2 частей, соединенных шарнирным механизмом. Для изготовления такого механизма можно использовать карданный вал от крупного грузового автомобиля, например, ГАЗ. Не так важно, какая конкретно модель автомобиля будет использована: карданный вал особых различий не имеет.

Задний мост вполне подойдет от старого автомобиля Волга или Москвич, но в этом случае придется их укоротить, поскольку стандартный мост не входит в размеры мини-трактора.

Рама изготавливается из металлического швеллера. Этот материал обладает достаточной прочностью и жесткостью для подобной нагрузки. После монтажа рамы на ней высверливаются отверстия различных диаметров для того, чтобы закрепить основные узлы и механизмы.

Внешнюю отделку можно выполнить из любых материалов: как из металла, так и пластика или стеклоткани с эпоксидной смолой. Конструкцию необходимо хорошо покрасить минимум на 2 слоя краской по металлу. Это необходимо не только для придания трактору хорошего внешнего вида, но и защиты его узлов от коррозии.

Как видно, самоделка вполне окупает себя, и в изготовлении небольшого трактора для сельхозработ (при наличии навыков и инструментов) нет особых сложностей.

Тема изготовления тракторов для домашнего подворья не нова и существовала еще во времена СССР. Самодельные трактора в те годы строились энтузиастами – одиночками для облегчения труда в хозяйстве.

Трактор начала века

И в наше время это занятие не теряет актуальности, несмотря на то, что в продаже появились промышленные образцы минитракторов.

Кого-то не устраивает цена, кому-то не нравятся технические данные таких агрегатов, вот и занимаются люди производством техники “под себя”. Многих начинающих интересуют вопросы выбора схемы, двигателя, трансмиссии самодельной машины. Давайте попробуем разобраться в них подробнее.

Выбор схемы рамы трактора самоделки

Подавляющее большинство образцов самодеятельного тракторостроения являются колесными машинами, разница лишь в схеме рамы, которая может быть переломной или единой для переднего и заднего мостов. Каждая из схем имеет свои преимущества и недостатки.

Ломающаяся рама, как правило, состоит из двух частей, которые соединяются шарниром. В соединении чаще всего используются карданные соединения от главных передач грузовых автомобилей, при этом два конца крестовины завариваются в проушине для того, чтобы ограничить движения сочленения только одной степенью свободы (вправо – влево).

Исполнение рамы трактора

Преимуществом такой схемы можно назвать повышенную маневренность аппарата, в отличие от трактора классической компоновки с передними управляемыми колесами. На передней полураме такой машины размещают двигатель с коробкой передач, а задняя полурама несет на себе задний мост и навесное оборудование.

Рама классической конструкции выполняется по всем известному принципу. На ней устанавливается двигатель с агрегатами, мосты и навески. Достоинством такой конструкции является простота в изготовлении, хотя встречаются довольно сложные экземпляры пространственной схемы.

Для изготовления рам всех схем используются в основном швеллеры (6 – 10) и квадратные трубы размером от 40х40 до 80х80 миллиметров. Для изготовления менее ответственных элементов конструкции (каркасы крыльев, облицовки) могут применяться уголки или прутки разных размеров и диаметров.

Двигатели для самодельных тракторов

Чаще всего самодельщики используют находящиеся в их распоряжении двигатели, при этом наибольшей популярностью пользуются автомобильные моторы (от легковушек) и силовые агрегаты от дизельных и бензиновых электростанций (УД-2, УД-4). Так же достаточно часто встречаются оппозитные мотоциклетные двигатели. Экзотикой (надеюсь что пока) являются образцы зарубежного моторостроения, например компактные дизеля японского производства. Главные требования к двигателю – надежность и неприхотливость в работе.

Можно обойтись двигателями УД

Двигатель следует выбирать исходя из его мощности и крутящего момента, а так же рабочих оборотов. Поскольку самодельный трактор предназначен в первую очередь для выполнения каких-либо работ на приусадебном участке или в хозяйстве, от него не требуется достижение высоких скоростей. Наоборот, мини тракторы самоделки нуждаются в способности двигателя развить большой крутящий момент на малых оборотах, в этом смысле, конечно, имеют преимущество четырехтактные дизельные моторы.

Неплохо себя зарекомендовали двигатели от автомобилей “ЗАЗ” с воздушным охлаждением. В комбинации с хорошо подобранными агрегатами трансмиссии (коробка передач и задний мост), эти моторы способны долго и надежно работать на самодельной технике, это же можно сказать и о двигателях семейства “УД”.

Агрегаты трансмиссии

Очень редко умельцы комплектуют двигатели штатными коробками передач. Это происходит от того, что зачастую родная коробка не в состоянии обеспечить требуемое усилие на ведущих колесах, поэтому приходится искать варианты выхода из таких затруднений. Одним из вариантов является соединение относительно маломощного двигателя, например М-72 и коробки от ГАЗ-51 (53).

Для таких комбинаций приходится делать новый кожух сцепления или переходник с отверстиями для шпилек, который обеспечивает соосность коленвала двигателя и первичного вала коробки передач. Переходник может быть изготовлен из стали или сплавов на основе алюминия.

При изготовлении трактора самоделки своими руками, умельцы зачастую снабжают его коробкой отбора мощности, вещью чрезвычайно нужной в случае необходимости работы с гидравлическими навесками. Коробки отбора мощности так же используются от серийной автомобильной или сельскохозяйственной техники, либо могут быть самодельными (принципиально сложного там ничего нет).

Мосты, как и колеса, можно использовать самые разные, от элементарного устройства от мотороллера “Муравей” до серьезных мостов от грузового автомобиля. Переделки моста, как правило, сводятся к укорочению чулков и полуосей (для придания необходимых размеров колее), а так же оформлении новых посадочных мест под подшипники полуосей в чулках.

Разработка проекта

Достаточно редко можно встретить самодельщика, который делает трактор по предварительно сделанным чертежам. Большинство поступает так: на ровной поверхности расставляют мосты с колесами, определяют место установки мотора с коробкой и начинают “по месту” раскраивать и сваривать элементы рамы.

Самоделка на базе Т-16

Затем по ходу работы вносят необходимые изменения в конструкцию. Не могу согласиться с таким подходом, лучше сначала сделать чертежи и эскизы, а потом браться за работу, чем переделывать потом элементы конструкции. Если иметь такой подход к делу, то самодельные трактора с ломающейся рамой (и с обыкновенной) будут выходить из домашнего сборочного цеха без необходимости каких-то доработок.