Схемы зарядных устройств журнал моделист конструктор. Электронный коммутатор нагрузок. Схема, описание. Для схемы "измеритель эмоций"

Иногда возникает необходимость в поочередной коммутации нескольких нагрузок электронными ключами вместо механического переключателя. Поиск в литературе привел к интересному схемотехническому решению, опубликованному в Радио №12 1989г. Доработанная схема показана на рисунке. Электронный коммутатор нагрузок работает следующим образом. При подаче питания конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R4. Низкое напряжение на конденсаторе С1 в первый момент времени устанавливает на выходе элемента DD1.4 лог. «0». На выходах элементов DD2.1, DD2.2, DD3.1 устанавливается лог. «1», на выходах DD1.1, DD1.2, DD1.3 также устанавливается лог. «1», на выходе элемента DD3.2 -лог. «0». Зажигается светодиод HL4, сигнализирующий о готовности устройства, но при этом ни одна нагрузка не включена. Чтобы включить, например, нагрузку Rн1, необходимо нажать кнопку SB 1. При этом на выходе элемента DD1.1 устанавливается лог. «0», на выходе элемента DD3.2 - лог. «1», и светодиод HL4 гаснет; на выходе элемента DD1.4 устанавливается лог. «1», так как С1 уже заряжен; на выходе элемента DD2.1 устанавливается лог. «0», на выходе элемента DD4.1 - лог. «0». Светодиод HL1 зажигается и сигнализирует о включении нагрузки. Оптронный ключ VU1 открывает симистор VS1, а тот, в свою очередь, коммутирует нагрузку Rн1. Элементы микросхемы D4 используются как повторители с высокой нагрузочной способностью. При нажатии, например, кнопки SB3, в первую очередь выключится нагрузка Rн1, так как на выходе элемента DD1.3 устанавливается лог. «0», на выходе элемента DD2.1 - лог. «1», и нагрузка Rн1 отключается. На выходе элемента DD3.1 устанавливается лог. «0», на выходе элемента DD4.3 - тоже лог. «0», светодиод HL3 зажигается, и включается нагрузка Rн3. Схемотехническое построение схемы исключает даже кратковременное включение двух нагрузок. Отключить любую из нагрузок можно нажатием кнопки SB4. При желании можно включать четвертую нагрузку, добавив в цепь светодиода HL4 цепь из оптоключа и симистора, аналогично рассмотренным выше цепям. Мощность коммутируемой нагрузки определяется только максимальным током примененного симистора. Таким образом, нажимая на слаботочную кнопку SB, можно коммутировать нагрузку от сотни ватт до нескольких киловатт.

Детали. Для питания схемы используется трансформатор с мостовым диодным выпрямителем и фильтром, с выходным напряжением 9 В. Напряжение питания микросхем стабилизируется микросхемой DA1 типа 7805. Указанные на схеме микросхемы можно заменить отечественными аналогами: 74LS08 - К555ЛИ1, 74LS10 -К555ЛА4, 7407 - К155ЛИ4, 7805 - КР142ЕН5А. Кнопки SB1-SB4 типа SWT2-7 можно заменить любыми отечественными.

По материалам журнала Радіоаматор.

На гусеничном ходу.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного снегохода с гусеничным движителем и двумя рулевыми лыжами.

Палатка выходного дня.
Процесс изготовления туристической палатки, которая сделана из полиэтиленовой плёнки.

И топливо не замёрзнет.
Советы и рекомендации по применению позисторных подогревателей в топливных баках дизельных автомобилей и тракторов.

Коптись, рыбка, мала и велика!
Автор статьи делится опытом по изготовлению самодельного устройства для холодного копчения продуктов.

Тихий «малыш».
Подробные чертежи и рисунки малогабаритного настольного сверлильного станка.

Без переделки блока питания.
Самодельный адаптер для подключения 12-ти вольтовой нагрузки к блоку питания с выходным напряжением 9 вольт.

Ракетный со спортивным прошлым.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели ракетного катера с электродвигателем.

Американские истребители танков.
Подробное описание, основные данные, модификации, чертежи и рисунки американских САУ на базе автомобиля «Додж» и полугусеничного бронетранспортера М3.

От биплана - к моноплану.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации палубного самолета-разведчика Curtiss SB2C Helldiver.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №2:

Простая, как... велосипед .
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельной 3-х колёсной прогулочной велоколяски.

«Привет» - «Москва».
Советы и рекомендации по реконструкции подвесного лодочного мотора «Москва».

Косит «Ветерок».
В статье рассматривается конструкция самодельной портативной садовой электрокосилки с двигателем от пылесоса «Ветерок-3».

Бортовая сеть под контролем.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного устройства для контроля за напряжением в бортовой сети автомобиля.

По волнам радио.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции радиоуправляемой модели яхты.

Стартующая в двух классах.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели ракеты класса S3B.

«Ангелочки» в небе Испании.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки пикирующего бомбардировщика Henschel Hs-123.

Броня пасует перед «Штурмом».
История создания, технические данные, чертежи и фотографии отечественного противотанкового ракетного комплекса «Штурм».

«Четверка» с четырьмя кольцами.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии автомобиля среднего класса Audi A4.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №3:

Скутер с домашнего стапеля.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинальной самодельной лодки «Кардинал».

Велосипед меняет форму.
Советы и рекомендации по самостоятельному усовершенствованию велосипедного привода.

Водокачка с ветряком.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной насосной установки с приводом от ветряного двигателя.

Измерительный пробник.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного пробника-измерителя напряжения.

«Витафон».
Рубрика «Приборы-помощники» рассказывает о самодельном виброакустическом медицинском аппарате, который предназначен для лечения различных заболеваний.

МиГ-3: летающий контур.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции контурной модели-копии самолёта Миг-3.

Операция «Полярный медведь».
Статья рассказывает о древнерусских старинных кораблях XIII-XV века.

Штурмовое орудие «Фердинанд».
Подробное описание, тактико-технические характеристики, чертежи и рисунки немецкой САУ «Ferdinand».


Интересные факты из истории создания и боевого применения советского скоростного бомбардировщика СБ.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №4:

Семье - семейный автомобиль .
Подробное описание, технические характеристики и компоновка самодельного семейного автомобиля «АСКОР».

Трактор-огородник.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного трактора, сделанного на базе двигателя УД-8.

Клумба в вариациях.
В статье рассказывается о том, как можно превратить обычную клумбу в оригинальный элемент украшения участка.

Встроенная защита.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного устройства для защиты радиоаппаратуры от «переполюсовки».

Включу-ка чайник лазером!
Принципиальная электрическая схема самодельного устройства управления бытовыми электроприборами с использованием лазерной указки.

Бутылка под парусом.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели парусного катамарана с корпусом из пластиковой бутылки.

Прыжок льва.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии легковых автомобилей представительского класса семейства Peugeot 607.

«Испанский» бомбардировщик Туполева.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №3 за 2002 год.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №5:

Пашет, возит и даже пилит.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного универсального мини-трактора.

Семье - семейный автомобиль.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №4 за 2002 год.

Универсальный мототягач.
Описание оригинальной конструкции буксировщика для инвалидов-колясочников, роллеров и велосипедистов.

Ваша «водонапорная башня».
В статье описана простая в изготовлении «водонапорная башня» для дачного участка.

Коль поливать, то автоматически.
Подробный обзор процесса изготовления самодельной системы автоматического полива и опрыскивания растений.

С двигателем, но без горючего.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели автомобиля с пневматическим двигателем.

«Союз» - космический долгожитель.
История создания, основные данные, чертежи и рисунки ракеты-носителя «Союз-У2».

Танк Великой победы.
Интересные факты из истории создания и боевого применения легендарного советского танка Т-34-85.

«Акула», так и не показавшая зубов.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации английского разведчика-торпедоносца Blackburn Shark.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №6:

Автожиру - мотор.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного летательного аппарата с двигателем от мотоцикла «Днепр-10».

С коляской и прицепом .
Технические данные и компоновка самодельного прицепа для мотоцикла с коляской.

Сажать картофель! С удовольствием!
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки прицепной 2-х рядной картофелесажалки.

Тележка-самосвал.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинальной самодельной тележки-самосвала.

Двухмоторный электролёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция 2-х моторной пилотажной модели самолёта с электрическим приводом.

Модель -победительница.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о модели ракеты класса S3A.

Свет в вагонном окошке.
Советы и рекомендации по доработке схемы внутренней подсветки модели железнодорожного вагона.

Французский самолёт для атомной бомбы.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации французского стратегического бомбардировщика Dassault Mirge IV A.

И купе, и минивэн.
История создания, технические данные, чертежи и фотографии легкового автомобиля Renault Avantime.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №7:

Дачный . И довольно удачный.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и фотографии самодельного мини-грузовика для дачи.

Вплавь на... раскладушке.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного плота, сделанного из бросовых материалов.

Кормушка для хрюшки.
Нетрадиционная конструкция корыта-желоба для кормления свиней с использованием металла, керамики и бетона.

Тиристорный регулятор напряжения.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного тиристорного регулятора напряжения.

Бриг в... бутылке.
Статья раскрывает секреты о том, как поместить судомодель в стеклянную емкость.

Ракетоплан победителя.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракеты класса S4A.

Наследник армейского джипа.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии универсального полноприводного автомобиля повышенной проходимости Jeep Cherokee.

«Чёрная кошка» вермахта.
Интересные факты из истории создания и боевого применения немецкого тяжёлого танка Panther Aust.G.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №8:


Подробное описание, основные технические характеристики, чертежи и фотографии самодельного трактора «Ангарец».

Быстроходный аквапед.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать оригинальный водный велосипед.

Прицеп велотуриста.
Подробные чертежи и рисунки конструкции самодельного прицепа для велосипеда.

Тестер в кармане.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного миниатюрного тестера.

Выключатель под колпаком.
Советы и рекомендации по защите наружного выключателя освещения от атмосферных осадков.

Радиоуправляемый «тренер».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели самолёта «Тренер».

Подводные лодки типа «Щ».
Подробное описание, тактико-технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии советских подводных лодок типа «Щ».

В расчете на собственные силы.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи, а так же цветные иллюстрации румынского гидросамолёта RAS GETTA.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №9:

Скутер под крышей.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельного 2-х колёсного скутера, оснащённого лёгким обтекателем.

Строим чоппер.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного чоппера, сделанного на базе мотоцикла «Иж-Юпитер-2».

Сварочный полуавтомат.
Принципиальная схема, принцип работы, а так же конструктивные особенности сварочного полуавтомата, предназначенного для сварки в среде углекислого газа.

Как на деревне без трактора?
Продолжение статьи опубликованной в «М-К» №8 за 2002 год.

Безразмерная полка.

Адаптер величиной с «крону».
В статье описана конструкция миниатюрного преобразователя напряжения бытовой электросети 220 вольт в постоянное напряжение 5 вольт.

Мультиметр автолюбителя.
Конструкция самодельной приставки к цифровому мультиметру, которая превращает его в универсальный прибор автомотолюбителя.

«Пайпер»: контурная копия.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции контурной модели-копии самолёта PIPER CAB.

Средний среди средних.
Подробное описание, тактико-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации американского среднего танка M47.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №10:

«Комфорт» везём с собой.
В статье подробно описана конструкция передвижного полевого стана, сделанного на базе прицепа к легковому автомобилю.

Всесезонный помощник.
Подробные чертежи и рисунки конструкции самодельного тракторомобиля, который собран из бросовых и отремонтированных деталей.

Как на деревне без трактора?
Заключительная часть цикла статей опубликованных в «М-К» №8 и «М-К» №9 за 2002 год.

Каменка в три этажа.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной печи для бани.

От аккумулятора - 220!
Принципиальная схема и принцип работы устройства аварийного питания от автомобильного аккумулятора.

Предохранитель «феникс».
Подробный обзор, а так же основные характеристика самовосстанавливающихся предохранителей серии MF-R и MF-S.

И самолёт, и планер.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции свободнолетающей авиамодели для начинающих моделистов.

Последний биплан Страны Советов.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации советского разведчика-бомбардировщика Р-Z.

Fiat stilo - лидер будущего пятилетия.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и фотографии переднеприводного автомобиля FIA T Stilo.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №11:

Простой, лёгкий, ажурный.
Чертежи, схемы и порядок сборки самодельного двухколесного прицепа к веломобилю.

Домашняя литейка.
В статье подробно описана конструкция литьевой машины для изготовления пластмассовых деталей под давлением.

Многоцелевые активаторы.
В статье приводится устройство активаторов малой и большой производительности для получения «живой» и «мертвой» воды.

Книжный шкаф-ретро.
Описание конструкции небольшого, но достаточно ёмкого 3-х секционного шкафа классического стиля.

Автоматическое разрядно – зарядное.
Принципиальная схема и принцип работы импульсного автоматического разрядно - зарядного устройства для АКБ.

Модель-копия чемпиона.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракеты-носителя «Союз-У2».

Штурмовые танки вермахта.
Интересные факты из истории создания и боевого применения немецкой САУ сопровождения «Бруммер».

«Буффало» против «Чаек» и «Ишаков».
История создания, основные данные, чертежи и фотографии американского палубного истребителя Brewster F2A Buffalo.


Содержание журнала "Моделист-конструктор" №12:

Аэросани с лодочным мотором.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельных аэросаней, сделанных по 4-х лыжной схеме.

Полноприводной велосипед.
Конструкция автономного многоскоростного ручного привода для переднего колеса серийного велосипеда.

Зернодробилка из... стиральной машины.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной зернодробилки, сделанной на базе старой стиральной машинки.

Тетрис на паркете.
В статье рассказывается о самодельном мебельном гарнитуре "Тетрис", состоящем из трёх трансформируемых модулей.

Микролитьё на дому.
Подробное описание технологии получения качественного микролитья под давлением из цветных металлов и сплавов.

Сибирский чемпион.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракеты класса S6A.

Летаем в активном стиле.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой тренировочной модели самолёта.

Первый реактивный бомбардиров¬щик США.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи, а так же цветные иллюстрации американского бомбардировщика North American B-45 Tornado.

Электронный коммутатор нагрузок

Иногда возникает необходимость в поочередной коммутации нескольких нагрузок электронными ключами вместо механического переключателя. Поиск в литературе привел к интересному схемотехническому решению, опубликованному в Радио №12 1989г.

Электронный коммутатор нагрузок работает следующим образом. При подаче питания конденсатор С1 начинает заряжаться через резистор R4. Низкое напряжение на конденсаторе С1 в первый момент времени устанавливает на выходе элемента DD1.4 лог. "0". На выходах элементов DD2.1, DD2.2, DD3.1 устанавливается лог. "1", на выходах DD1.1, DD1.2, DD1.3 также устанавливается лог. "1", на выходе элемента DD3.2 -лог. "0". Зажигается светодиод HL4, сигнализирующий о готовности устройства, но при этом ни одна нагрузка не включена. Чтобы включить, например, нагрузку Rн1, необходимо нажать кнопку SB 1. При этом на выходе элемента DD1.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD3.2 - лог. "1", и светодиод HL4 гаснет; на выходе элемента DD1.4 устанавливается лог. "1", так как С1 уже заряжен; на выходе элемента DD2.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD4.1 - лог. "0".

Светодиод HL1 зажигается и сигнализирует о включении нагрузки. Оптронный ключ VU1 открывает симистор VS1, а тот, в свою очередь, коммутирует нагрузку Rн1. Элементы микросхемы D4 используются как повторители с высокой нагрузочной способностью. При нажатии, например, кнопки SB3, в первую очередь выключится нагрузка Rн1, так как на выходе элемента DD1.3 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD2.1 - лог. "1", и нагрузка Rн1 отключается. На выходе элемента DD3.1 устанавливается лог. "0", на выходе элемента DD4.3 - тоже лог. "0", светодиод HL3 зажигается, и включается нагрузка Rн3.

Схемотехническое построение схемы исключает даже кратковременное включение двух нагрузок. Отключить любую из нагрузок можно нажатием кнопки SB4. При желании можно включать четвертую нагрузку, добавив в цепь светодиода HL4 цепь из оптоключа и симистора, аналогично рассмотренным выше цепям. Мощность коммутируемой нагрузки определяется только максимальным током примененного симистора. Таким образом, нажимая на слаботочную кнопку SB, можно коммутировать нагрузку от сотни ватт до нескольких киловатт.

Доработанная схема показана на рисунке.

Детали

Для питания схемы используется трансформатор с мостовым диодным выпрямителем и фильтром, с выходным напряжением 9 В. Напряжение питания микросхем стабилизируется микросхемой DA1 типа 7805. Указанные на схеме микросхемы можно заменить отечественными аналогами: 74LS08 - К555ЛИ1, 74LS10 -К555ЛА4, 7407 - К155ЛИ4, 7805 - КР142ЕН5А. Кнопки SB1-SB4 типа SWT2-7 можно заменить любыми отечественными.

По материалам журнала Радіоаматор.

Публикация: www.cxem.net

Смотрите другие статьи раздела .

Более двух лет прошло с тех пор, как я установил на своем мотоцикле «Иж-Юпитер 4» бесконтактное зажигание на базе восходовского генератора, коммутатора 262 3734 и самодельного диодного смесителя (рис. 1.). Убедившись в надежной работе моего творения, коллеги решились на подобное усовершенствование своей мототехники Однако появились вопросы типа «Я собрал по твоей схеме - объясни, почему у меня не работает».

Вот некоторые типичные неисправности:

Нет искры вообще;

Мотор хорошо работает на холостых, но сбоит на оборотах выше средних;

Мотор хорошо пускается, но работает в основном какой-то один цилиндр, второй подхватывает изредка, вспышки следуют неравномерно,

Искры нет только при установке в схему «Ижа» - на «Восходе» искра есть, при замене блока коммутатора-стабилизатора (БКС) аналогичным, другого типа (251 3734 на КЭТ 1-А) неисправность исчезает.

Все перечисленные неприятности указывают на дефект БКС. Рассмотрим заводскую схему блока (рис. 2.). Она скопирована с блока КЭТ 1-А выпуска 1980-х годов. В части коммутаторов стабилитрон VD2 представлен КС650 (или двумя последовательно включенными Д817Б) Последние исполнения БКС - 251 3734, 261 3734, 262 3734 схематически не различаются. Изменились лишь внешность и тип некоторых деталей.

Принцип работы устройств одинаков конденсатор С2 заряжается от высоковольтной обмотки генератора по цепи VD1, С1, VD2, VD4, R2. Положительным импульсом напряжения отдатчика, через VD3 открывается тринистор VS1, который разряжает С2 на обмотку катушки зажигания ТV1, формируя искру на свече F1. Стабилитрон VD2 ограничивает напряжение на С2VS1 на уровне 130 - 160 В. Однако на работающем коммутаторе вольтметр показал 194 В - явное перенапряжение, влияние разброса параметров стабилитрона Хочется отметить интересную деталь - в качестве С2 применены два конденсатора типа МБМ. Такие конденсаторы могут долго работать в импульсном режиме. Являясь «самовосстанавливающимися», они легко переносят кратковременные перенапряжения. Места пробоя обкладок заполняет парафиновая пропитка диэлектрика. К сожалению, это не проходит бесследно - со временем фольга обкладок начинает напоминать решето, емкость прибора падает. Пробои диэлектрика приводят к увеличению проводимости и появлению утечек. Работая в коммутаторе, такой конденсатор просто не успевает накапливать заряд за время между двумя импульсами датчика. Вот почему нормально работающий на «Восходе» («Минске») блок барахлит в схеме «Ижа», где частота импульсов запуска в два раза больше.

Конденсатор с утечкой выявляется по простой схеме (рис. 3.). С соблюдением мер безопасности (схема гальванически связана с бытовой сетью) подключаем проверяемый конденсатор в цепь. Электролампа-индикатор светиться не должна - свечение указывает на наличие утечки. Время проверки 15 - 30 минут (в сомнительных случаях - до 1 часа). Несмотря на несколько варварский способ проверки, для конденсатора он практически безопасен. В процессе эксплуатации он подвергается большим нагрузкам. Таким образом мною были выявлены тринадцать конденсаторов с явной утечкой, причем четыре из них в блоках, нормально работавших на одноцилиндровых моторах, но сбоивших в схеме «Ижа». Заменить конденсаторы в КЭТ-1А несложно - блок легко разбирается. Такая же замена в исполнении 252.3734 - труднее. Для начала удаляем заполняющую корпус пористую массу, проварив коммутатор в кипящей воде 15 - 20 минут. Затем аккуратно «выщипываем» заполнитель пинцетом. Потянув за разъемы, вынимаем плату и получаем доступ к печатному монтажу. Можно, конечно, заменить неисправный прибор аналогичным, но нет гарантии, что новый вскоре тоже не выйдет из строя (причину см. выше), поэтому рекомендую менять на конденсаторы типа К73-17 1,0мкФ/ 400В (а еще лучше 4х0,47мкФ/630В). Два конденсатора нормально располагаются на плате. Герметизацию блока выполняем заливкой его строительной пеной или вырезанной по размеру пластиной резины. Предостерегу от применения различных автогерметиков - их активные компоненты со временем разрушат медные дорожки платы. В целях обеспечения максимальной надежности устройства «безальтернативным» вариантом я считаю металлобумажные конденсаторы типа МБГ, МБГП, МБГЧ (буква Г указывает на конструктивное исполнение прибора), рассчитанные на напряжение 400 - 630 В. Единственная проблема в этом случае - габариты. Возможен компромиссный вариант в схеме для «Иж-Ю» величину С2 уменьшаем до 1мкФ. Это обеспечит гарантированный его заряд за пол-оборота коленчатого вала.

Остальные элементы устройства особых нареканий обычно не вызывают. С1 (К73-15) достаточно надежен. Диоды VD1, VD4 советую заменить на КД226Г (с желтым кольцом) VD3 практически «неубиваем». Случается, что тринистор VS1 сменяет свои характеристики (двигатель начинает запускаться в обратную сторону) - это можно устранить заменой его на КУ202Н или (что еще лучше) на Т122-20-10. Крайне редко выходит из строя КУ221Г (КУ240А1). Замена тринистора сопряжена с подбором по минимальному току управления. Данная схема зажигания весьма требовательна к этому параметру. Я провожу отбор при помощи схемы, изображенной на рисунке 4 Перемещая движок R1 снизу вверх, отмечаем по миллиамперметру РА1 величину тока открывания исследуемого тринистора VS1 по началу свечения лампы EL1. Для использования отбираем экземпляры с током управления I = 1 - 8mА. К сожалению, встречаются тринисторы с увеличенным током утечки. Проверка этого параметра производится по схеме, приведенной на рисунке 3. Свечение лампы будет указывать на неисправность прибора.

Восстановленный таким образом БКС пригоден к дальнейшей эксплуатации в системе зажигания как одно-, так и двухцилиндрового мотоцикла.

Д. РАССКАЗОВ, г. Кашира

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Много лет назад, когда всерьез начал заниматься техническим творчеством, понял, что без сварочного аппарата в этом деле мне не обойтись. С той поры и начал ими интересоваться. Вроде бы и не такое уж сложное устройство, а по-прежнему нет предела его совершенству. Над ним ломают головы и специалисты, и практики: как сделать его еще проще, но в то же время и лучше.

Вот и я, смастерив для себя первый сварочный аппарат и поработав им. начал обдумывать, как улучшить его характеристики. Просмотрел кое-какую доступную литературу на эту тему, стал вникать в теорию. Со временем сделал другой аппарат, конечно же, не хуже первого, но почувствовал, что смогу сделать и лучше. К тому же появился живой и повышенный интерес ко всему тому, что касалось процессов сварки и аппаратов для нее. Стал не только читать, но и собирать литературу, публикации на эту тему. Благодарен и признателен всем авторам статей про сварочные аппараты, которые были напечатаны в журнале «Моделист-конструктор».

Много времени провел у себя в гараже, изготавливая и испытывая разные сварочные аппараты. В итоге пришел к такой схеме «сварочника», которой и сам доволен, и не стыдно посоветовать другим.

Хочу отметить, что сварочные аппараты с выпрямителями, то есть работающие на постоянном (пульсирующем) токе, заведомо лучше «переменников» - те, что работают без диодного моста. Но и «постоянники» нуждаются в доводке и настройке. Поэтому предлагаю опробованные усовершенствования.

Прежде всего это касается включения в схему между положительным и отрицательным проводом выпрямленного тока конденсатора С1. Конденсатор электролитический, емкостью 15000 мк, рассчитанный на напряжение 100 В. Он обеспечивает надёжный, но в то же время плавный поджиг дуги. Если же такой конденсатор нет возможности приобрести, то можно вместо него поставить конденсатор С1 = 50 мк x 160 В, но уже в цепь положительного полупериода тока, как указано на схеме.

И ещё. Будет полезным поставить в первичную цепь бумажный конденсатор типа МБГО или МБГИ емкостью 160 мк. рассчитанный на напряжение 500 В для сглаживания скачков напряжения питающей сети.

Понижающий трансформатор и дроссель могут быть различных конструкций, описания их и характеристики не раз приводились в журнале "Моделист-конструктор" (например № 11 за 1999 г.) и другой технической литературе. Поэтому их выбор остается за умельцами.

А.ЗАЙЦЕВ, г. Петровск, Саратовская обл.
Моделист-конструктор 2006 №11